на главную страницу

22 Августа 2007 года

МАКС - 2007

Среда

Как управлять авиадвигателем будущего?



     Исторически Россия всегда была передовой страной в области самолетостроения, особенно военного. Знаменитые «Су» и «МиГ» – эти бренды известны во всем мире. Выросло несколько поколений людей, влюбленных в эти изумительные самолеты. Но чтобы сохранять наше первенство, нужны немалые усилия.
     Разработка и выпуск нового самолета - сложная задача, которая под силу либо очень мощной компании, либо, что бывает чаще, – отраслевой кооперации. Особенно сложной и ответственной частью этой работы является разработка систем автоматического управления (САУ), надежность и интеллектуальные возможности которых во многом определяют тактико-технические характеристики и привлекательность изделий для потенциальных покупателей.
     В настоящее время в России нет единой концепции построения высоконадежных распределенных встраиваемых систем управления, нет единой элементной базы и нет органа, координирующего такую работу. Как результат, существующие системы управления выполняются на зарубежных процессорах Siemens, Motorola, TMS и других, использование которых недопустимо в перспективных системах вооружений, а иностранные заказчики (Индия, Китай) отказываются от них по причине морального устаревания. При этом каждое КБ использует свои уникальные разработки, несовместимые с разработками других компаний. В итоге созданные модули получаются невзаимозаменяемыми, из-за чего невозможно использовать лучшие решения при создании самолета от разных производителей.
     По мнению Владимира Клепикова, руководителя направления встраиваемых систем для ответственных применений в Институте точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева (ИТМиВТ), будущее систем управления за САУ с распределенной архитектурой, которые будут собираться как конструкторы из стандартизированного набора функциональных модулей, применяемых как в авиации, так и в энергетике и в судостроении.
     В ИТМиВТ давно уже ведутся работы в этом направлении. Накоплен значительный опыт в разработке различных микросхем, в том числе двойного назначения, сформирована команда специалистов по проектированию систем жесткого реального времени. Серьезные теоретические исследования и глубокое понимание проблем отрасли позволили разработать концепцию распределенной системы автоматического управления газотурбинными двигателями (САУ ГТД) на основе платформенного подхода.
     Создание унифицированной САУ позволяет серьезно повысить надежность изделий за счет применения типовых модулей, существенно сократить сроки и трудозатраты на проектирование и освоение производства новых двигателей, унифицировать элементную базу и т.д.
     В беседе с корреспондентом «Красной звезды» Владимир Клепиков рассказал, что специалисты ИТМиВТ разработали принципы построения системы, ее архитектуру, реализовали программное обеспечение. Имеются и первые практические результаты - создан процессорный модуль как центральное звено системы. Одна из отличительных черт программного обеспечения, использующегося в нем, - применение многопоточной и многопроцессной операционной системы жесткого реального времени, предоставляющей программисту интерфейс, соответствующий стандарту POSIX. Ведутся работы по сертификации данной операционной системы в соответствии с требованиями ГОСТ 51904-2002.
     Проведенные работы получили признание у ведущих компаний отрасли. В прошлом году на базе ИТМиВТ был сформирован «Отраслевой координационный совет по созданию распределенной САУ ГТД», в который вошли ОАО «ОКБ Сухого», «НТЦ им. А. Люльки», Завод им. В.Я. Климова, ОАО СТАР, ОАО «НПП ЭГА», ГНЦ «ЦИАМ», ОАО «КБ Электроприбор»,  ООО «СЭПО-ЗЭМ» и др.
     Совместными усилиями сформулированы требования, согласно которым перспективная платформа будет строиться на отечественной элементной базе, для чего будут разработаны ряд универсальных и специализированных микросхем, удовлетворяющих требованиям повышенной температурной, вибрационной и специальной стойкости как для бортового, так и для наземного применения. На базе разрабатываемых микросхем планируется создание процессорных модулей, контроллеров интерфейсов (MIL-1553, ARINC, CAN, TTCAN, TTP, Ethernet и др.), модулей следящих систем, вторичных источников питания и ряда других – всего более 30 типовых модулей.
     Такой унифицированный подход к построению бортовой и наземной авиационной аппаратуры дает разработчикам техники большие преимущества: повышает качество и надежность наземных систем до уровня бортовых и снижает стоимость бортовых систем за счет большого тиража наземных установок.
     Реализация задуманных в ИТМиВТ идей позволит существенно повысить безопасность полетов, упростит процедуру проектирования и обслуживания двигателей как для военной, так и для гражданской авиации, что вместе, безусловно, прямым образом будет способствовать укреплению позиций России на мировом рынке самолетостроения.
     Институт точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева был основан в 1948 году. С момента основания специалисты ИТМиВТ разработали более 20 типов вычислительных комплексов и систем, в том числе для таких стратегических систем, как Система противоракетной обороны (ПРО), Система контроля космического пространства (СККП), Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и др. Некоторые из разработок ИТМиВТ до сих пор несут боевое дежурство.
     За последние три года с начала комплексной реструктуризации институт освоил новые направления: встраиваемые системы для ответственных применений, интеллектуальные решения на основе сенсорных сетей, системы мониторинга на базе спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS и ряд других.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex