на главную страницу

22 Августа 2007 года

МАКС - 2007

Среда

ГрАНТ, БРАТ,«Отшельник»…



Основной принцип Научно-производственного конструкторского центра «Новик-XXI век» и его главного конструктора Николая Чистякова – делать комплексы дистанционно пилотируемых летательных аппаратов в целом, а не их отдельные составные части, пусть и очень важные.

     НПКЦ «Новик-XXI век» с момента основания в 1991 году руководствуется своей концепцией «минимальных ДПЛА». Она заключается в минимизации состава бортового и наземного оборудования комплекса под решаемые задачи; использовании общедоступной элементной базы; отказе от универсализации комплексов в пользу их унификации на единой системообразующей основе.
     Обязательное и главенствующее требование для минимального ДПЛА - не содержать ничего лишнего. Составные части конкретного варианта комплекса могут меняться, оставляя неизменной его системообразующую основу. Потребителю нужна не только экономическая доступность техники – производственная и эксплуатационная дешевизна самих ДПЛА и всей системы в целом. Не менее важна эргономическая доступность – комплекс должен быть прост, удобен и понятен потребителю.
     
ГрАНТ

     Интересующиеся ДПЛАстроением помнят аэродинамически забрасываемые передатчики помех «Амёба» и «Мошкара», фоторазведчик «Проня». Однако по-настоящему комплексы минимальных ДПЛА начали теснить своих более «весомых» конкурентов начиная с 2001 года. Тогда на МАКСе был представлен комплекс ДПЛА ГрАНТ – «Гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный». Эта новинка НПКЦ «Новик-XXI век» при массе летательного аппарата до 20 кг по всем тактико-техническим характеристикам превзошла единственный на тот момент отечественный комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1» массой 140 кг.
     ГрАНТ был создан НПКЦ «Новик-XXI век» в содружестве с Кыштымским радиозаводом при научной поддержке Межвидового центра боевого применения и переучивания личного состава беспилотных авиационных комплексов (г. Егорьевск Московской обл.). Назначение комплекса ДПЛА ГрАНТ – телевизионное наблюдение за местностью и поиск целей на ней на дальности до 70 км с передачей информации на пункт управления в режиме реального времени.
     Один такой беспилотник при продолжительности полета 3-4 часа способен не только выполнять автоматический полет к заданной цели и обратно, но и по командам оператора изменять программу полета, конкретную траекторию. Кроме того, он дает возможность измерять координаты целей с точностью дифференциальной GPS или ГЛОНАСС, переключать три ТВкамеры с различными полями зрения и совершать автоматические повторные заходы на цель или прочесывание района цели.
     Наблюдение цели в комплексе ГрАНТ производится по технологии Трала Чистякова. Ее суть заключается в последовательном просмотре цели тремя гиростабилизированными ТВ-камерами с различными полями зрения.
     Комплекс ГрАНТ состоит из базовой автоматизированной рабочей станции (БАРС) на шасси автомобиля УАЗ-3741, транспортно-пусковой установки (ТПУ) на шасси автомобиля УАЗ-3303 и двух ДПЛА ГрАНТ в транспортных отсеках ТПУ.
     Старт беспилотника производится с ТПУ за счет энергии падающего груза, а посадка – по-самолетному, на брюхо. При этом не требуются никакие расходные материалы. Дальность действия комплекса обеспечивается прежде всего использованием наземных следящих антенн большой площади.
     Комплекс ДПЛА ГрАНТ прост для производства, которое можно организовать без существенных затрат на любом предприятии с механосборочным производством.
     
БРАТ

     Другим ярким представителем минимальных комплексов ДПЛА стал комплекс ДПЛА БРАТ – «Ближний разведчик аэродинамический телевизионный». Его назначение – телевизионное наблюдение за целями на дальности до 10 км при продолжительности полета ДПЛА до одного часа.
     Комплекс ДПЛА БРАТ создан на единой системообразующей основе с комплексом ДПЛА ГрАНТ и по функциональности идентичен с ним. Благодаря этому он совместим с базовой автоматизированной рабочей станцией БАРС. В новом комплексе может применяться также и малая переносная автоматизированная рабочая станция (МАРС) на треноге.
     Характерными особенностями этого ДПЛА стали малая взлетная масса (до 3 кг) и силовая установка на электротяге. БРАТ не требует для своего запуска пусковой установки, его можно запустить в полет толчком руки, а посадку он выполняет по-самолетному, на брюхо.
     
«Отшельник»

     Однако порой для обеспечения большей продолжительности полета приходится идти на увеличение массы ДПЛА за счет увеличения запаса топлива. Примером может служить создание ДПЛА аэродромного базирования «Отшельник». Он сконструирован НПКЦ «Новик-XXI век» в содружестве с Харьковским авиационным институтом. При взлетной массе до 60 кг «Отшельник», обеспечивая телевизионное наблюдение, может находиться в воздухе 6 часов.
     Комплекс ДПЛА «Отшельник» состоит из автоматизированной рабочей станции, прицепа для транспортировки ДПЛА и самого летательного аппарата. Старт и посадку «Отшельник» выполняет по-самолетному, с использованием неубирающегося трехстоечного колесного шасси.
     
Кооперация и сотрудничество

     НПКЦ «Новик-XXI век» охотно кооперируется со всеми участниками ДПЛАстроения. Налажено сотрудничество с предприятиями и организациями России, Украины, Белоруссии, Латвии. Формы сотрудничества различны и многообразны: от кооперативных связей по поставкам материалов и комплектующих до передачи конструкторской документации и технологий для организации производства комплексов ДПЛА у контрагентов. И далеко не всегда сотрудничество зиждется на денежной основе. НПКЦ «Новик-XXI век» охотно делится своими идеями на сайте http://dpla.ru. Найденные им решения широко используются в мировом ДПЛАстроении. Например, американский ДПЛА «Серебряная лисица» (Silver Fox) создан по мотивам ГрАНТа, а Трал Чистякова применяется на американском «Ястребе пустыни» (Desert Hawk), архитектоника комплекса ДПЛА ГрАНТ используется в комплексах отечественных и зарубежных разработчиков, а ДПЛА класса БРАТ в России сейчас не строит только ленивый.
     Так сложилось, что именно НПКЦ «Новик-XXI век» перенял эстафетную палочку от ДПЛАстроителей союзного государства и сохранил сам дух беспилотников в своей концепции минимальных ДПЛА. Предприятие оптимистично смотрит в будущее отечественного ДПЛАстроения, за которое волею судьбы отвечает.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex