на главную страницу

22 Августа 2007 года

Без камуфляжа

Среда

Ракеты и тюльпаны

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».



     Альберта Пушкарева называют дуайеном, то есть старейшиной отечественной фотожурналистики. В свое время его работы, связанные с освоением космоса, печатались практически во всех периодических изданиях. Впрочем, и сейчас снимки мастера довольно часто встречаются на страницах различных газет и журналов. Безусловно, знакомы они и читателям «Красной звезды».
     - Ну какой я дуайен, звучит очень обязывающе, - возражает собеседник, - я самый обычный репортер. Просто мне посчастливилось работать, образно говоря, на переднем крае.
     Пушкарев придумывал интересные сюжеты, находил неожиданный ракурс, воплощал в творчестве самые невероятные идеи. Не случайно в анналах фотохроники ТАСС написано, что он снимал огненные космические корабли чуть ли не в упор.
     - Моя известность, - продолжает Альберт Алексеевич, - объясняется во многом тем, что какое-то время я был «монополистом» в актуальной тематике.
     Он не обольщался «славою бренной», лишь постоянно стремился сделать снимок более совершенным.
     - Когда много работаешь, - рассказывает Пушкарев, - всегда есть из чего выбирать. Интересные фотографии получаются редко. Радуешься, когда один из тысячи кадров что-то символизирует, фиксирует действительно исторический миг.
     Конечно, сейчас уже невозможно подсчитать, сколько километров пленки израсходовал знаменитый фоторепортер, чтобы добиться известности. Глядя на изящные глянцевые снимки, невольно думаешь, что у классика «космической» фотографии вообще не было неудач. Все они ныне кажутся хрестоматийными. Однако Альберт Пушкарев считает своей «визитной карточкой» фото трех космонавтов, направляющихся к ракете.
     - Как возникла идея? – уточняет вопрос Альберт Алексеевич. - Я дружил с Владимиром Джанибековым. Он написал картину «Дублеры». Я смотрел на нее и думал о том, что этот же замысел можно воплотить и в документальном снимке. Сделать его еще более торжественным, впечатляющим… Однако для реализации задумки понадобилось целых три года.
     Долгое время фоторепортер пытался запечатлеть ракету так, чтобы на переднем плане были степные тюльпаны. Однако цветы терялись на фоне огромной покорительницы внеземного пространства. Как совместить их? Не станем раскрывать секреты мастера. У каждого они свои. Пушкареву в конце концов удалось совместить, казалось бы, несовместимое. Получился удивительный фотоплакат, который воспроизводился множество раз.
     В погоне за эксклюзивным кадром Альберт Пушкарев, бывало, не раз попадал в переплет. Но всегда выручало имя. Он вспоминает, как однажды оказался в казахстанской степи один. Он снимал тогда старт ракетно-космической транспортной системы «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран».
     - Аэродром для посадки «Бурана», - рассказывает Альберт Алексеевич, - находился примерно в 20 километрах. Как туда добраться? Ситуация казалась безнадежной…
     И тут он увидел приближающийся КамАЗ. Оставив на земле аппаратуру, бросился наперерез. Из кабины выглянул удивленный лейтенант:
     - Ты кто? – спросил недоуменно. - Как сюда попал?
     - Я фотокорреспондент Пушкарев…
     - Не может быть! Тот самый?..
     - Да. Именно тот…
     - Я ваши снимки с детства вырезал из газет и журналов, благодаря им, можно сказать, в Космических войсках оказался.
     Репортер тут же с ветерком был доставлен на очередную «съемочную площадку».
     - Впоследствии за фотографии «Бурана», - вспоминает он, - получил медаль на международной выставке. К тому времени я был уже и лауреатом премии Союза журналистов.
     Альберт Алексеевич, как, впрочем, и многие другие фотокорреспонденты, не раз проявлял хитрость и смекалку. Ему ради удачного снимка удавалось прорываться через самые непроницаемые кольца оцепления… Корреспондент фотохроники ТАСС, как бы ни складывалась ситуация, оказывался в гуще событий.
     - У меня были свои методы, - откровенничает он, - особенно во взаимоотношениях с военными. Если они попадали в кадр, он считался испорченным. Такими жесткими поначалу были правила съемки. А «космос» без военных все равно что Пекин без китайцев.
     По словам Пушкарева, делать хорошие снимки по космической тематике не так-то просто.
     - Большую часть времени космонавты проводят на разного рода занятиях вместе с инструктором, - рассказывает фотоснайпер, - затем, как все мы не раз видели, садятся в корабль, и все… Снимать-то больше нечего. Поэтому без работы с людьми, разных предложений им, просьб, без контакта ничего путного не получится.
     О нереализованных идеях Альберт Пушкарев говорить не любит. Единственное, о чем жалеет, - это то, что ему не было суждено снимать из космоса. Ракеты уходили ввысь, а он оставался среди земных тюльпанов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex