на главную страницу

23 Августа 2007 года

Профессионал

Четверг

Октановые числа маневров

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».




     В войсках бытует выражение: если связь – это нерв армии, то служба ГСМ – ее кровеносная система. И это действительно так. Как бы банально это ни звучало, но без грамотно выстроенной системы обеспечения механизированных подразделений горюче-смазочными материалами выполнение линейными частями стоящих перед ними задач невозможно. Вот почему служба ГСМ управления тыла Приволжско-Уральского военного округа к совместным антитеррористическим учениям стран – участниц ШОС «Мирная миссия-2007» начала готовиться чуть ли не раньше остальных служб военного округа – ровно год назад. Уже тогда представители подвижного отделения 42-й окружной лаборатории горючего провели диагностику всех задействованных в обеспечении учения резервуаров для хранения автотоплива.
     - Почему так рано начали? – задается вопросом в беседе начальник службы горючего и смазочных материалов Управления тыла ПУрВО полковник Анатолий Слободчиков. И тут же поясняет:
     - Жизненный опыт подсказывает: проблем нет у того, кто складывающуюся ситуацию просчитывает на перспективу.
     А перспектива такова: во-первых, окружным представителям службы ГСМ приходится сотрудничать с гражданскими поставщиками топлива, у которых в процессе их деятельности вполне могут быть объективные производственные задержки, сбои в работе, снижение объемов поставок при отгрузке горюче-смазочных материалов. Так что надо заранее заботиться о полноте собственных хранимых запасов. Во-вторых, те же нефтеперерабатывающие заводы отпускают ГСМ, что называется, по факту, то есть когда заказанный объем уже проплачен. Поэтому при наличии денежных средств было разумно пустить их в дело сразу, по предназначению. Что, собственно, и было сделано.
     Эти упреждающие шаги позволили высвободить часть сил и выиграть во времени в процессе последовавшего подготовительного этапа «Мирной миссии-2007» – от установки разметочных колышков на месте нынешней инфраструктуры обеспечения палаточного городка до дня первой совместной тренировки на Чебаркульском полигоне воинских подразделений – участников стран ШОС.
     На южноуральские маневры округ привлек около 70 армейских топливозаправщиков. Из их числа около 40 машин «приписано» к базе службы горючего ЧВВАУШ, где на аэродроме Шагол крылом к крылу с задействованными в учении российскими Ил-76 сегодня размещается вся воздушная группировка «Мирной миссии-2007» от Народно-освободительной армии Китая.
     - За эксплуатируемыми топливозаправщиками, как вы понимаете, стоят реальные солдаты-контрактники, с которыми, кстати, в истекшие подготовительные месяцы пришлось серьезно заниматься как в плане закрепления имеющихся теоретических знаний, так и в вопросе наращивания ими практических навыков, - поясняет ситуацию полковник Слободчиков.
     - Конечно, - продолжает свой рассказ полковник Слободчиков, - звучит несколько «не в тему»: мол, контрактник, он же - профессионал, и вдруг – дообучение. Но поймите правильно: задачи подобного объема в постсоветский период в масштабе округа не отрабатывались. Более того, нам довелось пережить период, когда на совещаниях «поколесно» рассматривался вопрос, какие именно в предстоящий день машины надо заправлять, а какие в силу скудости лимитов по топливу оставить в автопарке. То есть у контрактников - специалистов нашего профиля не было ежедневной практики работы по предназначению. Тогда даже плановые учебные часы проводились методом групповых занятий на одном образце спецтехники. Теперь же у каждого водителя появилась возможность опробовать закрепленный за ним топливозаправщик, что называется, в деле. Причем начиная с марша на 300 километров по маршруту Екатеринбург –Чебаркуль.
     Дальше – больше. Уже здесь, в районе предстоящих учений, все задействованные в маневрах водители «наливников» приняли участие в 12 практических занятиях по закачке горючего в топливозаправщик. Причем два последних дня тренировок проходили «по секундомеру», когда освоенные контрактниками нормативы отрабатывались на время: при соблюдении мер безопасности к топливному резервуару военнослужащий подгонял многотонный автомобиль, разворачивал элементы топливозаправки. В смонтированной системе перекачки создавалась вакуумметрическая высота впрыскивания, после чего начинался этап перекачки. При этом итоговый балл экзаменуемого нещадно занижался, если в процессе отработки норматива происходило загрязнение территории, то есть допускался пролив топлива. Те же жесткие требования в обучении предъявлялись и на обратном этапе – сливе горючего из топливозаправщика.
     - И это, - говорит полковник Слободчиков, - не мелочи. Китайцы достаточно щепетильны в подобных вопросах. Тому есть ряд примеров. В частности, еще на стадии согласования моментов будущего учения (в свой первый визит в Чебаркуль) представители войскового тыла НОАК скрупулезно знакомились с российской системой довольствия частей и подразделений горюче-смазочными материалами. Живо интересовались взаимозаменяемостью предлагаемого им на период учения топлива. Любопытствовали, соответствует ли российский бензин индекса «АИ» международным стандартам.
     Но и россияне в свою очередь оказались не лыком шиты. Например, заранее было известно, что для участия в учениях «Мирная миссия-2007» китайская сторона намерена перебросить под Чебаркуль целую автоколонну – в основном джипы. А у тамошних внедорожников, между прочим, заливная горловина на порядок меньше размера ствола российского топливозаправочного пистолета. Вот это был бы казус: на полигоне горючего в достатке, а сопряженной заправочной системы к импортным автомашинам нет.
     - О подобном нюансе, похоже, не задумывались даже сами китайцы, - рассказывает Анатолий Слободчиков. – Надо было видеть их лица, когда в ходе рассказа об отечественной системе топливозаправки мы предъявили им еще и переходник-насадку под заливные горловины джипов. Не буду скромным: нам удалось сорвать аплодисменты. Позже китайские войсковые тыловики признавались, что не ожидали от российских военных столь щепетильной подготовки к учению.
     В день первой заправки своей автотехники китайские военнослужащие претворили в жизнь другую известную русскую поговорку: «Доверяй, но проверяй». Несмотря на представленные паспорта качества бензина и дизтоплива, наши гости сначала залили горючее лишь в первую машину. А вся колонна заправилась только тогда, когда с «тест-драйва» без выявленных замечаний вернулся тот самый «подопытный» джип.
     - А мы в положительном исходе пробного пробега даже не сомневались, - продолжает рассказ начальник службы ГСМ управления тыла ПУрВО. – Пусть волнуются те, кто заведомо знает о существующих огрехах. Мы же в ходе подготовки к столь неординарному событию постарались исключить даже мелкие недочеты. Возвращаясь к тем же топливозаправщикам, могу сказать, что в полигонные рейсы у нас вышли только те машины, которые прошли всестороннюю диагностику, в том числе и топливной системы: от контроля бензобака и слива наработанного отстоя до системы впрыска двигателя.
     Плюс к этому специалистами подвижного отделения 42-й окружной лаборатории горючего были взяты и протестированы пробы всех образцов хранящегося топлива на заправочных пунктах частей Чебаркульского гарнизона, на дивизионном и окружном складах ГСМ. Представители подвижного отделения 22-й ремонтной мастерской проверили исправность всех задействованных в учениях заправочных колонок. Они практически везде заменили заправочные рукава на новые.
     Еще на «зимних квартирах» был обобщен опыт работы передовиков, позволивший, что называется, на берегу избежать на этапе подготовки к «Мирной миссии-2007» ряда возможных «подводных камней», а заодно настроить личный состав на добросовестное выполнение стоящих задач, что в свою очередь уже приносит результаты. Полковник Слободчиков отмечает тот факт, что в эти дни воодушевление солдат и офицеров службы ГСМ округа стало настолько велико, что отдельные вопросы на местах решаются буквально на опережение.
     - Было несколько моментов, когда отданную команду или распоряжение приходилось тут же «тормозить», потому что следом поступал доклад о том, что «задача уже в стадии решения», - признается Слободчиков. – В такой обстановке общего подъема морального духа на удивление легко работать.
     Конечно, будет легко, когда к делу подходишь с душой сам и на подобный ритм настраиваешь подчиненных. А еще когда есть действенная помощь как со стороны руководства, в том числе и московского, скажем в лице главного инженера Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации полковника Сергея Дунаева, так и здесь, в округе, со стороны офицеров службы ГСМ подполковников Сергея Бойко, Якова Солоненко, Евгения Земова, Александра Сорвачева, майора Владимира Хомяка. В том числе и при их участии был реализован план оперативных действий в особых моментах – при отключении электроэнергии или повышенного расхода горючего (на этот случай в каждом стационарном парке машин в режиме дежурного ожидания припарковано по три загруженных топливозаправщика. Еще четыре «наливника» несут круглосуточное дежурство в российском и китайском полевых автопарках), а также заправке техники в темное время суток при соблюдении светомаскировки и мер безопасности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex