на главную страницу

28 Августа 2007 года

Профессионал

Вторник

ВЫБОР В ПОЛЬЗУ КОНТРАКТА

По материалам Социологического центра ВС РФ.



В конце 2006 года был проведен мониторинг условий, благоприятствующих заключению контрактов с гражданами Российской Федерации на прохождение военной службы. Были опрошены 528 военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и 428 граждан, пребывающих в запасе, проживающих на территории всех военных округов.

     Полученные в ходе исследования данные сравнивались с результатами мониторингов в 2004 и 2005 гг. Результаты исследования позволили прийти к следующим выводам. Наиболее важным условием обеспечения привлекательности военной службы респондентами признается улучшение социального положения военнослужащего-контрактника.
     При этом респонденты уверены, что Россия в нынешних условиях должна иметь сильную, вооруженную современной техникой армию, способную адекватно реагировать на существующие внешние и внутренние угрозы военной безопасности государству. Так считают почти 84% граждан, пребывающих в запасе, и около 77% военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
     Военная служба по контракту рассматривается респондентами как перспективный род профессиональной занятости только в случае создания приемлемых для них условий службы.
     Несмотря на тот факт, что нынешние условия военной службы по контракту пока не позволяют в полной мере обеспечивать качественное комплектование соединений и воинских частей постоянной готовности, в целом отношение к военной службе по контракту довольно позитивное. Военная служба по контракту остается одной из наиболее предпочтительных форм исполнения конституционного долга по защите Отечества.
     Среди граждан, пребывающих в запасе, почти 45% предпочли именно этот вариант ответа. Однако среди военнослужащих по призыву данный показатель гораздо ниже – лишь 19%. Для них наиболее предпочтительной является военная служба по призыву (46%). Причем это мнение поддерживают главным образом те, кто уже служит.
     Количество респондентов, предпочитающих карьеру офицера, незначительно и не превышает 4%. Институт альтернативной гражданской службы по-прежнему непопулярен: его предпочитают не более 3% от числа всех опрошенных категорий респондентов. И только 9% респондентов заявили, что служить в армии вообще не желают.
     Выбор в пользу принудительного характера военной службы обусловлен существенно меньшим сроком военной службы по призыву. Очевидно, что большая часть предпочитающих призывной способ комплектования не желают связывать свою судьбу с дальнейшей службой в Вооруженных Силах и заинтересованы в исполнении своего конституционного долга в установленный законом минимальный срок.
     Респонденты выбирают военную службу по контракту как род деятельности, позволяющий реализовать ряд личных потребностей.
     Наиболее привлекательными в службе по контракту для обеих категорий опрошенных являются возможности материального характера, такие как хороший заработок, перспектива получения (приобретения) жилья, возможность стать независимым и самостоятельным человеком.
     Следующая группа потенциальных возможностей носит военно-корпоративный характер и связана с принадлежностью граждан к особому виду государственной службы – военной службе. Это личная причастность к защите Отечества с оружием в руках, перспектива овладеть современным оружием и боевой техникой. Реализовать эти возможности стараются в большей степени граждане, пребывающие в запасе.
     Почти половину респондентов заинтересовала возможность получить образование после окончания службы. Привлекают респондентов и возможности физического развития, самосовершенствования. Менее распространены возможности «романтического» характера, такие как «возможность посмотреть мир», «испытать себя в сложных условиях военной службы».
     Только около трети респондентов считают, что на службу по контракту кандидаты поступают с целью избежать безработицы и других проблем в жизни, а также приобрести уважение со стороны граждан своей страны.
     Основную социальную базу для службы по контракту в современных условиях составляют представители малообеспеченных слоев населения, имеющих относительно невысокий уровень образования.
     Исследования показали, что качественные характеристики военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и граждан, пребывающих в запасе, которые желают заключить контракт о прохождении военной службы, практически не различаются. Так, подтверждается предположение о том, что создание приемлемых материальных и социально-бытовых условий для привлечения высокообразованной молодежи для прохождения военной службы по контракту хотя и затруднено, но принципиально возможно, если будут приняты соответствующие социальные меры, направленные на повышение престижа как военной службы в целом, так и Вооруженных Сил в частности.
     Пока же практика отбора добровольцев для прохождения военной службы по контракту свидетельствует, что социальный состав потенциальных кандидатов, желающих подписать контракт, достаточно однороден: почти 64% – выходцы из семей рабочих, около 4% – из семей служащих бюджетной сферы (врачи, учителя), 9% – из семей работников сельского хозяйства, 5% – из семей служащих и около 6% – из семей предпринимателей.
     Четвертая часть (20%) военнослужащих по призыву, желающих заключить контракт, воспитывались в неполных семьях, 7% имели в семьях мачеху или отчима.
     Образовательный уровень военнослужащих по призыву, желающих заключить контракт, характеризуется неоднородностью. При этом образовательный уровень военнослужащих по призыву довольно низкий: почти 42% имеют образование не выше среднего и только 3% – высшее образование.
     Между тем среди граждан, пребывающих в запасе, наблюдается значительно более высокий образовательный уровень: почти четверть - 23% - имеют высшее образование, еще 35% – среднее техническое или среднее специальное, и только 31% граждан, соглашающихся подписать контракт, имеют образование не выше среднего.
     Половина военнослужащих по призыву учились в школе удовлетворительно, имели средний балл аттестата менее 4.0. Однако следует учитывать, что формальный уровень образования не всегда совпадает с реальными знаниями, зачастую он значительно ниже.
     Для успешной индивидуально-воспитательной работы с контрактниками очень важно знать их жизненные ценности. У современной молодежи этот спектр достаточно широк. Так, наряду со стремлением к материальному достатку отмечается и стремление получить хорошее образование, обрести семейное счастье, реализовать свои способности и др.
     Служба по контракту станет более привлекательной в случае реального улучшения социально-экономического и правового положения военнослужащих.
     Принятие мер, направленных на реальное улучшение положения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего введение ипотечно-накопительной системы обеспечения жильем и предоставление военнослужащим права на внеконкурсное поступление в вузы после окончания службы по контракту, в определенной степени повысило привлекательность военной службы.
     Вместе с тем относительно низкая привлекательность военной службы по контракту сохраняется в связи с сокращением для военнослужащих льгот и социальных гарантий, а также недоработками в создании социальной инфраструктуры и приемлемых жилищных условий, в особенности для семейных контрактников.
     Военнослужащих, согласившихся подписать контракт, по-прежнему привлекал бы в военной службе ряд социальных гарантий, установленных их социальным статусом. Поэтому на повестке дня должны стоять вопросы соблюдения социальных гарантий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения их служебным жильем, медицинского обеспечения, бесплатного проезда к месту проведения отпуска, а также получения высшего образования, если речь идет о повышении престижа военной службы и Вооруженных Сил в целом.
     Одной из основных причин, по которой добровольцы не желают служить по контракту, является низкий уровень денежного довольствия. Среди граждан в запасе этот аспект выделили 30%, а среди военнослужащих по призыву – 25%.
     Многие из добровольцев высказывают мнение, что при существующих высоких физических, морально-психологических нагрузках и требованиях к военнослужащим денежное довольствие недостаточно, так как на «гражданке» такую же, а в отдельных регионах и более высокую, зарплату выплачивают при нормированном рабочем дне, меньших нагрузках и требованиях. Респондентов тревожит неразвитость социально-бытовой инфраструктуры, которая не везде приспособлена к новой системе комплектования Вооруженных Сил. Свою неудовлетворенность условиями службы высказывают семейные солдаты и сержанты, проходящие военную службу по контракту. Для них в настоящее время не предусмотрено строительство семейных общежитий, детских дошкольных учреждений и введение дополнительных рабочих мест для членов их семей.
     Уровень денежного довольствия, предлагаемого для рядового солдата, проходящего военную службу по контракту, даже с учетом надбавки за особые условия боевой подготовки в частях постоянной готовности значительно ниже средней зарплаты по стране и соответственно ниже запросов как граждан, так и военнослужащих по призыву. Это существенно затрудняет комплектование воинских частей.
     Сумма денежного довольствия, получаемого на руки рядовым в частях, переведенных на контрактный способ комплектования, в настоящее время составляет 7–8 тыс. рублей (без учета льготных районов). Данная денежная сумма не превышает среднюю заработную плату по стране: для наемного работника она составляет на сегодня 10.300 руб.
     Средняя величина ежемесячного денежного довольствия для рядового контрактника, предлагаемая военнослужащими по призыву, составляет 14.835 руб. Граждане, пребывающие в запасе, считают, что рядовой должен получать не менее 16.040 руб. По сути, это цена, отражающая примерную рыночную стоимость воинского труда добровольца на современном российском рынке труда и занятости населения.
     Кроме того, очевидно, что, если запросы солдата-контрактника составляют более 16 тыс. руб., в соответствующей пропорции должны вырасти и доходы офицеров. Запросы потенциальных добровольцев по денежному довольствию выросли за последние полтора года в 2,6 раза, а предложения Министерства обороны РФ – в 1,8 раза.
     Приемлемый уровень денежного довольствия для Министерства обороны РФ, позволяющий осуществлять отбор кандидатов, по-видимому, составляет сейчас 14–16 тыс. рублей.
     Невозможность реализации запросов потенциальных добровольцев из числа граждан, уволенных с военной службы, побуждает командование соединений и воинских частей осуществлять комплектование контрактниками за счет привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
     На выходе получаем ту же службу по призыву, только за деньги, так как вероятность того, что такие контрактники продлят контракт, невелика – они составляют лишь одну треть (32%). Не желают продлевать контракт 41%, готовы расторгнуть его прямо сейчас 7%.
     Следует отметить, что в 2006 году требования относительно денежного довольствия значительно выросли как у граждан, пребывающих в запасе, так и у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по сравнению с предыдущими периодами. Если в 2004 и начале 2005 года различия были невелики, то уже осенью 2006 года количество добровольцев, желающих получать более 16 тыс. рублей в месяц, существенно увеличилось. Таким образом, запросы респондентов почти в
     2 раза превышают уровень денежного довольствия рядового, проходящего военную службу по контракту, предлагаемого сейчас Минобороны России в частях постоянной готовности (кроме частей, дислоцированных в Чеченской Республике). И это реальная стоимость воинского труда.
     Как видим, уровень денежного довольствия военнослужащих остается основным фактором, обеспечивающим устойчивость системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.
     В заключение также отметим, что наблюдается возрастающая тенденция к нежеланию добровольцев проходить военную службу в отдаленных местностях – в Забайкалье, на Крайнем Севере, Камчатке, в ряде районов Сибири и др.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex