на главную страницу

29 Августа 2007 года

Тема номера

Среда

МАКСимальный успех

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».
Фото Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО, Юрия ШИПИЛОВА.



В подмосковном Жуковском закончил работу Международный авиационно-космический салон МАКС-2007. Выставка побила все прежние рекорды и предоставила возможность специалистам и сотням тысяч влюбленных в небо людей в полной мере ознакомиться с современными образцами авиационно-космической техники, последними достижениями и ноу-хау в области вооружений и технологий.

     
Немного дегтя…

     Значение МАКС-2007 переоценить невозможно. От салона к салону он становится все более авторитетным среди мировых экспертов и специалистов. Именно поэтому при подведении итогов необходимо начать разговор с недостатков, требующих первоочередного устранения.
     Первый день стал, мягко говоря, кризисным для специалистов и фирм, принявших участие в выставке. Многокилометровые пробки автомобилей, огромные людские очереди на пропускных пунктах возникли из-за малого количества рамок на входе. Из-за этого многие специалисты попали на выставку лишь к середине дня.
     Более 5000 сотрудников милиции охраняли выставку, и не их вина, что устроители, расширив демонстрационные площади, забыли увеличить пропускную способность салона на входе. Стояние в очередях при
     35-градусной жаре вызывало у людей не только раздражение, но и ухудшало самочувствие. Здесь, кстати, надо отдать должное сотрудникам милиции, занимавшимся досмотром. Выполняя свои обязанности, они были предельно корректны и вежливы в обращении с посетителями.
     Другой ахиллесовой пятой выставки стала неподготовленность павильонов к главному сюрпризу погоды – жаре. Из-за отсутствия кондиционеров в закрытых помещениях невозможно было находиться длительное время.
     Специалисты обращают внимание и на такую недоработку со стороны устроителей авиасалона. Фирмы стремятся на выставке с максимальной полнотой рассказать о своей продукции и новых разработках. Помимо демонстрации своих изделий они проводят пресс-конференции. Но отдача от таких мероприятий минимальна из-за отсутствия в конференц-залах звукоизоляции. Надо обладать поистине громовым голосом, чтобы даже с помощью акустических систем перекрыть рев двигателей авиатехники, выполняющей демонстрационные полеты.
     Будем надеяться, что к следующему салону эти недочеты будут устранены. Организацией и проведением следующего МАКСа будет заниматься ФГУП «Рособоронэкспорт». Оно имеет большой опыт участия и организации российских экспозиций на мероприятиях подобного уровня за рубежом. Глава Роспрома Борис Алешин заявил: «Мы полностью обновим МАКС в течение следующих двух лет, чтобы сравнять его с зарубежными мероприятиями подобного рода».
     
Единым фронтом

     На МАКС-2007 впервые были сформированы единые экспозиции производителей и разработчиков самолетов, вертолетов, двигателей, авиационного вооружения, а также государственных научных центров, ведущих авиационных университетов. Это дало большой положительный результат.
     Например, на стенде РСК «МиГ» в павильоне «D» можно было посмотреть макеты боевых самолетов, получить буклеты, квалифицированные ответы специалистов. При этом здесь же размещалась экспозиция корпорации «Фазотрон-НИИР», которая разрабатывает и выпускает бортовые радиолокационные станции, в том числе и для самолетов марки МиГ. На стенде АХК «Сухой» демонстрировался двигатель 117С разработки НПО «Сатурн».
     Эта фирма, как и на прошлом салоне, работала активно и хорошо продумала демонстрацию своих новых разработок. Экспозицию она разместила в павильоне «А» вместе с Уфимским моторостроительным производственным объединением. На стендах можно было ознакомиться с авиадвигателями АЛ-31ФП, АЛ-55 и SaM146. Двигатель Д-30КП-3 «Бурлак» вниманию посетителей был представлен как в павильоне, так и на статической экспозиции. При этом НПО «Сатурн» выполнило его подвеску на летающей лаборатории без мотогондолы. Это было сделано для демонстрации возможности установки модернизируемого двигателя без дополнительных изменений точек подвески на Ил-76.
     Здесь надо отметить, что на МАКС-2007 состоялась презентация программы по модернизации Д-30КП-3 для Ил-76ТД до 2009 года. Она позволяет потребителю при минимальных финансовых затратах получить двигатель с тягой, увеличенной до 13.000 кгс при температуре наружного воздуха + 30 градусов. Средний расход топлива силовой установки снижен на 11 процентов. При этом предлагаемая модернизация соответствует мировым нормам Главы 4 ИКАО по шуму.
     
Небесный шарм

     Успехи российских авиастроителей лучше всего были видны при выполнении демонстрационных полетов. Именно они позволили по достоинству оценить возможности новейших самолетов марки Су и МиГ. Фигуры высшего пилотажа, выполняемые летчиками-испытателями этих фирм, покорили сердца многих зрителей. В их числе оказались и военные летчики из делегации американских ВВС. Они не скрывали своего восхищения и удивления выполняемыми на этих машинах новыми фигурами высшего пилотажа.
     Нельзя не отметить, что американская делегация продемонстрировала максимальную открытость и дружелюбие по отношению к посетителям салона. Тон в этом с первого дня МАКС-2007 задал командующий американских воздушных сил в Европе генерал Уильям Т. Хоббинс. Его восторженные отзывы о российской авиации и наших летчиках сразу нейтрализовали тех, кто хотел бы взглянуть на МАКС-2007, как говорится, через прицел противостояния американской и российской техники. Очевидно, четырехзвездый генерал решил не участвовать в диспутах о том, чья техника и чьи подчиненные лучше.
     На статической экспозиции США представлялись стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress, самолет-заправщик КС-135 Stratotanker и военно-транспортный самолет С-17 Globemaster. Американские специалисты постоянно дежурили у оградительных барьеров и отвечали на все вопросы посетителей. В какой-то мере столь налаженной работе у них не мешало бы поучиться и нашим соотечественникам. Несмотря на все трудности и жару, представители американских ВВС старались быть максимально доступными и рекламировали свою технику через личное общение.
     Традиционно с особым шармом выступали «Русские витязи» и «Стрижи». Их новая программа достойна самых высоких похвал. Удачно подобранное музыкальное оформление сделало выступление летчиков из Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба еще более зрелищным. И все же почитатели этих российских групп ждут, когда нашим летчикам предоставят возможность продемонстрировать свое мастерство в прямом смысле слова от взлета до посадки. Раз за разом на МАКСе они «работают» со своего базового аэродрома. Неужели причиной тому финансовый вопрос? Наверное, пора сломать этот барьер, и салон станет еще более зрелищным.
     На МАКС-2007 впервые продемонстрировала свое мастерство и профессионализм пилотажная группа из Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС – «Соколы России». Летчики показали на Су-27 ближний воздушный бой, который добавил выставке еще один козырь. Как знать, может, на следующем МАКСе мы сможем увидеть небесные схватки в исполнении французских, американских и других зарубежных летчиков?
     Отдельной строкой хочется выделить французскую пилотажную группу «Патруль де Франс». Ее мастерство не осталось не замеченным и по достоинству оценено зрителями. 23 августа в конце дня многие посетители салона, уже покидавшие его, были просто зачарованы программой французов в небе над Жуковским. Пилотаж был настолько зрелищным, что не досмотреть его до конца смогли только единицы.
     
Первые итоги

     В работе МАКС-2007 приняли участие 787 организаций, в том числе 247 зарубежных. Как отметил заместитель руководителя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Полещук, на салоне работали пять министров обороны иностранных государств, восемь заместителей глав военных ведомств, 10 командующих ВВС и ПВО государств СНГ. Он отметил: «За время работы салона было организовано 300 встреч и переговоров с 70 иностранными делегациями». Только по линии этого ведомства с иностранными фирмами было заключено договоров и контрактов, связанных с военно-техническим сотрудничеством, на 400 млн. долларов. Всего же портфели заказов производителей и разработчиков увеличились более чем на 3 млрд. долларов.
     По самым скромным подсчетам, МАКС-2007 посетили более 600 тысяч человек. Однако другие эксперты говорят, что эта цифра нуждается в уточнении. В воскресенье, по заявлению главы Роспрома Б. Алешина, когда закончились билеты, было решено пропускать на выставку без них. Без учета участников салона в первые дни работы его ежедневно посещали около 100 тысяч человек.
     МАКС-2007 закончил работу, посетители обмениваются впечатлениями, специалисты – собранной информацией, эксперты готовят аналитические материалы, и уже сегодня все начинают жить ожиданием Международного авиационно-космического салона МАКС-2009. Главное, что даже самые отъявленные пессимисты признают: Россия сохранила потенциал передовой авиационной державы и начинает поступательное движение вперед. МАКС-2007 это доказал со всей убедительностью.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex