на главную страницу

29 Августа 2007 года

Все о льготах и правах

Среда

Без ноги виноватые

Елена КОЛОСЕНЦЕВА, «Красная звезда».



С лета этого года увеличились сроки пользования техническими средствами реабилитации инвалидов, что сильно усложнило процедуру замены изношенных или неудобных протезов. Теперь на то, чтобы заменить искусственную ногу, в которой постоянно откручивается ступня, у перенесшего ампутацию «афганца» могут уйти годы.

     Изменения в новом приказе Минздравсоцразвития коснулись всех средств реабилитации инвалидов. Если раньше сроки службы протезов и протезно-ортопедических изделий были определены конкретно, то сейчас их утвердили с припиской «не менее». То есть, согласно документу, максимальный срок использования искусственной ноги или руки не прописан. И если больной уже в течение двух лет мучается с неудобным протезом ноги, то заменить его на льготных основаниях по истечении какого-либо определенного срока легко не удастся, так как этот самый срок просто не установлен. А есть лишь неопределенное - «не менее двух лет».
     Зато по новому приказу Минздравсоцразвития увеличено минимальное количество лет использования «средств реабилитации». Например, на кресле-коляске с ручным приводом инвалид должен ездить уже не 4 года, а 6 лет.
     Такие нововведения намного усложнили и так нелегкую жизнь российских инвалидов. Как признался в разговоре с корреспондентом «Красной звезды» полковник в отставке Владимир Беляев, теперь о замене коляски или костылей и говорить не приходится, так как достать их и в первый раз после операции уже проблематично.
     Владимиру Беляеву ампутировали ногу в августе 2006 года. Дало о себе знать обморожение нижних конечностей в Афганистане. Тогда, в 25 лет, будущий полковник ВДВ и не думал, чем все обернется.
     Он в составе разведроты следовал на боевое задание в Панджшерское ущелье, чтобы захватить там площадку для приземления вертолетов. За три дня, что пробыли в горах, сушить обувь просто было некогда. А снега на высоте 4.600 метров по колено. Когда по рации попросили доставить новую обувь, с воздуха скинули сапоги, среди которых не нашлось размера для офицера Владимира Беляева. Во время спуска берцы не выдержали - развалились. Остаток пути десантник шел босиком. Прямо по снегу. Из роты в госпиталь тогда отправили 11 человек с обморожением. В Ташкентском госпитале Владимиру не потревожили кость, лишь без наркоза (иначе было нельзя) вырезали мертвые ткани на больших пальцах ног.
     После лечения Владимир Николаевич снова отправился в Афганистан, потом служил в Фергане, затем в Одесской области. За все время службы совершил 76 прыжков с парашютом, хотя и знал, что приземляется на больные ноги. Афганское обморожение дало о себе знать только в прошлом году – появились язвы. В Подольском госпитале ампутировали два больших пальца, но очаг воспаления поднялся выше. Уже на «скорой» его увезли из дома в городскую больницу. Врачи развели руками: «Медицина бессильна, надо ампутировать ногу…»
     Сейчас у полковника в отставке есть и коляска, и костыли, но беспокоит неудобный протез. Хотя мастер и снимал перед работой мерки с культи, протез оказался мал. Переделывать его отказались – бумаги-то семья Беляевых уже подписала, рассчитывая, что нога уменьшится, – так бывает в большинстве случаев. А мастер предложил пока походить без гильзы - мягкого покрытия, разделяющего протез и ногу. Однако в механизме наружу выходил огромный шуруп, который упирался в шов. Ходить без гильзы – означало подвергать себя опасности еще одного воспаления.
     Ко всем неудобствам учебно-тренировочного протеза, которым пользуется офицер ВДВ в отставке, можно прибавить и постоянно отваливающуюся искусственную ступню. Однажды такое случилось на улице, хорошо, жена находилась рядом – подкрутила гайку ключами от дома.
     По словам мастера протезной мастерской, цена протеза, какой выделен Беляеву, 11 тысяч рублей, а срок использования по новому приказу Минздравсоцразвития – не менее 1 года. Следующий протез, который получит Владимир Беляев после того, как научится ходить на лечебно-тренировочном (если на нем вообще можно ходить), должен прослужить не менее 2 лет. Интересно: он будет такой же конструкции? Или это только новичков по инвалидности пугают старыми типами протезов, чтобы изначально готовились к худшему?
     Еще одно препятствие на пути к «ходячей» жизни – это ортопедическая обувь. По новому приказу Минздравсоцразвития левый ботинок должен прослужить Беляеву не менее 6 месяцев, а правый – не менее года. Вот и ходит пока Владимир в купленных на свои деньги кроссовках – хорошо, что подошли. Кстати, раньше вместо срока «не менее 6 месяцев» в приказе было написано «2 пары в год» – и на левый (сложно-ортопедический), и на правый ботинок (на протез).
     - Таких, как я, сотни. Много людей с тростями, иногда замечаю и тех, у кого протез. Хорошо, что я хотя бы не лежачий инвалид, а то пришлось бы добиваться подгузников и абсорбирующего белья, - тяжело вздыхает ветеран. Говоря это, он даже не знает, насколько ему «повезло». Оказывается, по новому приказу срок пользования инвалидами казенными памперсами определен «не менее 24 часов», тогда как раньше инвалиды могли получать их до 90 штук в месяц, то есть норма уменьшена втрое.
     Однако не все так плохо. В приказе появилось такое понятие, как «высокофункциональные протезы». То есть, оказывется, и такие существуют. Вспомним хотя бы недавнего победителя престижного легкоатлетического забега «Золотая лига». Южноафриканец Оскар Писториус на двух протезах нижних конечностей смог занять второе место на дистанции 400 метров среди обычных, здоровых, простите, двуногих спринтеров. Конечно, его технические средства реабилитации уникальны, но такой случай говорит, что нет людей с ограниченными возможностями. Просто их такими делают.
     Владимир Беляев уверен, что сделать нормальный протез, функции которого будут совпадать с возможностями настоящей ноги, возможно и в России: сам видел современные разработки. Однако почему-то они не доходят до многих инвалидов. Получается, что сроки использования средств реабилитации увеличиваем, а качество оставляем на прежнем уровне, хотя в состоянии его поднять. Скупой платит дважды, и платит он здоровьем офицеров-инвалидов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex