на главную страницу

30 Августа 2007 года

Армия и церковь

Четверг

Священник Михаил Васильев:
«В армии должны служить лучшие»

Подготовлено информационной службой Псковского епархиального управления.



76-ю Псковскую десантно-штурмовую дивизию по инициативе командования посетили православные миссионеры во главе с заместителем председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями священником Михаилом Васильевым.
  Отец Михаил в одном из своих интервью сказал: «Церковь всегда была государствообразующей структурой. Сегодня, сохраняя культурную и духовную идентичность нации, она не может остаться вне процесса формирования взаимодействия общества с Вооруженными Силами».
  В настоящее время священнослужители окормляют военнослужащих в 789 гарнизонах, при этом в 420 построены храмы.
  Представитель информационной службы Псковской епархии встретился и побеседовал со священником Михаилом Васильевым.

     - С какой целью, отец Михаил, вы приехали в эту дивизию?
     - Цель простая: по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия и отца Димитрия Смирнова мы вместе с девятью студентами миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета проводим плановую работу по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих. Ежегодно мы работаем в различных соединениях Воздушно-десантных войск, в прошлом году работали в Новороссийске, в 7-й дивизии ВДВ, в этом году - в Псковской 76-й дивизии. В Пскове я не впервые, бываю часто на разных мероприятиях, но в такой двухнедельной командировке, когда мы работаем в каждой роте, впервые.
     - Что это за работа?
     - Составляем сводное расписание, и по графику в разных подразделениях и в разное время я и мои помощники, в том числе и отец Олег Тэор, участвуем в жизни дивизии. Допустим, проводятся прыжки, мы благословляем на прыжки, раздаем крестики, иконки, молимся. В дивизии проводятся стрельбы, мы тоже их благословляем, чтобы люди понимали, что оружие есть средство защищать добро от зла, а не просто механизм, который стреляет.
     - Будете прыгать с парашютом?
     - Нет, пока у меня небольшой перерыв. Еще мы в дивизии проводим воспитательную работу, показываем интересные фильмы: «Воины духа», «Миротворец», «Живи и веруй». У нас есть хорошие фильмы по профилактике неуставных отношений.
     - Какая же может быть профилактика с помощью фильмов, батюшка?
     - Вполне эффективная, потому что в фильмах показывается, что бывает на зоне с теми, кто туда попадает из-за «дедовщины», что очень наглядно убеждает в необходимости нормального, уважительного отношения друг к другу. Помогаем ребятам почувствовать, что служба - дело святое и надо ее делать с чистой совестью.
     Есть также наработки отца Олега Тэора, и мы пытаемся их довести непосредственно до военнослужащих в общении с каждым. Мы не занимаемся в этой поездке крещением, в Пскове достаточно храмов и духовенства.
     - Что для вас значат военные, армия, как оказались в «военном» отделе?
     - Для меня работа с военными - это постоянный процесс узнавания нового. Мой отец, офицер, предлагал мне пойти по его стопам, но я тогда полагал, что это не мое призвание. Я жил в военных гарнизонах, причем романтических – на островах, в Баренцевом море, служил отец и в Нарьян-Маре.
     Там бывали такие объявления: на улицу детям сегодня выходить нельзя, потому что росомахи бегают. Или, чтобы открыть дверь в школу, сначала нужно раскопать ее от снега. Так что для меня «офицерское троеборье», трудности офицерской жизни известны с рождения, и я прекрасно понимаю, какой это тяжкий труд - быть офицером. Я окончил философский факультет МГУ. А когда после аспирантуры начал преподавать в университете, мне мой духовник отец Димитрий Смирнов сказал: «Ты из семьи военного? Будешь батюшкой в военном гарнизоне». И вот я в армии.
     - Наступит ли время, когда в армии будут служить все здоровые молодые люди призывного возраста, а не только романтики и те, кого поймал военкомат, или кто не смог откупиться?
     - В армии не должны служить все - в армии должны служить лучшие. Люди с уголовными наклонностями, люди, которые принципиально не хотят идти в армию, такие там не нужны. Невольник не богомольник. Если человек не хочет два года послужить своей Родине или даже год, то очевидно, что он всегда будет стараться жить, как хочется, как легче, а не как нужно. В Чечне, в палатке, у одного из лейтенантов ВДВ я увидел листок бумаги, напечатанный на машинке и прикрепленный к стене: «Жене и Родине не изменять». И действительно, это вещи одного порядка: или у тебя есть чувство долга, верности, чести, или его нет; нельзя быть порядочным человеком наполовину.
     - Какие перспективы взаимодействия военного духовенства и армии?
     - Задачей духовенства не является победить «дедовщину» или решить проблему комплектования армии. Наша задача заключается в другом: проповедовать о Христе во всякое время и на всяком месте. Если мы будем пытаться решать проблемы армии, то священники превратятся в политруков. Мы прямо говорим, что пришли в армию, чтобы помочь, но помочь спасти души, а уже потом, если попросят, помочь решить какие-то другие проблемы в меру наших возможностей и компетенции. Если мы поменяем это местами, то ни того, ни другого не получится.
     Император Александр III говорил: у России только два союзника - армия и флот. Если мы этого не поймем, значит, будущего не будет. Знаете, чем отличается в России оптимист от пессимиста? Оптимист учит английский, а пессимист - китайский. Но еще есть реалист, который изучает автомат Калашникова.
     Я думаю, что военнослужащие относятся к категории реалистов и мы вместе с ними.
     На снимке: Священника Михаила ВАСИЛЬЕВА (слева), недавно награжденного орденом Мужества, хорошо знают в Воздушно-десантных войсках.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex