на главную страницу

31 Августа 2007 года

Армия и общество

Пятница

Как АПЛ уходят на покой

Константин ЛОБКОВ.
Фото из архива автора.



На проблему безопасного вывода из строя отслуживших свой срок на Тихоокеанском флоте атомных подводных лодок (АПЛ) и их утилизации на приморском военном заводе «Звезда» в последние годы обращается особое внимание. Правительством РФ принята целевая программа разрешить ее окончательно к 2010 году.


     Самое тяжелое для предприятия лихолетье пришлось на вторую половину 1990-х годов, когда на эти цели финансирования не было вообще. Выходили из трудной ситуации в основном своими силами, реализуя разделанные корпуса подводных кораблей на металлолом. В 1999 году свое намерение оказывать помощь выказала Япония, позже – участники программы Глобального партнерства (Австралия, США и Республика Корея).
     – Стабилизация производства началась в 2002-2003 годах, – сказал корреспонденту «Красной звезды» заместитель директора военного завода Александр Киселев. – А всего на нашем предприятии с 1989 года по сегодняшний день утилизировано порядка 40 подводных лодок. В этом участвует и иностранный капитал. Австралия и Южная Корея профинансировали в нынешнем году работу по подлодке проекта 671, в августе подписан новый контракт с японской стороной на утилизацию еще трех атомоходов. Но, конечно, основную часть расходов по решению проблемы берет на себя российский бюджет. Правда, до недавнего времени мы получали денежные средства от Росатома частично, работали по так называемому принципу самоокупаемости. С этого года все работы по утилизации подлодок с ядерным реактором на борту полностью финансируются государством.
     Начинается этот трудоемкий процесс с доставки выведенных из эксплуатации АПЛ на завод. Чтобы отбуксировать сюда эдакую махину, скажем, с Камчатки или из Хабаровского края, проводится целый комплекс технических мероприятий, обеспечивается прежде всего безопасность плавания. Самое главное – на месте грамотно выгрузить из реактора отработавшее топливо, удалить радиоактивные отходы, выполнить дренаж теплоносителя. Облученное топливо размещается в контейнерах в специальном береговом комплексе, который заводчанам из Большого Камня помогли в свое время построить американцы. Жидкие радиоактивные отходы передаются на плавучие емкости. Остатки опасных твердых отходов цементируются в специальных бочках и накапливаются в здешнем хранилище. Только после всего этого подводный корабль передается в цех на утилизацию.
     Если вкратце, то из лодки, состоящей из десяти отсеков, специалисты вырезают три с ядерной энергетической установкой в центре и материалом, заглушающим любую радиацию. Основательно заделывают их с двух сторон. После чего обезвреженная таким образом плавающая «единица» пополняет целую эскадру себе подобных в одной из укромных бухт в районе поселка. Причем «трехотсечная технология», по которой выполняется утилизация АПЛ, разработана в сотрудничестве с учеными из головных институтов на приморском заводе, и ее успешно применяют на других родственных предприятиях страны.
     Специалисты «Звезды» считают, что при уже отлаженном механизме утилизации они сегодня не в состоянии отработать ее последний этап, то есть определить полученный трехотсечный блок на длительное безопасное хранение. Причина давно известна: нет пока ни в Приморье, ни в иных регионах России пунктов переработки и долговременного хранения подобных объектов. Именно поэтому, качаясь на водной глади залива, они по-прежнему представляют собой потенциальную опасность для окружающей среды.
     – Японцы заинтересовались строительством такого пункта, но пока дальше пожеланий дело не пошло, – говорит Александр Киселев. – Пока они изучают проблему со всех сторон. А нам региональный пункт долговременного хранения остатков утилизированной лодки нужен позарез. Ведь предстоит еще принять не один десяток атомоходов. Хорошо, Германия выделила средства и ныне уже идет строительство комплекса сухого хранения разобранных блоков.
     – Контроль на предмет радиоактивности на территории производства поставлен как положено, – добавляет заместитель начальника управления завода по утилизации Александр Пивцаев, – то есть каждый этап работ по разделке подводных атомоходов выполняется строго в соответствии с нормативными требованиями. К тому же свой контроль за утилизацией осуществляет центр госсанэпиднадзора. Но что касается плавающих в бухте объектов – так сказать, продуктов этой утилизации, – это вопрос из вопросов. Если, к примеру, произойдет затопление такого блока, то появится реальный ядерно-опасный объект – угроза для всей окружающей среды. Так что ожидаемый в ближайшие годы комплекс сухого хранения, где в перспективе разделанные остатки атомохода могут храниться столетиями, необходим. Это нас очень выручит.
     По словам же вице-министра иностранных дел Японии Сэкигути Масакадзу, который в августе побывал на заводе «Звезда», его страна идет на такие расходы за счет японских налогоплательщиков сознательно, без какой-либо материальной выгоды. Не скоро все делается, но правительству надо найти понимание в народе, чтобы реально начать содействие России. И эта работа будет продолжаться, несмотря на очень сложную финансовую ситуацию в собственной стране. Межправительственное соглашение с Россией о «разделке» пяти атомных подводных лодок проекта 671 РТМ типа «Щука» за счет средств японской стороны было достигнуто в ноябре 2005 года в рамках программы «Звезда надежды» по утилизации выведенных из состава Тихоокеанского флота подводных кораблей, и оно подтверждается реальными делами.
     – Япония – единственное государство, которое однажды подвергли атомной бомбардировке, – подчеркнул Сэкигути Масакадзу, – поэтому мы придаем особое значение нераспространению ядерной опасности в зоне Японского моря.
     Добавим, что свою обеспокоенность сложившимся положением с комплексной утилизацией на приморских предприятиях не раз высказывали и экологи, и общественность края. Трагедия, которая случилась однажды в связи с аварией ядерной установки одной из подлодок на Чажминском судоремзаводе, по-прежнему заставляет заострять подобные вопросы. В частности, на прошедшем в этом году во Владивостоке форуме по проблемам радиационной опасности объектов, используемых ДальРАО и Военно-морским флотом, речь шла о возможном создании системы реагирования на чрезвычайные ситуации радиационного характера. Пока такой важный проект реализован только в Мурманской области.
     Между тем в соответствии с новой редакцией Федерального закона № 68-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 года № 335 меры по радиологическим чрезвычайным ситуациям местного или регионального масштаба принимаются на местном, региональном уровне. Значит, в регионах, где есть объекты использования атомной энергии и радиационно-опасные объекты, должны быть созданы системы реагирования на чрезвычайные ситуации радиационного характера. Дальний восток, Приморье относятся к таким регионам.

     На снимке: атомные подводные ракетные крейсера этого класса свое уже отслужили.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex