на главную страницу

4 Сентября 2007 года

События. Комментарии

Вторник

Люди особого риска и особого доверия

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник 12-го Главного управления Министерства обороны РФ генерал-полковник Владимир ВЕРХОВЦЕВ

Подготовил Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».




     - Владимир Николаевич, история 12-го ГУ МО началась 60 лет назад с реализации советского атомного проекта. За прошедшие годы многое изменилось. Что сегодня представляет собой «ядерный главк»?
     - Свою историю 12-е Главное управление Минобороны Российской Федерации ведет с 4 сентября 1947 года – даты образования Специального отдела Генерального штаба, первого структурного подразделения в Вооруженных Силах, созданного в целях обеспечения испытаний отечественной атомной бомбы.
     Основным итогом его деятельности в тот период явилось создание Семипалатинского ядерного полигона, на котором 29 августа 1949 года было осуществлено первое ядерное испытание в СССР, положившее конец монополии США на ядерное оружие.
     Дальнейшее развитие ядерного оружия потребовало расширения круга решаемых в этой сфере задач, реформирования и постепенного преобразования органа военного управления, который решал эти задачи.
     Процесс формирования 12-го Главного управления завершился в феврале 1959 года. В результате проведенных преобразований в Министерстве обороны возникла целостная организационная структура, рационально объединившая функции исследований в области ядерного оружия, обоснования тактико-технических требований к ядерным боеприпасам, контроля разработок, серийного производства, испытаний и принятия на вооружение ядерных боеприпасов, а также их эксплуатации, хранения и снабжения войск.
     Пройдя путь от Специального отдела Генерального штаба до центрального органа военного управления, 12-е Главное управление объединило воинские части, научно-исследовательские учреждения, полигоны, учебные центры и материально-технические базы.
     На современном этапе развития главк решает новые задачи, среди которых особое место занимают обеспечение безопасной эксплуатации ядерных боеприпасов, организация противодействия ядерному терроризму.
     - Создание ядерного оружия и поддержание в готовности к применению ядерного боезапаса – сложная задача, решение которой, наверное, невозможно без совместных усилий различных министерств и ведомств страны?
     - Реализация советского атомного проекта изначально проводилась в двух ведомствах – военном и атомной промышленности. Поэтому исторически сложилось, что в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации входят предприятия и организации Росатома, а также воинские части ядерного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно осуществляющие эксплуатацию ядерного арсенала.
     Несмотря на то, что эти организации представляют разные федеральные органы исполнительной власти, они тесно связаны друг с другом общей историей, общими целями и задачами, которые решались и решаются двумя ведомствами в интересах создания ядерного оружия России.
     Важнейшую роль в решении этих задач играло и играет 12-е Главное управление Министерства обороны, которое определено уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам поддержания, развития и эксплуатации ядерного боезапаса Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечения его ядерной безопасности, физической защиты и антитеррористической устойчивости, а также контроля за проведением ядерных испытаний за рубежом. Оно, по существу, является связующим и координирующим звеном между Росатомом и Вооруженными Силами, обеспечивает эксплуатацию всего ядерного боезапаса, изготавливаемого на предприятиях Росатома.
     Значительную роль в обеспечении развития и поддержания ядерного щита страны играют также предприятия и организации промышленности, Российской Академии наук.
     Главк осуществляет тесное взаимодействие с видами и родами войск Вооруженных Сил, на которые возложены задачи по боевому применению ядерного оружия, а также практически со всеми управлениями Генерального штаба ВС РФ.
     - Какова судьба испытательного полигона на Новой Земле в условиях моратория на ядерные испытания?
     - Последнее ядерное испытание на Центральном полигоне Российской Федерации на Новой Земле было проведено 24 октября 1990 г.
     В настоящее время в рамках не запрещенной Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний деятельности на полигоне проводятся неядерно-взрывные эксперименты в целях поддержания надежности и безопасности ядерного арсенала. Подобные эксперименты проводят и США на испытательном полигоне в штате Невада.
     Центральный полигон Российской Федерации – уникальный и единственный полигон в России, на котором были испытаны все виды ядерных боеприпасов, которые находятся на вооружении. Сегодня мы исходим из существующих реалий и поддерживаем полигон в постоянной готовности, соблюдая все взятые на себя обязательства.
     Острова архипелага Новая Земля по административно-территориальному делению находятся в составе Архангельской области. Администрация муниципального образования «Новая Земля» активно участвует в развитии экономики региона и повышении качества жизни населения. В населенных пунктах создана инфраструктура, позволяющая обеспечить жизнедеятельность полигона. В поселке Белушья губа – административном центре муниципального образования «Новая Земля» - имеются Дом офицеров, средняя школа, детский сад, спортивный комплекс, сеть магазинов и другие необходимые объекты. Кстати, 17 сентября этого года поселок отмечает свое 110-летие.
     - Ни для кого не секрет, что эксплуатация ядерного оружия, как и любого объекта ядерной энергетики, таит в себе потенциальную опасность, достаточно вспомнить аварию на ЧАЭС. Каким образом решаются вопросы экологии?
     - Да, обеспечение безопасности при эксплуатации наших изделий, в том числе экологической, является важной проблемой, и ее решению уделяется особое внимание.
     С момента поступления ядерных боеприпасов в Вооруженные Силы непрерывно и целенаправленно проводилась работа по обеспечению безопасности их эксплуатации, максимальному уменьшению вероятности воздействия опасных факторов, присущих ядерным боеприпасам, на людей и окружающую среду при чрезвычайных ситуациях. Поэтому одним из основных направлений деятельности 12-го Главного управления является обеспечение готовности войск к действиям при авариях с ядерными боеприпасами.
     Хочу отметить, что за весь период существования отечественного ядерного оружия не было ни одного аварийного случая с ядерными боеприпасами с неактивным взрывом, выхода их из строя по вине личного состава или другого чрезвычайного происшествия.
     После аварии на Чернобыльской АЭС были пересмотрены концепции и подходы к оценке последствий радиационных аварий, выработаны требования по обеспечению безопасности личного состава войск и населения, уточнению обстановки. В контексте уроков Чернобыля следует рассматривать и создание профессиональной аварийно-спасательной службы 12-го Главного управления.
     В настоящее время аварийно-спасательные формирования укомплектованы подготовленными специалистами, оснащены средствами управления и связи, специальными автомобилями, современными техническими средствами, приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля, средствами индивидуальной защиты и жизнеобеспечения.
     Проверка готовности аварийно-спасательных формирований, отработка их действий в различных условиях обстановки проводится в ходе тренировок и учений. В 2004 году состоялось тактико-специальное учение «Авария-2004», посвященное отработке действий при ликвидации последствий аварий с ядерным боеприпасом, на котором впервые присутствовали наблюдатели от 17 государств — членов НАТО. В учении, помимо подразделений Вооруженных Сил, принимали участие представители Росатома, МВД, местных органов власти.
     - Владимир Николаевич, а оценивалось ли влияние ядерных взрывов, проведенных на Новоземельском испытательном полигоне, на состояние природы северных регионов страны?
     - В 2004 году в 12-м Главном управлении создан центр экологического мониторинга, оснащенный авиационным комплексом экологического мониторинга, судовым комплексом контроля загрязненности окружающей среды, а также стационарным лабораторным оборудованием для проведения радиационного и химического анализа. С использованием этих средств осуществляется постоянный мониторинг радиоэкологической обстановки.
     При этом влияние на экологию северных районов России последствий ядерных испытаний нельзя оценивать без сравнения со всеми другими источниками загрязнения. Необходимо отметить, что измерение содержания радиоактивных продуктов в пробах выпадений из атмосферы, а также в пробах почвы и воды, отобранных на территории полигона в разное время, показали, что ядерные взрывы не внесли существенного вклада в уровни радиоактивного загрязнения объектов внешней среды островов Новая Земля. Имеющиеся в настоящее время радиологические данные позволяют констатировать, что радиоэкологическая обстановка на территории полигона и прилегающих к нему районов соответствует фоновым значениям и характерна для широты расположения Новоземельского полигона.
     - Сегодня угроза международного конфликта с использованием ядерного оружия не стоит так остро. Однако на первый план выступают вопросы противодействия ядерному терроризму. Как решается эта задача?
     - Современная система эксплуатации ядерных боеприпасов построена на основе организационных и технических мер, исключающих любую возможность нерегламентированных действий, которые могут привести к аварийным ситуациям.
     В современных условиях в связи с усиливающимися угрозами, исходящими от международного терроризма, особое внимание уделяется обеспечению гарантированной сохранности ядерного боезапаса.
     К защищенности объектов хранения ядерного оружия предъявляются самые высокие требования. Они оборудованы современными охранными комплексами, соответствующими мировым стандартам.
     Учитывая немаловажное значение человеческого фактора в обеспечении безопасной эксплуатации ядерного оружия, самое серьезное внимание уделяется отбору и подготовке специалистов, обслуживающих ядерные боеприпасы, а также личного состава подразделений охраны и обороны. Все военнослужащие, допущенные к техническому обслуживанию и транспортировке ядерных боеприпасов, проходят жесткий контроль, в том числе с использованием современных методов психологического тестирования и отбора.
     - Обеспечение безопасности ядерного оружия, противодействие ядерному терроризму – задачи, которые, без сомнения, должны решать все страны - обладатели ядерного оружия сообща. Как осуществляется международное военное сотрудничество в этой области?
     - С 1992 года после подписания рамочного соглашения между Российской Федерацией и США по вопросам, связанным с обеспечением безопасности и надежности перевозки, хранения и уничтожения ядерного оружия, а также предотвращением его распространения, стало развиваться такое новое направление деятельности 12-го ГУ МО, как участие в международном военном сотрудничестве.
     Так, в ходе реализации программ международного военного сотрудничества с США Министерству обороны Российской Федерации в лице нашего главка была оказана значительная техническая помощь в решении проблем повышения безопасности при хранении и транспортировке ядерного оружия. Эта помощь выразилась в оснащении объектов Минобороны России техническими охранными комплексами и поставке специальных автомобилей и контейнеров для перевозки утилизируемых ядерных боеприпасов.
     В дальнейшем задачи международного военного сотрудничества расширялись. С 2003 года началось взаимодействие с МИД ФРГ по вопросам модернизации технических средств охраны объектов Минобороны России.
     Основными задачами, решаемыми 12-м ГУ МО в рамках международного военного сотрудничества в настоящее время, являются: модернизация технических средств охраны объектов Минобороны России с применением современных охранных комплексов, обучение персонала правилам их эксплуатации, поставка технических средств для обеспечения безопасной транспортировки ядерного оружия, повышение технической оснащенности специальных аварийно-спасательных формирований.
     - Помимо традиционных задач, связанных с ядерным обеспечением Вооруженных Сил РФ, 12-е ГУ МО осуществляет контроль за соблюдением международных договоров в области нераспространения ядерного оружия и ограничения его испытаний. Что вы можете сказать по этому поводу?
     - Помимо собственно воинских частей и соединений ядерного обеспечения, в составе 12-го ГУ МО сегодня находится Служба специального контроля. Задачей Службы является контроль соблюдения договоров в области сокращения и запрещения ядерных испытаний.
     Стремление все большего количества государств к обладанию ядерным оружием, недостаточная эффективность международного механизма контроля Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, возможное возвращение некоторых государств к продолжению ядерных испытаний в целях проверки надежности ядерного боезапаса, ряд других факторов определяют актуальность и важность задач, решаемых службой.
     Ярким примером эффективности деятельности Службы специального контроля явилось обнаружение и подтверждение факта Корейского ядерного испытания, проведенного в 2006 году.
     Сомнения в факте проведения Кореей ядерного испытания были даже на самом высоком международном уровне. И только 12-е Главное управление с самого начала настаивало на том, что зарегистрированный взрыв был ядерным. В дальнейшем данные, полученные с использованием радионуклидного метода контроля, окончательно сняли все вопросы и подтвердили правоту нашей позиции.
     Сложно было дать точную оценку мощности взрыва. Но это – второстепенный фактор. Главное было — определить сам факт проведения ядерного испытания и своевременно доложить об этом политическому руководству страны.
     - Владимир Николаевич, всем известен афоризм: «Кадры решают все». А каково сейчас положение с комплектацией, уровнем подготовки специалистов 12-го ГУ МО, какие нерешенные вопросы еще остаются?
     - Гордость нашего Главного управления составляют его соединения и воинские части, которые являются важным слагаемым стратегических ядерных сил России. Офицерский корпус главка является поистине золотым фондом Министерства обороны. Это – профессионалы своего дела с самым высоким уровнем инженерно-технической подготовки.
     В этой связи хочу отметить командиров соединений 12-го Главного управления полковников А. Капелько, И. Колесникова, А. Великанова, которые добились высоких результатов в боевой подготовке и специальной деятельности руководимых ими воинских частей.
     Несмотря на падение престижа военной службы в 1990-е годы, в 12-м ГУ МО сохранен костяк офицерских коллективов. Статистика свидетельствует, что до 70% юношей – выпускников средних школ в наших гарнизонах идут по стопам отцов, поступают в военно-учебные заведения и после окончания службы возвращаются для прохождения службы в части 12-го ГУ МО. В результате складываются целые офицерские династии, которые позволяют сохранять и приумножать лучшие традиции предшествующих поколений специалистов ядерного обеспечения.
     В центре внимания руководства главка всегда были вопросы социальной защиты личного состава, делалось и делается все возможное для того, чтобы обеспечить военнослужащим достойные условия жизни.
     С учетом специфики деятельности личного состава 12-го ГУ МО, особой государственной важности решаемых ими задач Указом Президента Российской Федерации в 2001 году была введена в действие система мер социальной защиты личного состава ядерного оружейного комплекса.
     Несмотря на трудности конца 1990-х – начала 2000 годов, в главке продолжалось жилищное строительство. В это время в ближайшем Подмосковье, а также в ряде других городов страны были построены несколько жилых домов, в которых получили жилье военнослужащие и ветераны. Это позволило в некоторой мере решить одну из острейших проблем – жилищную. До 2010 года в рамках реализации задачи, поставленной Президентом Российской Федерации Федеральному собранию, планируется обеспечить всех военнослужащих и ветеранов 12-го ГУ МО постоянным жильем.
     Важную роль в обеспечении социальной защищенности личного состава сыграло формирование собственного военного санатория, который принял первых отдыхающих в 2000 году.
     Существенное позитивное влияние на решение проблем жизнеобеспечения воинских частей и учреждений 12-го ГУ МО оказывает эффективное взаимодействие с органами власти на местах. Руководители субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с пониманием относятся к тем временным трудностям, которые переживают воинские коллективы гарнизонов, оказывают посильную помощь и поддержку.
     В заключение хочу отметить, что пройденный «ядерным главком» 60-летний путь отмечен событиями и достижениями большой государственной важности. Нам есть кем и чем гордиться!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex