на главную страницу

4 Сентября 2007 года

Армия и общество

Вторник

От Бама до Москвы

Федор БОНДАРЕНКО.



У Железнодорожных войск славная история. И особенно интересна она тем, что те, кто ее творил, в том числе и на строительстве Байкало-Амурской магистрали, до сих пор на боевом посту. С одним из таких людей – полковником Василием ПАВЛЕНКО – и встретился наш корреспондент.


     - Василий Иванович, расскажите, как вы попали в Железнодорожные войска?
     - Еще когда я учился в школе, появилось у меня желание избрать профессию, связанную со строительством. А так как отец мой – кадровый военный, 30 лет отдавший службе в Вооруженных Силах, то армия с детства стала моей естественной средой обитания. В общем, то, что учиться я пойду в военное училище, даже и не обсуждалось. А специальность была избрана в связи с тем, что я хотел заниматься чем-то конкретным, какой-то оставить след на земле, что-то строить и видеть потом результат своих трудов.
     - Как сложилась ваша судьба после окончания школы?
     - Начал я службу в Железнодорожных войсках с момента поступления в наше военное училище, было это в 1978 году. И называлось оно тогда Училищем Железнодорожных войск и военных сообщений имени Михаила Васильевича Фрунзе. Поступил я на первый факультет, факультет командный. В 1982 году его окончил и был для дальнейшего прохождения службы направлен в первый железнодорожный корпус, в город Чегдомын Хабаровского края.
     Еще курсантом войсковую стажировку проходил я именно на БАМе, поэтому для меня не были открытием те условия службы и жизни, в которых мне пришлось оказаться. Я уже знал, куда еду, и сам дал согласие проходить там свою офицерскую службу. Тем более что когда я прибыл служить, то попал, на мой взгляд, в очень хорошие условия.
     Меня назначили командиром взвода движения в батальоне эксплуатации, дислоцировавшемся в поселке Старый Ургал. Здесь были созданы прекрасные условия для молодых офицеров. Так, сразу же по прибытии я получил комнату в общежитии. Да и в роте меня ждали, создали прекрасные условия для вступления в должность. Поэтому и воспоминания о тех годах у меня остались самые хорошие.
     - Вы 11 лет прослужили на БАМе, участвовали в стыковке восточного участка пути. Расскажите, что вам больше всего запомнилось из этих лет?
     - БАМ запомнился прежде всего людьми. Сегодня, когда прошло уже столько лет, многие события, с которыми сталкивался в течение службы, уже и не вспомню. А вот о людях, с которыми служил, остались самые теплые впечатления. Например, некоторых солдат, с которыми имел дело еще в роте, до сих пор помню по именам. Кроме того, было очень много интересных людей, с которыми приходилось непосредственно сталкиваться в процессе строительства. Это те, кто меня учил, от кого, я набирался опыта. Ведь из 11 лет, которые я там провел, в штабе служил только последний год. Все остальное время – это постоянные командировки, жизнь на трассе и решение всех тех задач, которые были перед нами там поставлены.
     Прежде всего мне запомнился самый большой мой учитель – командир путевого батальона Александр Николаевич Дедов. Именно он заложил во мне основы моих знаний, опыта, профессиональных качеств. С самых первых дней, когда я только пришел в батальон, у нас сложились очень доверительные отношения, и он очень много мне помогал.
     Запомнился и мой сегодняшний начальник, заместитель командующего – главный инженер генерал-лейтенант Евгений Корнишин, это тоже мой командир батальона, который пришел после Дедова, и мы с ним два года служили вместе. И вот сейчас нас судьба свела повторно, только уже в новом качестве.
     Когда я служил уже заместителем командира роты в путевом батальоне в поселке Февральск, мне очень много приходилось работать с солдатами на трассе. И сильнее всего запомнился мне заместитель командира взвода Алексей Алексеев из Чебоксар. Это был очень сильный сержант, грамотный специалист. Служить он пришел после техникума. Своими профессиональными качествами и авторитетом в течение двух лет службы он оказывал большую помощь командованию роты, во всем служил примером солдатам. Когда он увольнялся, мы даже предложили ему на сверхсрочную остаться, но он, к сожалению, не согласился.
     - Какой этап вашей биографии вам кажется самым интересным?
     - Конечно, первые годы на БАМе, когда я начал служить в поселке Февральск в железнодорожной бригаде, нацеленной исключительно на окончание работ по соединению восточного участка пути. Это был очень напряженный период, перед нами стояли очень серьезные задачи, но в то же время было и очень интересно.
     Рота, в которой я служил, не занималась непосредственной укладкой пути – мы работали на звеносборочной базе. Нашими задачами были подготовка рельсошпальной решетки для укладки, погрузка ее и отправка к путеукладчику. Работать приходилось очень напряженно – тот темп укладки, который был нам задан, требовал постоянного напряжения сил, мобилизации всех резервов. И, конечно, за те полтора года, которые мы шли к стыковке восточного участка Байкало-Амурской магистрали на разъезде Мирошниченко, очень много сил было отдано и личным составом, и офицерами. Так что мы были очень рады тому, что состоялась эта стыковка. И прежде всего из-за того, что этим был завершен очередной этап строительства БАМа. Кроме того, нельзя забывать и о гордости за свое подразделение, за то, что мы оказались на самом острие решения проблем строительства магистрали.
     - Расскажите, в каких условиях приходилось жить при строительстве Байкало-Амурской магистрали?
     - Условия были полевыми. Наш поселок был временным, и жили мы там в течение 10 лет в деревянных домиках. Первую капитальную квартиру я получил на десятом году службы, когда поселки начали обустраивать и появились капитальные дома. При этом женился я еще в Ленинграде, сразу после окончания училища, поехал служить уже вместе с женой. На БАМе у меня и две дочери родились, одна – в Ургале, а другая – в Февральске.
     Что касается жизни на трассе, то там все мы жили в одних условиях. Это были либо вагончики, либо полевые палаточные городки. Вместе с солдатами жили, спали, питались – все в одних условиях. Да и мороз нам был не страшен. Во-первых, когда работаешь, не таким уж он и сильным кажется. А во-вторых, командование создавало нам все необходимые условия. Вагончики всегда были теплыми, а палаточные городки строились в бамовском – утепленном – варианте, когда делался деревянный сруб, обтягивался палаткой, ставилась печка – и это создавало вполне нормальные, хоть и не сказать что комфортабельные, полевые условия. Ведь работы мы производили постоянно, и время года не играло для нас никакой роли.
     - Чем вы занимаетесь сегодня?
     - Должность моя состоит как бы из двух частей – заместитель главного инженера и заместитель по техническому прикрытию. Как заместитель главного инженера я занимаюсь широким кругом вопросов. И прежде всего организацией подготовки наших подразделений и частей к действиям по штатному предназначению в военное время. Мы находим объекты, на которых реально выполняются работы – ремонтные или восстановительные, и организуем на них выполнение задач строительного характера специалистами Железнодорожных войск. Ведь одно дело – готовить военнослужащих на учебном полигоне, и совсем другое – когда есть реальные объекты. А техническое прикрытие – это задание, которое имеется у Железнодорожных войск на военное время, и здесь я отвечаю за подготовку планирующих документов по этому вопросу, а также за организацию совместной работы и взаимодействия с организациями транспортного строительства, которые также имеют задания на военное время. Мы тесно взаимодействуем с Министерством транспортного строительства, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и с коммерческими организациями – с ОАО «Корпорация «Трансстрой» и с ОАО «Российские железные дороги».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex