на главную страницу

4 Сентября 2007 года

Громовержцы

Вторник

Закрывшие «ядерную амбразуру»

Подготовил Дмитрий АНДРЕЕВ.




     - Люди, прошедшие сквозь «чрево» ядерных взрывов, - рассказывает председатель Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ Владимир Бенцианов, - а также сложнейших аварийно-радиационных событий как на атомных подводных и надводных кораблях, так и при сборке ядерных зарядов, все сильнее нуждаются в заботе государства. Когда стране потребовалось в короткие сроки создать наш ядерно-оружейный комплекс и соответствующий потенциал, мы сделали все от нас зависящее… Теперь мы нуждаемся в социальной защите…
     По его словам, события, в которых воины особого риска принимали участие, были сопоставимы с Чернобыльскими. Дело в том, что, помимо радиации, им, участникам первых войсковых учений с использованием ядерного оружия, пришлось также испытать и влияние других эффектов, например инфразвука. О воздействии поражающих факторов ядерного взрыва в то время почти никто не имел представления. Хотя их влияние на состояние здоровья могло оказаться более опасным, нежели альфа-, бета- и гамма-излучения, каждое из которых наносит непоправимый вред здоровью на клеточно-мембранном уровне… Поэтому Комитет ветеранов подразделений особого риска всеми возможными способами пытается защитить права и интересы военных ядерщиков, добиться их лечения и реабилитации. Теперь лишь приходится констатировать факт, что большинство участников учений, прошедших 14 сентября 1954 на Тоцком полигоне в Оренбургской области, стали инвалидами I и II группы… Многих из них уже нет в живых. Они дали подписку о сохранении военной и государственной тайны, поэтому не могли своевременно информировать врачей и близких о причинах ухудшения здоровья.
     - Если бы каждому из участников Тоцких учений, - продолжает Владимир Бенцианов, - после демобилизации выдали в закрытом конверте документ, что он должен быть подвергнут тщательному медицинскому обследованию и лечению, сколько каждому из нас лет жизни прибавилось бы.
     Как утверждает он, комитет включает в себя только тех, кто когда-либо участвовал в мероприятиях, связанных с атомом.
     Сам комитет возник относительно недавно, 10 мая 1990 года. Тогда-то и были разработаны его основные цели и задачи. Во-первых, ветеранам необходимо было наладить сотрудничество с «четвертой властью», для того чтобы средства массовой информации стали рупором «ратного труда военных ядерщиков». Таким образом, участники Тоцких баталий могли «завоевать» общественное мнение соотечественников, ничего не знавшее об этом. Во-вторых, они нуждались в поддержке руководителей силовых министерств и ведомств. В-третьих, перед ними стояла задача разработать проекты нормативных актов по социальной защите ветеранов-ядерщиков. В-четвертых, воины подразделений особого риска хотели решить вопрос разового и регулярного освидетельствования пострадавших с последующей госпитализацией их в специализированные клиники Минобороны. Кроме того, им предстояло добиваться награждения ветеранов подразделений особого риска государственными наградами, исходя из «Критериев непосредственного участия граждан в военно-ядерных мероприятиях». А дальше началась борьба за долгосрочные права военных ядерщиков, где одинаково были равны «тоцкие», «семипалатинцы», «новоземельцы», подводники и сборщики… Словом, все те, чьи судьбы были положены на «ядерную амбразуру». С тех пор лед, как говорится, тронулся… Наконец-то ветераны подразделений особого риска обрели право быть защищенными. Ведь никто и никогда не мог им дать документированные сведения о полученных дозах облучения, наличии лучевой болезни, воздействии иных поражающих факторов, каждый из которых мог действовать в одну семнадцатимиллионнную долю секунды.
     - Пришлось пройти более 1.300 кабинетов высших руководителей власти, - вспоминает Владимир Бенцианов, - ибо ни один из рядовых сотрудников заинтересованных министерств и ведомств никогда не давал устного или письменного согласия на подтверждение героических заслуг военнослужащих, создававших ядерный щит России.
     По его словам, данную категорию военнослужащих можно сравнить с участниками «ядерной войны без противника». Поэтому нормы и методы социальной защиты по отношению к ядерщикам должны быть сопоставимыми с теми, которые применяются к непосредственным участникам боевых действий. К февралю 2002 года 3.386 ветеранов подразделений особого риска получили орден Мужества, 174 – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени… С тех пор представления и награждения были почему-то приостановлены...
     Стройная продуманная система взаимоотношений комитета с военными управлениями Минобороны, МВД РФ, ФСБ России по установлению статуса «Ветеран подразделений особого риска» позволило практически исключить случаи необоснованной выдачи одноименного удостоверения, что позволяет строго контролировать бюджетные расходы на финансирование льгот и компенсаций военным ядерщикам. В общей сложности долгожданные «корочки» получили 27.800 ветеранов.
     В связи с преклонным возрастом воинов особого риска крайне осложнено установление причинной связи инвалидности. Нередко возрастные отклонения у них смешиваются с приобретенными во время пребывания на «загрязненных» полигонах. Несмотря на то что истинная причина инвалидности выявлялась у двух тысяч ветеранов при соблюдении самых строгих норм и правил и является следствием службы в «ядерных точках», они по новому закону также лишены компенсаций за ущерб, причиненный здоровью.
     В конце 1993 года в составе комитета создан Научно-лечебный центр. В нем прошли обследование, лечение и реабилитацию десятки тысяч военных ядерщиков и «чернобыльцев». Последние восемь лет в этой клинике лечатся и действующие военнослужащие. Она стала единственным учреждением в мире, где занимаются больными с отдаленными последствиями воздействия поражающих факторов «ядерных мероприятий». В последнее время стали поступать инвестиции на реконструкцию и капитальное строительство центра, а также приобретение новейшей аппаратуры. В то же время, повседневного финансирования не хватает. Закон (№122-ФЗ от 22.08.04) «О монетизации льгот» лишил ветеранов подразделений особого риска не только ежегодного бесплатного санаторно-курортного лечения, права на бесплатный проезд в общественном транспорте, но и возможности получения жилья в кратчайшие сроки.
     По словам председателя Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации Владимира Бенцианова, общественной организацией проделана колоссальная работа. Постепенно в печати и на телевидении стали появляться сообщения об испытаниях ядерного оружия, ликвидации аварий на атомных подводных и надводных кораблях.
     - Во многом благодаря средствам массовой информации, - поясняет он, - о нас не забывают…
     Владимир Бенцианов верит в то, что в самом ближайшем будущем в России не только установят день военнослужащих, создававших ядерный щит, восстановят действующий ранее порядок награждения, но и воздвигнут величественный монумент ветеранам подразделений особого риска.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex