на главную страницу

6 Сентября 2007 года

Российское оружие

Четверг

Броня державы

Подготовил Юрий АВДЕЕВ. Фото Юрия ШИПИЛОВА и Сергея КУРАНОВА.



Подмосковная Кубинка хорошо знакома любому специалисту и эксперту бронетанковой техники. Именно здесь расположен главный танковый «подиум» России. 38-й научно-исследовательский испытательный институт Минобороны РФ им. маршала бронетанковых войск Я.Н. Федоренко не одно десятилетие занимается всесторонней проверкой, оценкой разрабатываемой бронетанковой техники и вооружения, а также проводит исследования и определяет перспективы их развития.
  В преддверии Дня танкиста начальник 38-го НИИИ Минобороны РФ генерал-майор Владимир Федота рассказал нашему специальному корреспонденту о деятельности института и перспективах развития отечественной бронетанковой техники.

     
Три в одном

     Полигон, институт и музей – именно эти «три кита» стали визитной карточкой танковой «столицы» России – Кубинки. Научно-испытательный автобронетанковый полигон, созданный в 1931 году по постановлению Реввоенсовета, с первых дней приступил к испытанию новых образцов отечественной техники. В предвоенные годы здесь проводились испытания легких танков БТ-2, БТ-5, БТ-7, плавающих – Т-37, Т-37А, среднего танка –
     Т-28 и тяжелого – Т-35. Помимо этого, получали путевку в жизнь бронеавтомобили, артиллерийские тягачи, трактора и другая техника. Ни одно сражение, ни одна битва Великой Отечественной войны не обошлись без «обкатанных» на полигоне танков Т-34, КВ, ИС и другой бронетанковой техники (БТТ). Испытывали здесь и захваченную технику противника.
     Параллельно с выполняемыми работами создавались и совершенствовались лаборатории, производственная база, развивалась инфраструктура. В послевоенный период деятельность полигона расширилась. Его специалисты изучали и обобщали опыт применения, эксплуатации, ремонта и обслуживания БТТ (в том числе и зарубежной). Здесь велась разработка основных направлений бронетехники в условиях применения различных средств массового поражения.
     Вскоре уже просто невозможно было представить принятие на вооружение БТТ без положительного заключения полигона, получившего к тому времени статус института. На его базе стали проводить полигонные и гарантийные испытания опытных и серийных образцов военной техники в различных климатических условиях.
     С годами в институте было собрано огромное количество бронетехники отечественного и зарубежного производства. В 1978 году в Кубинке для всех посетителей распахнул свои двери музей. До этого он, по сути, был складом, на который попадали образцы БТТ, изученные специалистами 38-го НИИИ. На сегодняшний день это уникальный выставочный комплекс, не имеющий мировых аналогов. Его особая ценность в том, что благодаря стараниям сотрудников музея многие экспонаты на ходу и используются в праздничных и демонстрационных мероприятиях. Зарубежные делегации и обычные посетители не скрывают своего восхищения от музея. Он по праву пользуется мировой славой.
     
Человеческий фактор

     На сегодняшний день 38-й НИИИ Минобороны России представляет собой уникальное учреждение. Оно способно, используя новейшие информационные технологии, на самом современном уровне решить наиболее сложные задачи.
     Главная ценность института – сотрудники. Здесь трудятся 14 докторов и 45 кандидатов наук, 10 профессоров и 5 заслуженных деятелей науки. Именно высококвалифицированные кадры позволяют создавать опережающий научный задел, обеспечивая своевременную и глубокую проработку возможных проблем в современных быстро меняющихся военно-политических условиях.
     Однако в НИИИ имеются проблемы, требующие скорейшего решения на самом высоком государственном уровне. В лихолетье экономического кризиса 1990-х годов из института ушла часть специалистов. Остались только фанаты своего дела, именно они составляют костяк коллектива. Сегодня как никогда важно привлечение молодых специалистов, которые в прямом и переносном смысле станут будущим военной науки. Вот только работать на Кубинке желающих мало.
     Перед выпускниками военных училищ, имеющих способности к исследовательской и научной работе, встает дилемма: идти в войска или посвятить себя науке? В первом случае денежное довольствие чуть ли не в два раза выше по сравнению со служебными окладами должностей в стенах института. Другую часть проблемы в этом вопросе иначе, как парадоксальной, не назовешь.
     В свое время на государственном уровне было принято решение производить дополнительные денежные выплаты за научные звания. В учебных заведениях этот механизм действует, а институт в эту обойму не попал. Средняя зарплата гражданских специалистов около 6.000 рублей. По нынешним временам – смехотворно, не правда ли? Непонятно, почему чиновники обошли своим вниманием учреждение, где создается броневая мощь наших войск. Указанные проблемы требуют скорейшего решения. В противном случае под угрозой окажется обороноспособность России.
     
Под прицелом покупателей

     Насколько российское оружие соответствует мировым стандартам? Ответ на этот вопрос можно найти в контрактах на его закупку. Заявления о том, что у нас вооружение и технику приобретают из-за более низких цен, скажем так, не соответствуют истине.
     Например, арабские страны обладают не только хорошей платежеспособностью. Их специалисты прекрасно разбираются в вооружении. При проведении тендеров они очень скрупулезно изучают машины. Устраиваемые ими испытания порой даже более жесткие, чем на полигоне института. Поэтому их выбор в пользу российской бронетехники подтверждает, что она более надежна и эффективна.
     Другим подтверждением соответствия российских машин мировым требованиям служит тот факт, что на наши отечественные выставки регулярно приезжают западные специалисты, эксперты и конструкторы. Они очень дотошно изучают образцы, выставленные для всеобщего обозрения. Если бы мы отставали в разработках, то зачем им терять время и деньги на такие поездки?
     Здесь надо сделать отступление и упомянуть, что к концу этого года на полигоне будет построена и оборудована современной измерительной аппаратурой директриса с дальностью стрельбы до 5 км. Уже сегодня отечественные разработчики и производители серьезнейшим образом перепроверяют свои новые проекты. Они прекрасно понимают: планка требований к их технике со стороны основного заказчика – Минобороны России – будет поднята выше. Это не чья-либо прихоть, а веление времени.
     
Броня крепка и танки наши быстры?

     Анализ событий в мире показывает, что от политики глобальных мировых войн осуществлен переход к локальным войнам и вооруженным конфликтам. Участвующие в них группировки на 60-90 процентов состоят из сухопутных войск. Их основными видами вооружения становятся танки, бронетехника и машины на их базе. Без них основную задачу войны – освобождение территории от противника – не решить.
     Реальность такова, что на сегодняшний день доля современных образцов в бронетанковых парках России и НАТО различается в разы. До недавнего времени отечественный парк в 1,2-1,9 раза уступал по военно-техническому уровню танковым паркам наиболее развитых зарубежных государств. На основе научных исследований были разработаны и реализуются различные мероприятия, которые позволят нашим Вооруженным Силам выйти из этого кризиса.
     Отечественные танки имеют хороший потенциал для модернизации. За счет ее можно повысить возможности машин, уже стоящих на вооружении. Наиболее важными здесь можно назвать такие направления работ, как создание многоканального прицельного комплекса с использованием тепловизоров нового поколения, автоматическое обнаружение и сопровождение целей, увеличение могущества боеприпасов, сохранение или улучшение маневренности, совершенствование традиционных средств и оборудование машин новыми системами защиты, а так же установка комплекса снижения заметности.
     Здесь необходимо дать некоторые пояснения. В институте объективно и непредвзято оценивают возможности отечественной техники. Выполняемые работы направлены не просто на повышение отдельных боевых качеств машин, а для придания им максимальных преимуществ перед зарубежными образцами.
     Например, до недавнего времени наши танки имели большую дальность поражения, но системы обнаружения целей и прицеливания уступали зарубежным аналогам. Уступали мы и по точности стрельбы. Применение новейших тепловизоров позволяет обнаруживать и опознавать противника на максимальной дальности стрельбы. Использование новых стабилизаторов существенно улучшает точность поражения целей с первого выстрела. Именно на российских БМП впервые в мире применена система стабилизации. Она дает существенное преимущество на поле боя. Фактически эти машины, используя тактику засад, могут противостоять даже танкам противника.
     Другим отечественным ноу-хау стали комплексы активной защиты «Арена» и «Дрозд». Они способны нейтрализовать практически все типы кумулятивных боеприпасов, в том числе тандемные. Боевой опыт применения российской бронетехники, стоящей на вооружении других стран, показал, что в лобовую проекцию она фактически не поражалась. Теперь после установки новых средств защиты появилась возможность существенно увеличить курсовой угол безопасного маневрирования. Эти и другие разработки демонстрировались за рубежом. Западные специалисты были удивлены такими возможностями нашей техники. Более всего их поразили комментарии российских разработчиков: «Для нас это уже не ноу-хау».
     К числу успешных решений следует отнести и создание отечественными конструкторами дизельного двигателя мощностью 1.000 л.с., а на подходе уже силовая установка в 1.500 л.с. По оценке специалистов, при соотношении 25 л.с. на одну тонну обеспечиваются отличная маневренность и высокие скоростные характеристики танка на поле боя.
     Отличительной чертой современных боевых действий стала их высокая скоротечность. Командирам различных уровней надо еще более оперативно принимать решения, а войскам реализовывать их в более сжатые сроки.
     Современные технологии позволяют создать автоматизированные места экипажей на базе ЭВМ нового поколения, которые должны осуществлять автоматический сбор, обработку, передачу и хранение информации о числе и координатах целей, координаты и состояние соседей, а также вышестоящего командного звена. Кроме того, будет обеспечиваться диагностика машины и в автоматическом режиме передаваться информация о наличии топлива, боеприпасов, принятых приказах и распоряжениях.
     В связи с этим повышаются требования не только к технике. Современная война более востребованными делает обученных, хорошо подготовленных бойцов. Для этого необходимо повышать их уровень подготовки. Прежде всего нужно повысить планку образовательного ценза для экипажа. Как показали исследования, командиром танка, БМП или БМД следует назначать специалистов со средне-специальным уровнем обучения. Командир со школьным образованием не справляется со своими обязанностями.
     Большим подспорьем в обучении служат тренажеры. Их современные модели позволяют проводить подготовку в составе экипажа, а в перспективе – и в составе взвода, роты. Это не дорогостоящие игрушки, а техническое средство, позволяющее в разы сократить программу обучения экипажа.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex