«Чтобы в душе у ребенка зажглась искра патриотизма, он должен потрогать руками боевую технику»… «Детям особенно нравится, что есть возможность посидеть в кабине боевого самолета» – и еще не одну сотню похожих записей, причем не только от родителей, но и от студенческих групп, японских туристов, пилотов немецкой авиакомпании «Люфтганза», российских бизнесменов и прочих посетителей можно прочесть в книге отзывов частного бесплатного музея боевой и транспортной авиации пермского предпринимателя и коллекционера натурных образцов отечественных летательных аппаратов Михаила Павлова.
Побывать в Перми и оставить без внимания павловский музей под открытым небом невозможно. Еще издалека взгляд притягивает «визитка» необычной выставки - установленный на транспортном контейнере, как на постаменте, самый настоящий МиГ-29.
- Вообще-то целых, не фрагментированных экспонатов в моей коллекции не так много, - с некоторым сожалением рассказывает Михаил. – Это самолеты МиГ-25, Ан-2, МиГ-29 и вертолеты Ми-2, Ми-8 и
Ми-24А. На стадии сборки истребитель Су-27. Остальные изделия (их несколько десятков) представлены носовыми частями с сохраненными кабинами. Причина «усеченности» большей части экспонатов, скорее, не в том, что на «пятачке» частного музея все они в натурном виде не поместились бы. «Было бы что выставлять, я бы место нашел», - поясняет Павлов. Проблема в другом. Трудно найти внешне целый списанный авиаэкземпляр. Еще сложнее его приобрести. «Хозяева не хотят заморачиваться оформлением кипы согласовательных бумаг по передаче объекта из рук в руки. Им проще сдать самолет в металлолом, порой даже не задумываясь, что отправляют под нож металлорубящей гильотины совершенно исправную машину. Так, например, было с Ан-2. Борт за свой недолгий эксплуатационный период перенес лишь один ремонтный этап. Ему бы еще работать и работать…» - сокрушается коллекционер. В тот раз Павлову повезло: бывший владелец Ан-2, узнав, для какой цели приобретается самолет, пошел навстречу коллекционеру. Следом Михаил выкупил и действующий тренажерный комплекс Ан-2 по цене вторсырья.
Но больше всего в формировании экспозиции музея поучаствовало последнее руководство закрывшегося Пермского военного авиационного технического училища. Высвобожденные и списанные в утиль авиаединицы постепенно были перевезены на выставочную площадку коллекционера-предпринимателя. Кстати, в их числе Павлову достался и достаточно редкий экземпляр Ми-24А доафганского периода. На борту вертолета до сих пор сохранились нарисованный гвардейский знак и звездочки – отметки об удачных результатах выполнения боевых задач.
Заслуживает внимания и тот факт, что размещением и оформлением экспозиции Павлов занимался не абы как. Прежде чем расставить и обозначить образцы на выставочных площадках, Михаил съездил в Монино – набраться опыта. Теперь рядом с секторами механизмов и агрегатов самолетов и вертолетов, «штакетника» различных типов авиадвигателей стоят носовые части от реактивного серийного стратегического бомбардировщика Ту-16, турбовинтового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95, всепогодного фронтового бомбардировщика с изменяемой стреловидностью крыла Су-24, серийного сверхзвукового фронтового истребителя с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23, серийного вертолета огневой поддержки
Ми-24 и ряда других образцов вчерашних «бойцов неба».
А еще Михаил Павлов сам, в буквальном смысле собственными руками, собирает самолеты и вертолеты. Только это уже не натурные образцы, а модели – пластмассовые масштабные копии летательных аппаратов. Их у него уже на несколько выставочных витрин. Предназначение коллекционных игрушек – дать посетителям музея цельное представление о внешнем виде демонстрируемых фрагментированных экспонатов.
На снимках: экспонаты музея под открытым небом.Фото автора.