на главную страницу

6 Сентября 2007 года

Армия и общество

Четверг

«…А вместо сердца – пламенный мотор!»

Тарас РУДЫК, «Красная звезда».




     …Вспомните: вы в просторном комфортном салоне Ил-86, парите над облаками. Закрыв глаза или глядя в иллюминатор, прислушиваетесь к шуму турбин. Они – силища, мощь, легко удерживают в воздухе многотонный лайнер-гигант. Они же держат его цепко в грозовом облаке или турбулентной зоне – самолет покачивается, дрожит. Вы вытираете платком холодный потный лоб и думаете: «Господи, что это так неприятно потрескивает?.. Отче наш…», «Лишь бы движки тянули и конструкция держала…»
     Кто-то в такие минуты для поднятия духа нажмет знакомую кнопку и вызовет стюардессу с дежурной улыбкой. А кого-то бодрит воздушная тряска, адреналинчику хочется… Люди по-разному переносят полеты.
     Такие разные мысли приходили ко мне, когда я оказался в одном из корпусов завода имени П.И. Баранова. На этом старейшем предприятии России делают авиационные двигатели для гражданских самолетов
     Ил-96-300, Ил-86, Ил-114, Ан-3 и Ан-38. Здесь также производят турбореактивные двигатели для боевых самолетов Су-17, Су-24 и МиГ-29.
     Завод был основан в 1916 году в городе Запорожье. С началом Великой Отечественной войны его эвакуировали в Омск. Сегодня объединение имени П.И. Баранова – единственное предприятие от Урала до Дальнего Востока, специализирующееся на серийном производстве авиационных двигателей. А всего их в этих стенах было освоено и выпущено более 25 типов – поршневых, газотурбинных и ракетных. Завод также занимается их ремонтом и техническим обслуживанием (сопровождением) на всех этапах эксплуатации.
     
Технология качества – гарантия безопасности

     Производство авиационных двигателей считают одной из самых наукоемких и высокотехнологичных отраслей машиностроения. Не нужно быть ученым мужем с лужицей лысины на макушке, чтобы понять простую истину: двигатель – сердце любой машины, и, разумеется, пока оно работает, там, в воздухе, мы можем спокойно дрыхнуть или устало жевать жалкое крылышко посиневшего аэрофлотского цыпленка.
     В механических цехах завода ведется обработка деталей. В сварочном производстве применяют несколько видов сварки: в вакууме, электронно-лучевую, плазменную и другие виды, а также пайку деталей – газопламенную, вакуумную и в среде защитных газов.
     Живучесть, качество всех узлов, деталей и металлоконструкций определяет многофункциональный контроль – ультразвуковой, магнитопорошковый, электромагнитный, термоэлектрический, капиллярный, рентгеноконтроль и др. Всем этим занимается лаборатория неразрушающего контроля.
     Завершающий этап этого многоступенчатого сложного производственного процесса – испытание двигателей, оно проводится на одном из механических заводов Омской области.
     
Не солдат со скребком, а «Барс»

     Несмотря на то, что в 2003 году объединение получило право самостоятельной внешнеэкономической деятельности, связанной с ремонтом и поставками запасных частей и техническим обслуживанием авиационных двигателей РД-33 для самолетов МиГ-29 и двигателей АЛ21-Ф3 для самолетов Су-17 и Су-24, доля оборонного заказа предприятия незначительна. Впрочем, чтобы это понять, не- обязательно ходить на завод. Сколько у нас выпускается в год военных самолетов? Помолчим.
     Парк гражданской авиации тоже устарел до такой степени, что некоторые европейцы считают экстремалами тех наших соотечественников, кто летает на советской и российской технике. А между тем ежедневно в небе России тысячи наших отечественных самолетов. И у тех забугорных, размалеванных аэробусов, что у всего мира на слуху, бывают серьезные проблемы.
     Коль нет хорошего оборонного заказа, головастые омские промышленники, которые организуют производство газотурбинных и ракетных двигателей, давно определились, чем заниматься, чтобы завод нормально жил, а квалифицированные рабочие не бросали производство в поисках заработка. Поэтому сфера деятельности моторостроительного объединения разнообразна. В частности, это выпуск оборудования и продукции производственно-технического назначения для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и железнодорожного транспорта.
     Мечта сельского жителя – мотокультиватор «Крот». Есть МК «Сибиряк» и «Омич». А к мотокультиваторам еще делают на заводе навесное оборудование – насосную установку (для подачи воды из открытых источников), а также косилку и окучник.
     Продукция завода – снегоуборщики «Барс» и газонокосилки «Лужайка», компрессорные автоматические стационарные установки и электрические фритюрницы, металлорежущий и абразивный инструмент и многое другое. Смотрю сейчас на этот самоходный шестискоростной «Барс» (для очень легкого снега, мокрого и глубокого), знакомлюсь с его техническими характеристиками и понимаю, что он может заменить нескольких солдат со скребками при уборке плаца.
     Благодаря применению авиационных технологий вся продукция завода имени П.И. Баранова отличается высоким качеством. Это подтверждает и перелет на Южный полюс в январе 2005 года самолета Ан-3Т с двигателем ТВД-20.
     
Приходи, сержант, научим

     - Были на заводе времена тяжелые, но мы сумели сохранить костяк высококвалифицированных кадров, у которых можно с нуля научиться профессии, – продолжает нашу беседу Валерий Падучих. – У нашего предприятия второй в городе учебный центр, который проводит обучение по 53 рабочим специальностям. Причем там можно получить уникальные профессии, например металлизатора, или научиться сварке в обитаемой камере, то есть в условиях, приближенных к космическим. В учебном центре готовят операторов станков с программным управлением, газоэлектросварщиков. Наши мастера производственного обучения – специалисты высочайшей квалификации – шестых разрядов. Молодежь идет к нам, потому что видит – завод поднимается.
     


     

     - Мы выпускаем сложную наукоемкую продукцию! - с гордостью говорит Валерий Падучих - помощник генерального директора по персоналу Федерального государственного унитарного предприятия «Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова».
     

     


     Валерий Васильевич рассказал об интересных традициях, которые десятилетиями поддерживаются в объединении и передаются из поколения в поколение. Так, на заводе есть трудовой кодекс моторостроителя, следовать которому опытные наставники учат молодых специалистов. Ежегодно ко Дню Воздушного флота России десяти лучшим рабочим присваивается звание «Заслуженный моторостроитель», им вручается специальный знак и денежная премия имени П.И. Баранова.
     
«Салют» – звучит звонко!

     Сегодня продолжается работа по созданию интегрированной производственной структуры, и моторостроительное объединения имени П.И. Баранова войдет в ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют». Сибиряки считают, что это поможет им более активно и в гораздо больших объемах продвигать свою продукцию как на российском, так и на международном рынках. Уже сейчас москвичи размещают на сибирском заводе свои заказы. Есть планы у омичей не только по увеличению производства, но и по созданию перспективных образцов продукции.
     - На прошедшую выставку «ВТТВ-Омск-2007» наше предприятие представило свою продукцию совместно с объединением «Салют», – говорит Юрий Токмин, начальник бюро рекламы завода имени П.И. Баранова. – Мы показали свои газотурбинные установки, авиационные двигатели и многое другое. Сегодня у нас есть контракты на поставку продукции в Сирию, Иран и другие страны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex