на главную страницу

7 Сентября 2007 года

Армия и общество

Пятница

Время поиска и роста



Генерал-полковник Николай Резник лишь на днях передал полномочия начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ своему преемнику генерал-лейтенанту Анатолию Башлакову. В связи с этим мы попросили его ответить на ряд вопросов «Красной звезды».

     - Николай Иванович, в течение 5 лет, с 22 июня 2002 года по 27 июля 2007 года, вы возглавляли Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил РФ. Какие основные моменты в службе вам особенно запомнились?
     - Пять лет – это немалый промежуток времени, и многие события отложатся в памяти на долгое время. В первую очередь это поствоенное сознание в душах и сердцах офицеров, которые приходили с чеченской кампании, в связи с чем возникали очень сложные вопросы социального характера. Второе, может быть, связано с построением четкой вертикали подчиненности и ответственности органов воспитательной работы за объекты и вопросы, которые входят в их компетенцию. То есть за качественное выполнение своих функциональных обязанностей. До того был полный кадровый голод, особенно в объединениях и выше. Я считаю, что благодаря мудрости министра обороны, взвешенным подходам руководящего состава Минобороны, главкомов видов Вооруженных Сил, командующих родами и войсками военных округов мы эту систему выстроили, обсудили и решением министра обороны утвердили. Стабильность и управляемость процессами очевидны.
     В памяти в общем-то каждое заседание коллегии Министерства обороны… И подготовка к заседаниям, и отчетность, и организация выполнения решений, которые на них принимались. Незабываемы впечатления от командировок и встреч с личным составом в войсках.
     Не остались без участия Главка важные вопросы, связанные с президентскими выборами 2004 года, выборами Государственной Думы РФ. Навсегда запомнилось, как было реализовано поручение о создании общероссийского телеканала «Звезда», вышедшего в эфир 22 февраля 2005 года. Помнится все, связанное с интернет-порталом Минобороны и выходом на круглосуточное вещание нашей радиостанции «Звезда».
     - Как бы вы охарактеризовали значение воспитательных структур, и в том числе Главка, для нынешних Вооруженных Сил РФ?
     - Значение и место в системе управления продиктованы самой жизнью. В новых условиях комплектования ВС РФ руководство Минобороны от нас потребовало, чтобы органы воспитательной работы взяли на себя в полном объеме вопросы воинской дисциплины, соблюдения правопорядка и стабильности в воинских коллективах. И это правильно! Потому что моральный климат в воинских коллективах – это сфера прямой ответственности заместителя командира по воспитательной работе. Он и «лазерный дальномер» в плане отношений в коллективе, он и «лакмусовая бумага», определяющая тональность в этих отношениях. Ведь речь идет о воинской части, где практически вся ее жизнь и снаружи, и с изнанки. Это своего рода микрогород, микрогосударство, в котором надо решать весь спектр бытовых, социальных вопросов и, кроме всех других, воспитательные проблемы практически ежечасно.
     На органах воспитательной работы лежит все, что связано с культурно-массовой работой, отдыхом, бытом, социальными вопросами, работой с активом, его обучением и воспитанием. Актив – целевой, многоуровневый: от актива подразделения, воинской части, до военного округа, рода, вида Вооруженных Сил. Здесь и женсоветы, и ветераны, и комиссии социального контроля. Благодаря решению руководства Министерства обороны мы полностью выстроили всю систему организации, контроля и обеспечения социальных вопросов в армии и на флоте. Информация об итогах их работы должна идти как по горизонтали подчиненности, так и по вертикали – об истинном положении дел в воинских коллективах. О полноте и своевременном получении всех видов довольствия в том числе.
     Выстроены все составляющие в отношении общественных организаций ветеранского актива, в том числе создали Центральный совет по делам ветеранов Вооруженных Сил под председательством министра обороны.
     - Известно, что воспитателями не рождаются, - их надо готовить. Что предшествовало появлению в ряде учебных заведений факультетов военных воспитателей?
     - Девять реформирований Главного управления воспитательной работы и соответственно, воспитательных структур в войсках, затем уход в запас многих офицеров, получивших хорошую подготовку еще в советское время, показали, что зреет острый дефицит кадров. Встал вопрос, кого выдвигать на войсковые должности, кому организовывать воспитательную работу в управленческих звеньях: либо тех, кто остался, либо готовить новых специалистов в вузах. Мы пошли двумя путями. Начали готовить офицеров как в профильном вузе, в Новосибирске (в 2007 году состоялся первый выпуск, 161 человек), так и в ряде других вузов по особым программам для Сухопутных войск, других видов Вооруженных Сил. Допустим, моряка 4 года готовили как специалиста - подводника, связиста, минера и т.д., а потом, в зависимости от потребности и с учетом желания, он мог перейти на одногодичную подготовку к службе в органах воспитательной работы. Пока такая практика оправдывает себя, так как учитывает специфику видов, родов войск.
     Одно время мы, впрочем, рассматривали возможность назначения на воспитательную работу командиров взводов после соответствующей переподготовки. Возможно, со временем можно будет перейти и к этой составляющей. Кстати, такая практика была в пограничных войсках. Выпускники училищ назначались на первичную должность заместителями командиров по воспитательной работе. По моему мнению, воспитателей нужно готовить особо. Сейчас офицеров-воспитателей готовят в 11 вузах. Думаю, что в ближайшее время менять систему непродуктивно. Совсем недавно введена заочная форма обучения в Военном университете для подготовки заместителей командиров полков и выше по воспитательной работе.
     - Николай Иванович, Главному управлению воспитательной работы Вооруженных Сил России исполнилось 15 лет. Это уже история. Историю же делают люди. О ком бы вы сейчас вспомнили с благодарностью, с кем довелось плечом к плечу трудиться в Главке?
     - Для начала я бы сказал спасибо каждому бывшему начальнику Главка за то, что они успели сделать в то историческое время, которое им было отведено.
     Я хотел бы выразить также благодарность за совместную работу моим заместителям, генерал-лейтенанту Владимиру Александровичу Кожемякину, генерал-лейтенанту Виктору Николаевичу Бусловскому, вице-адмиралу Юрию Феликсовичу Нуждину.
     Конечно же в истории Главка навсегда останутся люди, много сделавшие в закрепленной за ними области. Например, в сфере культуры, безусловно, нельзя не отметить генерал-майора Виктора Ивановича Якимова. Он был начальником управления культуры ГлавПУра, потом стал начальником Центрального академического театра Российской Армии. Его интеллект, знания всегда очень востребованы.
     Хорошо трудится начальник управления патриотического воспитания и связи с общественностью генерал-майор Николай Юрьевич Ефимов.
     В последнее время очень хорошо и много работает начальник управления информационного обеспечения и технических средств полковник Николай Борисович Акбердин. Исключительно добросовестный, по-настоящему войсковой трудяга. Я ему, безусловно, благодарен за добросовестную службу.
     Особая работа у начальника управления полковника Алексея Михайловича Цыганкова. Управление в полном смысле «социальное»: в его компетенции целый ряд вопросов, от социальных гарантий и компенсаций, переподготовки увольняющихся в запас офицеров до решения вопросов взаимодействия с Национальным благотворительным фондом.
     Недавно уволился в запас ветеран для Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского флота СССР, а также Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил России (где он проработал со дня его образования 15 лет), начальник управления организации воспитательной работы и воинской дисциплины генерал-майор Богатырев Владимир Николаевич. Указом Президента РФ руководить управлением назначен генерал-майор Дашкин Юрий Алексеевич. Он получил хорошую войсковую практику. С его приходом Главк вправе рассчитывать на прибавку именно в вопросах боевой готовности, морально-психологической подготовки в ходе повседневной деятельности. В должности замначальника управления работает полковник Матросов Сергей Николаевич – тоже опытный, прошедший испытание рядом войсковых должностей офицер. До назначения в Главк служил помощником начальника штаба Тыла Вооруженных Сил РФ.
     - Как известно, Указом Президента России, вы, Николай Иванович, назначены советником министра обороны. С какими чувствами уходите из Главка и что бы пожелали своим бывшим сослуживцам?
     - Благодарен руководству Минобороны за высокое доверие. Испытываю целую гамму чувств, как и любой человек, уходящий на новое место службы.
     Конечно, в первую очередь я благодарен за совместную службу всем своим сослуживцам по ГУВРу. Хотел бы пожелать с учетом того, что на должность начальника Главка приходит представитель Космических войск, чтобы «вторая и третья ступени» были подключены как можно быстрее, как можно эффективнее. Чтобы быстрее проходила адаптация, чтобы задачи, которые стоят перед Главком, решались в духе жестких вызовов и требований XXI века.
     Хочу пожелать всем, кто остается в Главке и кто придет сюда в связи с выдвижением на новые должности, чтобы получали от повседневных дел, хлопот службы моральное удовлетворение. Чтобы в заботах, которых всегда невпроворот, формировали и совершенствовали самих себя, укрепляли единоначалие и поддерживали высокий моральный дух в воинских коллективах. На то мы и воспитатели.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex