на главную страницу

8 Сентября 2007 года

Страна и мир

Суббота

Слово о командире полка

Еще рокочет голос струнный,
Но командир уже в седле...

Геннадий МИРАНОВИЧ, «Красная звезда».



     Кто из служивых, будь он в запасе или в строю, не вспоминал своего командира, заслышав эту песню Булата Окуджавы о недолгом веке кавалергарда, в романтическом образе которого так точно схвачена самая суть нелегкой офицерской доли! Нет, как невозможно забыть номер родного полка или имя корабля, под Боевым Знаменем которого тебя принимали в офицерскую семью или посвящали в гвардейцы, так не в силах даже наше, мягко говоря, не очень благосклонное к памяти и традициям время затмить имена командиров, рядом с которыми нам выпала честь служить. И это вполне понятно. Ведь по большому-то счету все в армии начинается с него, с командира. От сержанта и выше.
     Но первым должностным лицом, чья сфера ответственности четко очерчена Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, является, как известно, командир полка (корабля 1 ранга). И в том, что мы сегодня (см. 2-ю стр.) открываем рубрику «Командир полка: должность и личность», тоже есть своя логика. Современный полк - основная, можно сказать, боевая часть армии, где в миниатюре представлены практически все рода войск и оружия. Неспроста же Георгий Константинович Жуков, сам почти семь лет прокомандовавший полком, сделал вывод (подкрепленный, кстати, и собственной практикой), что командир, «который хорошо освоил систему управления полком и способен обеспечить его постоянную боевую готовность, всегда будет передовым военачальником на всех последующих ступенях командования как в мирное, так и в военное время». Сегодня, когда мы строим новую армию России, этот урок великого полководца актуален, может быть, как никогда.
     Вместе с тем очевидно и другое. Сама по себе должность, дающая право командиру-единоначальнику повелевать людьми от лица государства, вовсе не определяет автоматически его престиж в глазах этих людей. Разумеется, если во взаимоотношениях с ними ты руководствуешься не личными симпатиями и антипатиями, а интересами дела. Если ты не готов довольствоваться лишь «уставным уважением», которое каждый солдат обязан «оказывать» своему командиру и которого, конечно же, недостаточно для того, чтобы ты мог во всем положиться на подчиненных при исполнении своих многосложных и многогранных обязанностей. Во всех отношениях быть на голову выше подчиненных - иного тут просто не дано!
     Да, это трудно. Да, желающих с радостью взвалить на себя этот тяжкий крест в последнее время, по разным причинам, в армии и на флоте, к сожалению, не становится больше. Тем не менее примеров столь ответственного - быть всегда на коне! - понимания роли и места командира в строю все же еще хватает.
     - А куда деваться? - развел руками командир танкового полка гвардии подполковник Марат Оспанов, когда однажды на учениях у нас зашел разговор об этом. - Как станешь учить других тому, чего сам в совершенстве не знаешь? Нельзя же, к примеру, требовать от подчиненных аккуратности и исполнительности, если сам размазня и неряха...
     Действительно, деваться командиру и впрямь некуда. Все его дела, большие и малые, оцениваются подчиненными. Оцениваются взыскательно и пристрастно. А потому тот же Оспанов не считает для себя зазорным лишний раз позаниматься на тренажере или сесть за рычаги управления боевой машины, за прицел танковой пушки. Пусть все в полку знают: командирское «делай, как я» - не только сигнал к немедленному действию, но и непревзойденный эталон качества в боевой работе.
     Мастерство, личный пример, забота о подчиненных... Не только для того, чтобы лишний раз напомнить кое-кому о важнейших составляющих личности командира, его авторитета, стоит, я думаю, обратиться сегодня к этим непреходящим профессиональным ценностям. Нынешние реалии армейской и флотской жизни заставляют нас по-новому взглянуть на многие прописные истины, в том числе и касающиеся престижа командира, престижности самой этой должности.
     Дело даже не в том, хотя это тоже немаловажное обстоятельство, что нынче редко встретишь командира полка, которому за сорок. В условиях, когда армия и флот, что называется, набирают силу, возрастает интенсивность боевой подготовки, что, как правило, связано с неимоверными физическими и моральными нагрузками, молодость как раз не помеха. Тем более если с командирами полкового звена, не отягощенными, скажем так, житейским и военным опытом, предметно занимаются вышестоящие начальники. Как это делают, положим, в Воздушно-десантных войсках, где не понаслышке знают, что такое управлять боем на местности. В работе с командирами полков здесь не ограничиваются, как это еще бывает, сборами и прочими плановыми мероприятиями учебно-методического характера. Для тренировок на местности используют каждый полевой выход, учение, боевую стрельбу, занятие с практическим десантированием личного состава и техники. Таким образом, процесс становления молодого командира полка в должности является как бы составной частью учебного процесса в войсках и зависит во многом от его качества и интенсивности.
     Но бывает еще и так, когда командиру приходится заниматься снабженческими делами. И тогда офицер - будь он молод или в летах - не может отдавать предпочтение службе, строю. В сутолоке повседневных хозяйственных забот ему некогда подумать о работе в целом, поговорить с людьми, заглянуть в перспективу. А со временем он и вовсе дисквалифицируется как методист, организатор боевой подготовки, воспитатель подчиненных - словом, как военный профессионал. Не отсюда ли многие наши беды и даже человеческие жертвы, связанные как с собственной беспечностью командиров, так и с их упущениями в воспитании, общевойсковой и специальной подготовке личного состава, обеспечении безопасности службы, организации охраны и обороны военных городков и других объектов?
     А сколько раз мы были свидетелями того, как вынужденные вместо системной работы по утверждению уставного порядка в частях тратить уйму времени на хозяйственные дела командиры начинают лихорадочно укреплять дисциплину, совершенствовать организацию службы войск только после того, как случится какое-нибудь чрезвычайное происшествие! Так не пора ли, в конце концов, осознать, что и сам процесс реформирования армии и флота, и условия, в которых это происходит, требуют нового, более реалистичного, скажем так, взгляда и на многие, традиционно необходимые командиру качества?
     Именно из этих позиций исходят в работе с командирами частей в Ракетных войсках стратегического назначения. Командующий войсками генерал-полковник Николай Соловцов считает, например, что боевая надежность полков и дивизий в нынешних экономических условиях во многом определяется умением командиров, решая любые вопросы, рационально использовать время, силы и средства. Это касается как боевой работы непосредственно на позициях, так и организации повседневной жизни войск. Плановость и порядок в работе самих командиров помогают им утверждать атмосферу дисциплинированности, организованности, исполнительности среди подчиненных.
     Такой стиль работы старшего начальника с подчиненными командирами полезен еще и тем, что помогает избавиться от печально известной практики, когда офицеры в ущерб своим прямым обязанностям подменяют сержантов и старшин, работают от подъема до отбоя, выполняя другие, несвойственные им функции.
     Покончить с подобным пороком помогает, впрочем, и сам процесс реформирования Вооруженных Сил. Оптимизация их боевого состава, упразднение дублирующих друг друга структур, небоеспособных формирований, создание полнокровных соединений и частей, готовых к немедленному выполнению задач по предназначению - все это дает возможность офицерам наконец по-настоящему заняться службой, упорядочить личное время.
     Однако будем реалистами: ни мудрейшие указания, ни глубочайшие планы не обеспечат нормальную жизнь даже самого маленького воинского коллектива без творческого подхода к делу, поиска нетрадиционных способов решения задач. Имеется в виду, конечно, не игнорирование требований уставов, наставлений, приказов и т.д., чего в командирской практике, к стыду нашему, сейчас тоже хватает. Речь об умении сочетать с этими требованиями творчество, инициативу, самостоятельность в принятии ответственных решений. Ведь сегодня от командира в повседневной жизни, как в бою, требуются и твердая воля, и гибкость мышления, и осмотрительность, и готовность пойти на риск. Не закаленный в борьбе с трудностями, как правило, теряется в этой ситуации, проявляет беспомощность. И самые смелые замыслы остаются неосуществленными иной раз только потому, что у командира не хватило упорства и энергии для проведения их в жизнь. А поскольку командирами, как известно, не рождаются даже во времена реформ, то всегда стоявшая перед военной школой задача воспитания сильного командирского характера в нынешних условиях приобретает особую актуальность и остроту.
     Понятно, что профессиональное становление командира любого ранга требует определенного времени. А жизнь не стоит на месте. Структурные преобразования боевых формирований, в том числе связанные с обновлением кадров, идут практически непрерывно. Офицерам нередко приходится не только менять профиль службы. Получив новые назначения, многие вынуждены чуть ли не заново учиться работе с личным составом, поскольку на прежнем месте службы не имели подчиненных. Дает о себе знать и своего рода инерция иждивенчества, порожденная еще во времена, когда на авторитет командира работал мощный идеологический аппарат, когда его нравственный да и профессиональный облик, что называется, с лейтенантских ногтей находился под недремлющим оком парткома, а за воспитание личного состава «отвечал» заместитель по политчасти. Ситуация давно кардинальным образом изменилась, а иной командир все еще надеется на некоего дядю-воспитателя, который придет и решит все проблемы.
     Итак, вроде бы все уже в нашей стране за то, чтобы армия была сильной и мобильной, чтобы в ней был образцовый порядок, чтобы в ней произрастали полководцы, достойные великой России. Так, может быть, для начала стоит позаботиться о престиже ее командиров? А это уже проблема государственного масштаба. Наделив командира правом единолично принимать решения, отдавать приказы и обеспечивать их выполнение, давайте позаботимся и о том, чтобы эта государственная фигура была соответствующим образом защищена. Как в правовом, моральном, так и в материальном плане. Вспомним урок маршала Жукова: полководцы вырастают из командиров полков.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex