на главную страницу

11 Сентября 2007 года

Армия и общество

Вторник

ВЕДОМЫЙ В НЕБО СУДЬБОЙ

Олег ВЕРШИНИН, «Красная звезда».



     Впервые Валерий Бурштын самостоятельно взлетел в небо, будучи курсантом. Восторг дебютного пилотирования уже забылся, зато остались ответственность за выполнение поставленной задачи, уверенность в своих силах и четкая работа в управлении самолетом. А главное, именно в тот день Валерий понял: сколь много для него значит небо. За 36 последующих лет военный летчик провел в облаках более 2,5 тысячи часов, освоил четыре типа самолетов и с дюжину их модификаций. Сегодня начальник службы безопасности полетов армии полковник Валерий Бурштын – один из признанных асов Дальневосточного объединения ВВС и ПВО. Он заслуженный военный летчик России, награжден орденом и медалями.
     Некоторые мальчишки буквально бредят небом. Они целенаправленно готовятся к поступлению в летное училище – досконально изучают историю воздухоплавания, типы боевых самолетов, стараются поддерживать хорошую физическую форму. Как ни странно, Валерий не относился к числу таких «фанатов». Просто однажды на крепкого здоровьем десятиклассника обратил внимание военком. Валерий внял словам офицера и стал готовиться к поступлению в военный вуз. На Барнаульское высшее военное авиационное училище выбор пал тоже как-то случайно, свою роль сыграло близкое расположение учебного заведения – всего-то пять с половиной часов на автобусе от дома. Впрочем, ряд таких совпадений можно охарактеризовать просто – парня привела в облака сама судьба.
     Начинались 70-е, и система подготовки в летных училищах была организована словно «под копирку». Прежде всего, курсантов ждал большой блок теоретических и практических дисциплин. Первые полеты начинались только в конце второго года обучения. Далее курсанты продолжали изучение конструкций и оборудования, искусства пилотирования боевых машин, постепенно переходили от контрольных полетов с инструктором к самостоятельным. В течение нескольких лет курсанты в совершенстве осваивали несколько самолетов. Например, Валерий получил распределение в бомбардировочный авиационный полк и начал свою офицерскую службу уже на досконально изученном на четвертом курсе бомбардировщике Як-28.
     Свирский бомбардировочный авиационный полк базировался на приморском направлении и отличался высокой интенсивностью боевой подготовки. Летали без ограничений в топливе – по три-четыре смены в неделю. В первый год Валерий провел в небе более 160 часов, во второй – 140. Он получил богатую практику управления самолетом и выполнения боевого применения над водой (бомбили с суши по морю и с моря по суше). Очень запомнились полеты в горах с огибанием рельефа местности, они добавляли в кровь много адреналина. Часто работали во взаимодействии с кораблями флота. При всем этом надо учитывать довольно частые сложные метеоусловия, которыми характеризуется Латвия и в целом Прибалтийский регион. Зато опыт полета в облаках при сильном ветре не раз выручал летчика в будущем.
     Приграничный регион выдвигал особые требования и к вооружению полка. В ноябре-декабре 1976 года Валерий освоил современнейший по тем временам фронтовой бомбардировщик Су-24. Даже на новой боевой машине налет летчика всегда был выше 100 часов в год. В последующем он вообще словно сроднился с этим самолетом. Задачи по сравнению с предыдущими годами в общем-то не изменились. Но когда в 1979 году рассматривался вопрос о возможном участии летчиков в боевых действиях в Афганистане, с личным составом Свирского бомбардировочного авиационного полка начали вести еще более интенсивную боевую подготовку. Впрочем, о «несостоявшейся» боевой практике Валерий Иванович не жалеет. В жизни военного летчика приключений хватало и без того.
     Валерий Бурштын и сейчас отчетливо помнит 10 октября 1979 года. В день рождения сына он выполнял обычные задачи по плану летно-тактического учения на высоте 200 метров над уровнем моря. Неожиданно загорелось табло «Сбрось обороты». Как позже выяснилось, разрушилась лопатка турбины, и осколки пробили маслосистему. Температура правого двигателя стала возрастать выше допустимого значения. Как вспоминает военный летчик, страха не было. Все действия были отточены до автоматизма еще на многочисленных тренировках. Валерий выключил двигатель и занял эшелон в 2.400 метров. После доклада пункту управления военный летчик посадил самолет на запасной аэродром. Позже были и другие нестандартные ситуации: например, посадка с невыпущенной механизацией крыла.
     В 1985 году, после выпуска из Военно-политической академии имени В.И. Ленина, военный летчик прибыл для прохождения дальнейшей службы на Дальний Восток. Он был назначен на должность начальника политического отдела гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Надо сказать, что летчики этого формирования принимали участие в Великой Отечественной войне, восемь офицеров стали Героями Советского Союза. Полк был ударным и нес постоянное боевое дежурство. Валерий Иванович поднимался в небо столь же часто, сколько и остальной личный состав. Впрочем, в ВВС иначе и не бывает – руководящие должности не избавляют от обязательной летной практики. В апреле 1988 года бомбардировочный полк был расформирован, не дожив до своего 55-летия всего несколько месяцев. Это была серьезная потеря для дальневосточной военной авиации.
     Валерий Иванович ушел на повышение. Сначала он был назначен заместителем начальника политотдела соединения, затем – старшим инспектором-летчиком в отдел боевой подготовки фронтовой авиации 1-й воздушной армии. За многочисленные достижения, в том числе и переучивание личного состава двух дальневосточных бомбардировочных полков на Су-24, ему было присвоено звание «Заслуженный военный летчик России». Очередным этапом в карьере офицера стала должность начальника службы безопасности полетов объединения. В ней полковник Валерий Бурштын находится вот уже более десяти лет. Сегодня, после ответственных проверок или перед серьезными мероприятиями по своей линии, офицер порой неделями сидит за компьютером, приводит в порядок документацию, однако он по-прежнему готов летать. Так было и во время нашего знакомства. В преддверии очередного отпуска Валерий Иванович поднял в воздух боевую машину и устремился в небо, любовь к которому он сохранит навсегда.
     На снимке: начальник службы безопасности полетов Дальневосточного объединения ВВС и ПВО полковник Валерий Бурштын.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex