на главную страницу

12 Сентября 2007 года

Армия сегодня

Среда

Хроники полковника Кукка

Сергей БОГДАНОВ, «Красная звезда».



Несколько десятков боевых вертолетчиков, образно говоря, «поставил на крыло» кавалер боевых наград полковник Игорь Кукк, который, проведя в чеченском небе более 500 часов, сегодня является одним из руководителей армейской авиации на Северном Кавказе. В его послужном списке – участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, а также служба в качестве летчика-инструктора в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков.

     
«В шесть глаз смотрим!»


     Полковнику Игорю Кукку, настоящему русскому богатырю двухметрового роста, наверное, чаще других старших офицеров приходилось летать в чеченском небе в одном экипаже вместе со своими воспитанниками – бывшими курсантами. Так случилось и в ноябре 2002 года, когда офицер исполнял обязанности командира вертолетного полка, базировавшегося в Ханкале.
     По традиции, существующей в армейской авиации, в первые утренние часы исполняющий обязанности командира полка подполковник Игорь Кукк на Ми-8 под прикрытием пары боевых ударных вертолетов вылетел на разведку погоды. На месте правого летчика обосновался недавний выпускник высшего военного училища лейтенант Сергей Уколов – потомственный вертолетчик накануне взлета, наверное, и предположить не мог, что ближайшие минуты станут для него, впрочем, как и для всех офицеров трех вертолетных экипажей, проверкой на мужество, самоотверженность и профессионализм.
     Мне несколько раз за время командировок на Северный Кавказ приходилось участвовать в таких вылетах - для молодого офицера, пожалуй, и в самом деле не найдешь лучшей возможности в течение часа-полутора визуально изучить районы возможных боевых операций. Собственно, для этого исполняющий обязанности командира полка и назначил в свой экипаж лейтенанта Сергея Уколова.
     Одна за другой три боевые машины взлетели с ханкалинского военного аэродрома. Обстановка стандартная – облачность примерно двести метров, видимость порядка двух километров. Вертолеты взяли курс в сторону Терского хребта, для того чтобы офицеры своими глазами смогли увидеть погодную обстановку и оценить возможность полетов армейской авиации в направлении Моздока и Махачкалы.
     В Чечне в то время во всех смыслах слова было пасмурно. Вот и многократно виденный за месяцы проведения контртеррористической операции Терский хребет тем утром оказался практически полностью закрыт – облака висели настолько низко, что действовать под их нижней кромкой возможным не представлялось. Оставался лишь один выход – экипажам предстояло подниматься значительно выше и занимать безопасную высоту уже над густой небесной пеленой. В общем, летать в тот день вертолетчикам было бы трудно, но можно.
     Экипаж подполковника Игоря Кукка пошел на восток, чтобы посмотреть, как складывается метеорологическая обстановка в районе так называемых Гудермесских ворот. Уже возвращаясь, командир экипажа услышал в эфире свой позывной. С командного пункта вертолетного полка ему докладывали:
     - «Три полсотни», в районе «Хорового-тридцать» тяжелый «трехсотый».
     Чуть позже вертолетчики узнали подробности: в то время, пока экипажи были в воздухе, произошло короткое боевое столкновение с бандформированием недалеко от Хатуни, в котором приняли участие подразделения специального назначения и комендатуры, расположенной в этом селении. В результате боя тяжелые ранения получил офицер.
     Экипажи подполковника Игоря Кукка и вертолетов прикрытия Ми-24 были единственными, кто в эти минуты находился в воздухе недалеко от места боя. Значит, им и эвакуировать раненого, несмотря на сложные метеоусловия.
     Уже проходя Шали, экипажи боевых вертолетов в очередной раз в полной мере на себе испытали коварство гор: превышение местности становилось все больше, облака по предгорьям оседали все ниже – видимость сократилась сначала до одного километра, а затем и до пятисот метров. После первой попытки пройти по ущелью в район Хатуни полковник Игорь Кукк был вынужден приказать паре прикрытия ожидать его возвращения, не заходя в горный массив, – группой из трех вертолетов в таких экстремальных погодных условиях идти было чрезвычайно опасно.
     Зная местность как свои пять пальцев и до предела используя возможности боевого вертолета, экипаж подполковника Игоря Кукка в течение нескольких минут летел так, как это могут делать лишь русские асы армейской авиации. Проходя ущелье по предгорью, вертолетчики едва ли поднимали свою боевую машину на полсотни метров, снизив при этом скорость до пятидесяти километров в час. Рассказывая мне об этом эпизоде, подполковник Игорь Кукк нашел, пожалуй, единственное уместное в той ситуации сравнение: «По руслу реки, которое лишь угадывалось в тумане, мы проехали, как на велосипеде».
     - Командир, мы не пройдем, - спустя мгновения после начала спасательной операции в голосе лейтенанта Сергея Уколова появился неестественный металл. Предельное напряжение чувствовалось и в каждом движении бортового техника капитана Алексея Сюткина.
     - Сереж, надо человека выручать. Ты по карте внимательно сверяй все населенные пункты, которые мы проходим, каждый изгиб реки. В шесть глаз смотрим: самое опасное для нас сейчас – провода, антенны и вышки.
     Меньшую скорость для боевого вертолета, наверное, и придумать было бы невозможно. Лейтенант Сергей Уколов, не отрывая взгляд от карты, словно автомобильный штурман во время ралли:
     - Командир, сейчас будет изгиб налево.
     Спустя считанные секунды:
     - Проходим селение, сейчас оно заканчивается, слева должны быть наши окопы…
     Горы в те сложнейшие минуты были явно не на стороне русской армии. Над местом недавно закончившегося боя повис настолько густой туман, что мотострелки не могли разглядеть вертолет, который находился буквально над их головами:
     - Я тебя слышу, но не наблюдаю, - раз за разом сообщал по рации подполковнику Игорю Кукку командир вышедшего из боя подразделения. Из-за повисшей пелены тумана не мог увидеть вертолет и авианаводчик, пытавшийся координировать действия экипажа, хотя, казалось, вся округа буквально утонула в отрывистых звуках без устали вращавшихся лопастей.
     Дав стремительно ввысь, подполковник Игорь Кукк вырвал-таки вертолет из плена враждебной пелены, оставив чуть ниже и неровные вершины холмов. Открыв блистер, он отчетливо увидел под собой окопы, а в нескольких десятках метров от них формировавшуюся колонну техники и – что самое главное – хоть небольшую, но относительно ровную и безопасную площадку, за которую можно было зацепиться шасси, хоть как-то обозначив не то посадку, не то зависание.
     Минут двадцать вертолетчикам пришлось молотить винтами, пока на борт не загрузили тяжелораненого офицера – у капитана были прострелены обе ноги, во время боя он, кроме того, получил тяжелую контузию. Обратно выходили таким же образом – на предельно малой скорости, буквально разрывая облака винтами по всему маршруту вдоль русла горной реки, стремясь не задеть лопастями отвесные склоны. Но офицера спасли.
     - Уже вернувшись на аэродром, я подумал, что вышли, точнее, выползли-то мы на равнину лишь на честном слове.
     Не только, подумал я, слушая рассказ подполковника Игоря Кукка. Ему, впрочем, как и многим вертолетчикам, совершавшим чудеса героизма в Афганистане, Таджикистане и в Чечне, лучше других известно, что в русской армии своих не бросают.
     Даже ценою жизни.
     
Винтом к винту…

     Сегодня продолжает офицерскую службу на Северном Кавказе майор Виталий Трегубов, один из воспитанников полковника Игоря Кукка. Первым орденом Мужества тогда еще лейтенант, летчик-оператор Ми-24 был награжден за то, что его экипаж, которым командовал подполковник Валерий Дружинин, обнаружил и на предельных режимах уничтожил зенитную установку боевиков. Тем самым были спасены жизни не только десантников, находившихся на борту Ми-8, но и нескольких боевых пилотов армейской авиации, которые были в небе в районе проведения операции.
     Военная стезя во время боевых действий неоднократно сводила вместе в чеченском небе молодого офицера и его наставника в курсантские годы. Однако немногие знают, что офицерская судьба Виталия Трегубова началась с… отчисления из высшего военного училища. Причем не последнюю роль в этом сыграл его летчик-инструктор.
     Это лишь кажется, что там, где начинается авиация, дисциплина заканчивается. На деле же все происходит как раз наоборот. В этом в свое время пришлось убедиться и курсанту Виталию Трегубову – после нескольких самовольных оставлений училища встал вопрос об отчислении курсанта, подававшего неплохие надежды и считавшегося, по мнению наставников, одним из самых перспективных будущих вертолетчиков на своем курсе. Однако командование высшего военного училища было непреклонным – отчисленный за систематические нарушения воинской дисциплины курсант вскоре уже пришивал к военной форме солдатские погоны.
     Несмотря на резкий поворот судьбы, юношеские мечты о небе и военной службе у паренька не угасли – почти год прослужив в солдатском подразделении при училище, он сумел-таки убедить ученый совет и начальника училища в том, что не станет лишним в боевом строю офицеров армейской авиации. К слову, и в этот раз ходатайство летчика-инструктора майора Игоря Кукка сыграло не последнюю роль в его судьбе. Спустя годы можно утверждать – так и случилось. Одно из первых, что увидел подполковник Игорь Кукк, прибыв в Буденновский вертолетный полк после окончания академии, - фотографию своего бывшего курсанта, теперь майора Виталия Трегубова на Доске почета. Показательно, что грудь недавнего выпускника военного училища украшали несколько боевых наград.
     Так же непросто проходило офицерское становление и у летчика 2-го класса майора Виктора Деруна, который блестяще показал себя в месяцы второй чеченской кампании. В семье курсанта одна за другой произошли трагедии – сначала он потерял сестру, спустя короткое время — отца. Летная практика оказалась безнадежно пропущенной, в группе майора Игоря Кукка курсанту пришлось восстанавливать утраченные навыки. Другими словами, «нагоняя» учебную программу, ему едва ли не все нужно было начинать сначала.
     Старанием и усердием Виктор Дерун превосходил многих однокурсников, подчас его стремление освоить технику граничило с фанатизмом. Однако получалось не все. Перелом наступил в момент учебного полета, когда летчик-инструктор оставил уже получившего необоходимые навыки пилотирования курсанта в кабине один на один с вертолетом.
     - Он достаточно уверенно вел машину, самостоятельно совершил посадку и чуть позже без помощи инструктора взлетел. Вот тогда, думаю, и родился еще один боевой вертолетчик, - вспоминает этот эпизод полковник Игорь Кукк.
     
…крылом к крылу

     Участие опытных командиров в судьбе младших офицеров, в их профессиональном формировании и боевом становлении – одна из традиций русской армии. Это та самая нравственная ценность, которая проверена и утверждена десятилетиями боев и побед великой русской армии.
     Так было в годы Великой Отечественной, так же традиции фронтовиков-победителей продолжаются в Военно-воздушных Силах России и сегодня. Курсанты становятся офицерами под опекой умудренных наставников, постигая азы мастерства за штурвалами подчас одних и тех же боевых машин, не столько перенимая навыки управления современной техникой, сколько впитывая черты характера настоящего защитника своей страны. Иначе и невозможно объяснить, скажем, действия учебного экипажа в составе заместителя командира учебного авиаполка подполковника Виктора Журавкова и курсанта — выпускника Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков Павла Сырового. Во время учебного полета летом прошлого года, который проходил на высоте трех километров, у самолета отказал двигатель. Имея право катапультироваться, экипаж, находившийся на расстоянии более 25 километров от аэродрома, все же не допустил неуправляемого падения боевой машины в густонаселенном районе. Курсант и летчик-инструктор, дотянув до аэродрома, не только сумели посадить аварийный самолет, но и выполнили «сруливание» со «взлетки», обеспечив безопасную посадку находившимся в воздухе экипажам. Оба летчика отмечены государственными наградами.
     
Против правил

     Более двух часов продолжалась спасательная операция, которую под прикрытием двух Ми-24 проводил экипаж подполковника Игоря Кукка в районе чеченского селения Дарго, что на границе с Ингушетией, в конце 2002 года. Команда о срочной эвакуации тяжелораненого спецназовца поступила в конце дня. Несколько минут потребовалось экипажам трех боевых вертолетов, чтобы оказаться в квадрате, где небольшому подразделению специального назначения, вступившему в бой с чеченскими бандитами, не удалось избежать потерь.
     Полтора часа вертолетчики кружили над районом, где только что отгремел бой, прежде чем им удалось обнаружить спецназовцев.
     - Мы использовали различные виды построения, тремя экипажами едва ли не метр за метром прочесывая местность. Больше того, наши экипажи даже отчетливо слышали по рации голоса офицеров: «Пожалуйста, найдите нас, мы здесь», - и следовали координаты. Но обозначить себя сигнальными дымами или ракетами спецназовцы не могли. Видимо, все средства опознавания у них уже закончились: похоже, группа спецназа довольно долго действовала автономно.
     Тяжелейший поиск многократно осложнялся рельефом местности – группе, судя по докладам спецназовцев, удалось зацепиться за крохотный «пятачок» на самом дне горного ущелья, укрывшись под кроной деревьев.
     И вот полдела уже позади – спецназовцы наконец-то обнаружены. Но для того чтобы добраться до них и принять на борт раненого, вертолетчикам нужно было спуститься в горный колодец на глубину две сотни метров, не задев при этом лопастями сужающиеся книзу склоны ущелья.
     Первый заход в природную лунку для экипажа подполковника Игоря Кукка закончился неудачно – в момент зависания порыв попутного ветра, отражаясь от склонов, усилил центробежные силы, и грозный боевой вертолет начал было непроизвольное левое – по часовой стрелке - вращение. Попытку пришлось срочно прекратить – экипаж набрал высоту и через минуту начал снова опускаться вниз, зайдя еще раз, теперь уже против ветра.
     Боевой вертолет, опускаясь все ниже, едва умещался в природный колодец. Пожалуй, лишь хладнокровие, выдержка, небывалое мастерство и непреодолимое стремление выручить боевых товарищей, оказавшихся в безвыходном положении, позволили вертолетчикам экипажа подполковника Игоря Кукка довести спасательную операцию до конца.
     - В какой-то момент я почувствовал, что вертолет уже не может опускаться дальше, - мысленно возвращается в прошлое боевой офицер. – Мы просто не помещались. Именно в этот момент и сказалось наработанное взаимодействие экипажа. Бортовой техник выскакивает в грузовую кабину и видит, что лебедку мы использовать не можем – не позволяют высота и деревья. Через самолетное переговорное устройство он мне докладывает: «Хвост нормально, сзади и слева помех нет». «Правак» высовывается через блистер: «Справа до дерева метр»… Едва почувствовал касание земли, сразу же подумал: а как мы отсюда с раненым взлетать будем?
     Подорвавшегося на мине офицера погрузили на борт за считанные секунды. Экипаж подполковника Игоря Кукка, провожаемый взглядами спецназовцев, для которых боевая работа еще не закончилась, начал штурмовать злополучное ущелье второй раз – на пределе возможностей боевой машины, за гранью отпущенного человеку.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex