на главную страницу

13 Сентября 2007 года

Страна и мир

Четверг

Посол Узбекистана в РФ Бахтиер ИСЛАМОВ: Россия – наш стратегический партнер и союзник

Материал подготовили Олег ГОРУПАЙ, Владимир КУЗАРЬ.



1 сентября Узбекистан, с которым Россию связывают договоры о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях, отметил свой главный государственный праздник – День независимости. Позади 16 лет с момента провозглашения государственной независимости. Чем они стали для республики и каким видится ее будущее? Эти и другие вопросы стали темой интервью, которое дал «Красной звезде» Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Узбекистан в Российской Федерации Бахтиер Исламов.

     - Бахтиер Анварович, если оглянуться на пройденное республикой за 16 лет, что можно сказать?
     - Прошедшие 16 лет для нашей страны были поистине историческими и судьбоносными. Пройден сложнейший путь становления национальной государственности, возрождения исторического и духовного самосознания узбекского народа. Выступая накануне праздника на совместном заседании высших органов государственной власти страны, президент И.А. Каримов, подчеркивая, что эти годы по значительности были равны десятилетиям и даже столетиям, выделил два этапа в новейшей истории Узбекистана. Первый, с 1991 по 2000 год, - этап первоочередных реформ и преобразований переходного периода, формирование основ национальной государственности. Продолжающийся поныне второй этап – время устойчивого развития экономики, последовательного реформирования политической, законодательной, судебно-правовой системы и социально-гуманитарной сферы, период активного демократического обновления и модернизации страны.
     Узбекистан первым среди всех стран СНГ восстановил дореформенный ВВП в 2001 году, а объем валовой продукции промышленности - в 1996 году. Эти показатели еще не достигнуты многими из стран с переходной экономикой. К настоящему времени по сравнению с 1990 годом ВВП Узбекистана вырос в 1,3 раза.
     Последние четыре года темпы ежегодного роста превышают 7 процентов. Побывавшая недавно в Узбекистане очередная миссия Международного валютного фонда отметила, что после высоких показателей прошлого года экономические показатели республики и в нынешнем году остаются на хорошем уровне при росте ВВП более чем на 9 процентов, значительном профиците счета текущих внешнеэкономических операций и дальнейшем накоплении значительных валютных резервов. Авангардом промышленного развития Узбекистана стали такие отрасли, как автомобилестроение, нефтехимическая и газоперерабатывающая, текстильная и легкая промышленность. Приносит плоды курс на переориентацию экономики с поставок сырья на экспорт готовой продукции. Вот показатели завершившегося полугодия: экспорт увеличился на 39 процентов, при этом 70 процентов его составляет несырьевая продукция, положительное сальдо внешней торговли - 1,7 миллиарда долларов США.
     - Насколько известно, узбекскую модель развития отличает и сильная социальная составляющая проводимых реформ…
     - Да, и это тоже дает гражданам страны основание с доверием относиться к проводимым преобразованиям, с оптимизмом смотреть в будущее. По сравнению с 2000 годом реальные доходы возросли в 2,5 раза, а по отношению к 1990 году - в среднем в 12 раз. Поставлена задача каждые три года добиваться роста заработной платы в 2—2,5 раза. Только в текущем году реальные доходы населения выросли более чем на 21 процент.
     Последовательно улучшаются условия и качество жизни нашего населения, включая сельское. За годы независимости фактическое наличие водопроводных и газовых сетей увеличилось соответственно в 2 и 4 раза. За эти годы в результате комплексных мероприятий показатели материнской и младенческой смертности сократились в 2,5 раза и более.
     Конкретным и ярким свидетельством действенности осуществляемых мер по охране здоровья является и увеличение продолжительности жизни населения с 67 в 1990 году до 72,5 года в 2006 году, в том числе мужчин - с 66 до 70 лет, женщин - с 70 до 74,6 года.
     В сфере образования успешно осуществляется принятая в 1997 году 12-летняя национальная программа по подготовке кадров. Она предусматривает переход на 12-летнее образование путем целостного непрерывного обучения на базе средней девятилетней общеобразовательной школы, дополненной 3-летней средней специальной и профессиональной подготовкой в колледжах и академических лицеях.
     С начала реализации национальной программы вновь построены и капитально отремонтированы около 1.140 академических лицеев и профессиональных колледжей, а также свыше 4.680 общеобразовательных школ. В сфере высшего образования осуществлен переход к двухступенчатой системе подготовки в рамках бакалавриатуры и магистратуры. В настоящее время в 65 вузах страны обучаются 300 тысяч студентов по 850 направлениям и специальностям.
     Предпринимаются правительством и меры по выполнению государственной программы объявленного в республике Года социальной защиты. В рамках ее реализации получили пособия 440 тысяч неработающих матерей, занятых уходом за детьми до двух лет, а также около 880 тысяч многодетных семей. Около 30 тысяч малообеспеченных и многодетных семей бесплатно получили в свои домашние хозяйства крупный рогатый скот. Созданы тысячи рабочих мест для инвалидов. Многие молодые семьи получили льготные кредиты, в том числе на организацию собственного бизнеса.
     - А как обстоят дела в области демократических преобразований?
     - Важную роль в становлении узбекской государственности играет развитие демократии, гражданских институтов общества. При этом в Узбекистане отдают себе отчет в том, что в условиях глобализации все более возрастающую роль приобретают уникальные национальные модели продвижения к демократии, которые в каждой конкретной стране всецело учитывают историю, традиции, обычаи, религию, менталитет и психологию народа.
     В настоящее время в Узбекистане осуществляется поэтапный переход от сильного государства к сильному гражданскому обществу. В рамках этого процесса Олий Мажлис – высший законодательный орган Республики Узбекистан преобразован в двухпалатный парламент с наделением сената рядом полномочий, которые на первом этапе осуществлялись президентом страны. Усилены и расширены также права и полномочия премьер-министра.
     Принят закон об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны. В соответствии с ним фракциям политических партий в законодательной палате дано право выступать с инициативой вплоть до отставки премьер-министра, а партийным группам в местных кенгашах – отставки хокимов (глав администраций) областей.
     Создание двухпалатного парламента, повышение роли политических партий и парламентских фракций – несомненные достижения последних лет. Не менее важное направление модернизации страны – последовательная либерализация судебно-правовой системы. Этапными вехами на этом пути стали принятые парламентом законопроекты об отмене с января 2008 года смертной казни и передаче судам права выдачи санкций на заключение под стражу, инициированные президентом И.А. Каримовым.
     Получают развитие негосударственные некоммерческие организации (их в стране действует около 5 тысяч), различные виды СМИ (сейчас в стране более 870 газет и журналов, около 100 государственных и негосударственных телерадиостудий).
     - Отличительной особенностью узбекской внешней политики стала формировавшаяся и реализуемая под руководством президента Узбекистана Ислама Каримова с момента обретения независимости «дипломатия упреждения». В чем ее суть?
     - Во всемерном учете национально-государственных интересов Узбекистана, в открытости для сотрудничества с иностранными партнерами на равноправной и взаимовыгодной основе, своевременном выявлении и анализе угроз национальной и региональной безопасности, принявших на рубеже веков новый характер. В качестве примера можно привести предупреждения Узбекистана с самых высоких международных трибун об опасности складывавшейся в 1990-х годах обстановки в охваченном вооруженными конфликтами Афганистане, о новой степени остроты угроз религиозного экстремизма и терроризма, в борьбе с которыми наши страны находятся в передних рядах.
     Особое геополитическое положение Узбекистана, проведение им в первую очередь с учетом национальных интересов всесторонне взвешенного, независимого, последовательного внешнеполитического курса обеспечили признание и растущий авторитет страны в мировом сообществе.
     Сегодня Узбекистан имеет 48 дипломатических представительств за рубежом, а на его территории функционируют 86 посольств и торговых представительств. Страна активно вовлечена в деятельность таких международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ОИК, ОБСЕ, ШОС, СНГ и другие.
     Говоря о внешней политике, считаю необходимым подчеркнуть, что позиции руководства Узбекистана и России практически по всем вопросам международной жизни совпадают или близки, что является хорошей основой для активного многопланового сотрудничества.
     - Как вы оцениваете сложившийся на сегодняшний день характер наших двусторонних отношений?
     - Как дружественный и доверительный, незыблемой основой которого являются беспрецедентные по сути исторические договоры о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях, подписанные президентами Узбекистана и России в июне 2004 года в Ташкенте и в ноябре 2005 года в Москве. Кроме того, в 2006 году Узбекистан вступил в ЕврАзЭС и возобновил свое участие в ОДКБ.
     Хочу особо отметить один факт. Только в 2006 году главы двух стран как в двусторонних, так и в многосторонних форматах встретились 9 раз, а с начала нынешнего года – 5 раз.
     В последние годы регулярный характер приобрели и межпарламентские контакты. Состоялся обмен официальными визитами на уровне председателей палат Федерального Собрания России и Олий Мажлиса Узбекистана. 4 июня сего года состоялось первое заседание двусторонней комиссии верхних палат парламентов Узбекистана и России.
     В нынешнем году также наблюдается активизация диалога по линии органов исполнительной власти: в Ташкенте с официальными визитами побывали председатель Правительства России М.Е. Фрадков, первый заместитель председателя Правительства РФ С.Б. Иванов, назначенный в апреле председателем российской части двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. В ходе визитов приняты важные документы об углублении двустороннего сотрудничества в различных областях, в том числе о создании совместного узбекско-российского предприятия «УЗРОСАВИА» по ремонту вертолетной техники, а также три соглашения в области миграции.
     - Каковы, на ваш взгляд, состояние и перспективы дальнейшего углубления торгово-экономического сотрудничества наших стран?
     - Россия является крупнейшим торговым партнером Узбекистана. Сегодня на ее долю приходится около 30 процентов внешнеторгового оборота республики и более половины объема торговли со странами СНГ. Товарооборот между Узбекистаном и Россией за последние четыре года вырос в три раза. Так, в первой половине 2007 года объем взаимного товарооборота был больше чем за весь 2004 год. Высокие темпы прироста взаимной торговли сохраняются и в текущем году. В частности, по итогам первого полугодия двусторонний товарооборот вырос на 55,8 процента. Мы прогнозируем, что в 2007 году этот показатель превысит отметку в 4—4,5 млрд. долларов США.
     Отмечу, что сегодня сформирован прочный фундамент для дальнейшего развития наших торгово-экономических отношений. В первую очередь это касается полноценной нормативно-правовой базы, насчитывающей в своем активе свыше 200 международных договоров. Это также и действенные институциональные механизмы двустороннего экономического сотрудничества. Особая активность проявляется во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами, основанных на традиционном партнерстве, значительном опыте сотрудничества и возрастающем взаимном интересе к установлению долгосрочных и взаимовыгодных связей. Свидетельством тому является деятельность более 500 совместных предприятий в Узбекистане и около 300 таких предприятий в России, при этом число успешных совместных проектов ежегодно возрастает.
     В целом наблюдаемый рост и стабильность экономик наших стран, их взаимодополняемость, возрастающая деловая и инвестиционная активность в перспективе, несомненно, обеспечат сохранение высокой динамики развития двусторонней торговли.
     - Основываясь на базовом принципе неделимости безопасности, Узбекистан последовательно выступал и выступает за активизацию международных структур, таких как ООН, ШОС и других, в обеспечении стабильности и безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Восстановление членства в ОДКБ – это результат приверженности этому принципу?
     - Узбекистан возобновил свое членство в Организации Договора о коллективной безопасности в июне 2006 года после присоединения к Евразийскому экономическому сообществу. Шаг вполне логичный, исходящий из понимания того, что экономическое сотрудничество может успешно развиваться только при условии укрепления региональной стабильности и безопасности. А они могут быть обеспечены в первую очередь силами государств региона на базе утвердившихся здесь региональных международных объединений. Поэтому необходимость взаимодействия с соответствующими структурами РФ на двусторонней и на многосторонней основе в рамках таких организаций, как ОДКБ и ШОС, очевидна.
     В настоящее время межведомственная рабочая группа республики осуществляет работу по выполнению внутригосударственных процедур правового оформления присоединения Узбекистана к документам ОДКБ (а это 16 международных договоров и свыше 60 решений уставных органов организации). Наряду с этим полномочные представители Узбекистана с момента возобновления членства в ОДКБ принимают полноценное участие в проводимых в рамках организации заседаниях ее Постоянного совета, консультативных встречах представителей различных министерств и заинтересованных структур, а также в деятельности Межгосударственной комиссии по военному сотрудничеству ОДКБ.
     - Руководство Региональной антитеррористической структуры ШОС располагается в Ташкенте. Очевидно, что выбор места дислокации неслучаен. Какова сегодня ситуация в Узбекистане, проявляют ли активность террористические организации?
     - Разумеется, при определении места базирования Исполнительного комитета РАТС в городе Ташкенте учитывался целый ряд моментов. Это и центральное расположение Узбекистана в регионе, и наработанный силовыми структурами республики опыт по противодействию террористическим угрозам, пресечению деятельности экстремистских организаций и элементов. За прошедшее с 2004 года время РАТС подтвердила свою важность в структуре Шанхайской организации сотрудничества. Улучшилось взаимодействие правоохранительных органов и специальных служб государств – участников ШОС, расширились возможности обмена необходимой информацией. Как следствие - повысилась эффективность их деятельности, на пространстве ШОС пресечен и предотвращен целый ряд готовящихся террористических актов.
     Что касается обстановки в Узбекистане, она остается, как и на протяжении всех лет независимости республики, стабильной, спокойной и созидательной.
     - Как развиваются военное и военно-техническое сотрудничество, а также связи по линии МВД и других структур наших стран?
     - В рамках военного и военно-технического сотрудничества впервые среди стран СНГ между правительствами Узбекистана и России в марте 2007 года подписано соглашение о создании совместного авиаремонтного предприятия «УЗРОСАВИА». По результатам 8-го заседания узбекско-российской рабочей группы по ВТС подписаны соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации в области ВТС и протокол 8-го заседания рабочей группы по ВТС.
     В ходе первой встречи министра обороны РУ Р. Мирзаева с министром обороны РФ А. Сердюковым обсужден круг вопросов по реализации совместных проектов в сфере военно-экономического и военно-технического сотрудничества, а также подготовки кадров.
     По итогам заседания Совета министров обороны государств – участников СНГ, состоявшегося 20 июня 2007 года в Москве, подписан ряд документов по вопросам взаимодействия в области войск ПВО и ВВС. В марте-апреле оперативная группа министерства обороны РУ приняла участие в совместных командно-штабных учениях «Рубеж-2007», в апреле сотрудники аппарата совета национальной безопасности при президенте Республики Узбекистан участвовали в учении по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций, создавшихся в результате террористических акций. В августе Узбекистан принял участие в совместных учениях государств – членов ШОС «Мирная миссия-2007» в Челябинской области.
     Значительно укрепилось сотрудничество и по линии служб безопасности и МВД в плане усиления взаимодействия в борьбе против терроризма, экстремизма и наркотрафика.
     Важная роль в упорядочении вопросов трудовой миграции принадлежит подписанным межправительственным соглашениям о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией, о реадмиссии.
     - Последние годы характеризуются значительной активизацией сотрудничества в гуманитарной сфере, вовлечением в эту работу новых сфер деятельности и новых государственных, неправительственных организаций.
     - Многогранную работу по развитию культурно-гуманитарных связей проводит Фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана», организовавший в мае в московском «Форум-холле» традиционный «Вечер узбекского искусства», на котором была представлена широкая палитра современного искусства страны.
     Осуществляется активное сотрудничество и по линии Центра политических исследований (ЦПИ) с научно-исследовательскими центрами и институтами и видными политологами России.
     Важным шагом в развитии двустороннего сотрудничества в сфере образования стало открытие в сентябре текущего года в Ташкенте филиала Российского государственного университета нефти и газа имени И. Губкина – третьего по счету филиала российских вузов в Узбекистане. Растет число узбекских студентов, обучающихся в российских вузах. В прошлом учебном году в России получали образование 5.928 граждан Узбекистана.
     В нашей стране получило широкий резонанс теплое поздравление Президента РФ В.В. Путина с 2750-летним юбилеем Самарканда, сыгравшего выдающуюся роль в становлении не только культуры Востока, но и всей человеческой цивилизации. Другой древний узбекский город – Маргилан отметил свой 2000-летний юбилей в сентябре. На него тоже собрались многочисленные гости из разных стран мира.
     Продолжатся культурные и научные мероприятия в связи с объявлением Ташкента Международной исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) столицей исламской культуры в 2007 году.
     Хочу особо подчеркнуть: невозможно сбить с избранного 16 лет назад пути построения демократического государства трудолюбивый узбекский народ, обладающий уникальной многовековой культурой и духовностью, сохранивший немеркнущие традиции гуманизма, человеколюбия и истинной толерантности, передающиеся из поколения в поколение.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex