на главную страницу

14 Сентября 2007 года

Страна и мир

Пятница

Шесть лет в никуда

Владимир КУЗАРЬ.



Мировое сообщество отметило очередную, уже шестую, годовщину терактов в США 11 сентября 2001 года. Траурные мероприятия в этой связи прошли во многих странах. Однако главная поминальная церемония состоялась, естественно, в Нью-Йорке вблизи места, где стояли подвергшиеся удару небоскребы. По традиции она началась с минуты молчания в 8:46 утра по местному времени, когда первый из угнанных террористами самолетов протаранил северную башню Всемирного торгового центра. Затем, опять же традиционно, был зачитан список погибших в результате теракта, в котором числятся 2.750 имен. Новым же моментом следует считать тот факт, что большинство американцев, как сообщается из США, воздержались от участия в официальных мероприятиях, посвященных памяти жертв террористов. Это воспринято как свидетельство происходящего в США процесса переосмысления событий шестилетней давности и последующего развития страны.

     
«ФБР взрывает Америку»


     Показательным в этом плане стал доклад группы американских строительных инженеров и архитекторов о результатах собственного расследования терактов 11 сентября, который она представила конгрессу США накануне траурной даты. В нем утверждается, что нью-йоркские небоскребы никак не могли обрушиться из-за самолетных атак террористов. В подтверждение тому приводятся сотни схем и чертежей, расчеты. В частности, указывается, что башни-близнецы рухнули за 10 – 15 секунд, что близко к скорости свободного падения. Сразу после начала разрушения верхние этажи должны были вдребезги разнести стальные перемычки во всех 85 или около того этажах нижних уровней. Даже если бы уходило по секунде на один этаж, то обрушение заняло бы более минуты. Но материал верхних этажей обрушился на нижние со скоростью по меньшей мере шесть этажей в секунду! Это возможно, только если все структурные элементы нижних 85 этажей были полностью уничтожены в момент начала обрушения.
     И архитекторы делают поистине ошеломляющий вывод: небоскребы были заминированы. «Мы поверили в миф о том, что башни-близнецы обрушились из-за самолетов. Теперь же нам очевидно, что имел место профессиональный демонтаж с использованием взрывчатки. Всем известно, что подобная операция требует сложной системы минирования. С учетом существовавшей в Торговом центре системы контроля и безопасности трудно представить, что все эти работы могли беспрепятственно осуществить террористы. Так мы приходим к ужасному выводу: теракт мог быть «срежиссирован» в правительственных кругах США», – заявил, как сообщают информационные агентства, член Американского института архитекторов Ричард Гэйджем.
     О причастности к теракту американских властей, утверждается в докладе, свидетельствует и разрушение третьего небоскреба, который стоял рядом с башнями-близнецами, но не был атакован террористами. В нем размещались нью-йоркские отделения ЦРУ, налоговой службы, комиссии по биржам и ценным бумагам, а также оперативный центр и бункер нью-йоркской мэрии по чрезвычайным ситуациям. К моменту, когда 47-этажный небоскреб полностью рухнул через восемь часов после нападения, люди из здания были эвакуированы. До сих пор Федеральное агентство США по чрезвычайным ситуациям не объяснило это падение, комиссия по терактам 11 сентября его проигнорировала, а обещанное Национальным институтом стандартов и технологий расследование уже задерживается на два года по сравнению с обещанными сроками.
     «ФБР взрывает Америку» – таков один из главных тезисов этого доклада. И подобное утверждение далеко не единственное в США. «Движение за правду об 11 сентября» уже давно подвергает сомнению официальную версию трагедии. И в первую очередь то, что теракты организовала «Аль-Каида», что небоскребы были атакованы коммерческими самолетами и что башни обрушились от продолжительных пожаров. С другой стороны, принимая официальную версию, исследователи задаются вопросом, почему тогда правительство США игнорировало данные разведки и спецслужб о готовящейся атаке. Так, в апреле 2007 года французская газета «Монд» опубликовала информацию о том, что спецслужбы Франции заранее знали о том, что «Аль-Каида» планировала угон самолетов в 2001 году, и предупреждали об этом США. При этом издание ссылается на секретный документ главного управления Франции по внешней безопасности за январь 2001 года, в котором говорится, что члены организации Усамы бен Ладена в сотрудничестве с представителями движения «Талибан» и чеченскими вооруженными формированиями готовят с начала 2000 года проект угона самолета для совершения теракта. С его помощью авторы проекта планировали решить двойную задачу – «потребовать освобождения исламистов, которые сидят в американских тюрьмах, в частности шейха Омара Абдельрахмана, а также оказать давление на международное сообщество с целью вывода российской армии из Чечни».
     Все эти версии выглядят на фоне масштабов трагедии чудовищными и нереальными. Возможно, так оно и есть, что они являются не более чем политическими спекуляциями. Вместе с тем если подходить к событиям 11 сентября с позиции, кому это выгодно, то нельзя не отметить, что Вашингтон постарался максимально воспользоваться ими для достижения вполне определенных целей.
     
Все на борьбу с терроризмом

     «Наш народ воочию увидел лик зла: 19 человек варварски атаковали нас и безжалостно погубили людей многих рас, национальностей и верований. Поэтому Америка решила, что мы развернем наступление на наших врагов и не станем проводить различия между террористами и теми, кто их укрывает и поддерживает». Эти слова президента США Джорджа Буша стали лейтмотивом дальнейшей американской политики. Она охватила все сферы деятельности как внутри страны, так и за рубежом.
     Прежде всего огромные усилия были направлены на сплочение общества, его мобилизацию в плане поддержки конкретных мероприятий Вашингтона. В течение первых нескольких недель после терактов президент совершил большое турне по стране: посетил государственные школы, пожарные станции, мемориалы, обнимался с чиновниками, благодарил их за скромный патриотизм и за их вклад в общее дело. Президентской похвалы удостоились не только работники спасательных служб, но и учителя, почтальоны и врачи. Люди, работающие в интересах общества, получили в этот период столько внимания, сколько им не перепадало за последние сорок лет. И это сработало – американцы безоговорочно поддержали объявленную войну с терроризмом, пошли даже на определенное ущемление своих прав, согласившись на рост объема и сложности мер безопасности. В стране резко расширились полицейские меры наблюдения и задержания, полномочия исполнительной власти. Военный историк Эндрю Басевич назвал этот акт захвата власти «тихим переворотом».
     Или взять ту же американскую экономику. Когда в январе 2001 года Джордж Буш и его команда пришли к власти, перед страной маячил призрак серьезного экономического спада. Индекс Доу-Джонса упал на 824 пункта. Технологический ресурс развития экономики исчерпал себя. Объявленная же борьба с терроризмом поставила экономику, по сути, на военные рельсы. Был создан абсолютно новый ее сектор, связанный с национальной безопасностью, ведением войны и восстановительными работами как в США, так и за границей. Уже в ноябре 2001 года, всего через два месяца после терактов, министерство обороны созвало небольшую «группу консультантов по совместному капиталу». Их задачей было найти «вновь появляющиеся технологические решения, способные напрямую помочь государству в его борьбе с терроризмом». К началу 2006 года эта неформальная группа выросла в официальное подразделение Пентагона под названием «Инициатива по ускорению оборонных предприятий», занятое поиском в частном секторе новых перспективных фирм, которые способны производить высокотехнологичные вооружения.
     В результате в экономику потекли огромные средства. Только в 2005 году частные подрядчики Пентагона получили 270 миллиардов, что на 137 миллиардов больше, чем аналогичная цифра на момент начала правления Буша. Идеология же американского правительства, пишет «Гардиан», была сфокусирована «на том, чтобы собирать деньги, нужные для запуска нового военного рынка, закупать лучшие из появляющихся в этом творческом котле идей, тем самым стимулируя индустрию выдавать на-гора еще больше новых технологий. Каждым аспектом регулирования войны с террором правительство Буша стремилось максимизировать прибыльности войны как предприятия и устойчивость ее как рынка, начиная с определения врага и заканчивая концепцией постоянно расширяющегося масштаба боевых действий». Тем более что с экономической точки зрения все было просто: перед нами не обычная война, которая в принципе может и окончиться, а война нового типа, перманентно существующий сектор мировой экономики.
     Мотивируя борьбой с терроризмом и поддержкой ее мировым сообществом, американские политики повели курс на закрепление за США позиции глобального лидера, единственной супердержавы, которой они стали после распада СССР. При этом упор был сделан на действия с позиции силы. Под знаменем антитерроризма США вошли в Афганистан и Ирак, стали расправляться с целыми странами, с неугодными им режимами, давить на те государства, которых не устраивает новый миропорядок по-американски. По большому счету и нынешнее похолодание с нашей страной, которая, как известно, поддержала действия США и их союзников в Афганистане, объясняется тем, что Россия стремится проводить прагматическую политику с учетом национальных интересов. В том числе в отношении противостояния международному терроризму, выступая за консолидацию мирового сообщества в борьбе с этим вызовом человечеству.
     В лоно американского курса на гегемонию США ложатся также планы создания национальной системы противоракетной обороны и размещения ее объектов на Европейском континенте, навязывание Североатлантическому альянсу роли мирового полицейского. Буквально на днях подкомитет сената США по ассигнованиям выделил 125 млн. долларов на реализацию концепции «быстрого глобального удара», призванную обеспечить вооруженным силам США возможность нанесения удара с применением неядерных вооружений в любой точке мира в течение часа. Эта концепция Пентагона поддержана администрацией Джорджа Буша, заявившей, что она открывает перед американской армией новые возможности для борьбы с терроризмом в любом регионе планеты.
     В законопроекте, подготовленном в сенате, отмечается, что ассигнования направляются, в частности, на разработку технологий навигации, планирование миссии, системную инфраструктуру. Эти новые технологии призваны дополнить два существующих проекта Пентагона в данной области – переоснащение баллистических ракет морского базирования «Трайдент» обычными (неядерными) боеголовками и создание новой гиперзвуковой крылатой ракеты. «Такие усилия обеспечат продвижение вперед инициативы министерства обороны по быстрому глобальному удару, но не ограничат при этом нашу страну единственным возможным вариантом на этой ранней концептуальной стадии и позволят иметь в ближайшем будущем другие возможности наряду с вариантом установки обычных боеголовок на ракеты «Трайдент» или созданием усовершенствованного гиперзвукового оружия», – говорится в документе.
     
Пора прекращать игру в кошки-мышки

     Сегодня уже очевидно, что Вашингтон не достиг целей, поставленных в связи с событиями 11 сентября. Американская экономика вновь балансирует на грани кризиса, в обществе нет единства, а страна стремительно теряет свой авторитет на международной арене. Особенно впечатляет изменение отношения европейских стран к США и политике нынешней администрации. В Великобритании, которая является давней союзницей Соединенных Штатов и сторонницей вторжения в Ирак, лишь 30 процентов населения доверяют Бушу. В Германии и Франции эта цифра составляет соответственно 25 и 15 процентов. В Испании этот показатель равен всего 7 процентам. Крайне низок рейтинг популярности США среди мусульманских стран, в том числе таких американских союзников, как Пакистан, Египет, Индонезия, Турция.
     Проводимые опросы показывают, что значительное большинство опрошенных считает, что Соединенные Штаты Америки действуют лишь в собственных интересах, игнорируя интересы своих союзников. Такие взгляды отражают широко распространившееся отрицательное отношение к односторонним действиям США в международных делах. Многие полагают, что администрация Буша чрезмерно полагается на жесткую силу, игнорируя «мягкие» методы.
     Рабочая группа публичной дипломатии из американского Совета по международным отношениям указывает на то, что люди считают Америку безразличной к боли и страданиям других, высокомерной и эгоистичной. В усилении антиамериканских настроений основную роль сыграл Ирак. В ходе опроса респондентов из 14 стран в 10 из них большинство опрошенных заявило, что после начала войны в Ираке мир стал гораздо опаснее.
     А главное, нет особых подвижек в возглавляемой Америкой борьбе с международным терроризмом. Мадрид, Лондон, Беслан, Стамбул, остров Бали и многие другие города и части мира стали за эти шесть лет местом совершения террористических злодеяний. Число жертв террористических нападений во всем мире в 2006 году возросло на 40 процентов и составило более 20 тысяч человек, говорится в ежегодном докладе госдепартамента США.
     В августе благодаря полицейской операции были арестованы трое жителей ФРГ, которые собирались уже в ближайшие дни взорвать бомбы в аэропорту Франкфурта-на-Майне и на американской авиабазе в Рамштайне. Все трое были членами исламистской террористической группировки. А вот в Алжире в результате двух нападений смертников в начале сентября погибли 57 человек. Ответственность за преступление взяла на себя «Аль-Каида».
     Похоже, эта террористическая организация вновь набирает силу. Подтверждением тому стало и видеообращение ее главы Усамы бен Ладена в связи с 6-й годовщиной терактов в Нью-Йорке. В нем утверждается, что «США уязвимы, несмотря на свою вооруженную и экономическую силу», и призывается к расширению террористических действий на американской территории.
     Комментируя это обращение, директор национальной разведки США Майк Макконнелл вынужден был признать, что власти обеспокоены возможным присутствием в стране террористических «спящих ячеек» и сохраняют бдительность перед угрозой новых терактов. «Нам стало безопаснее, но мы еще не в безопасности», – подчеркнул он. По его словам, «Аль-Каида» «намерена провести в США операцию, которая приведет к массовым жертвам». «Мы предотвратили некоторые попытки, и мы должны предотвратить все остальные. Но мы не уверены, что сможем сделать это на 100 процентов», – добавил Майк Макконнелл.
     Пока нет, по мнению немецкой газеты Wiesbadener Kurier, признаков того, что где-то действительно удалось добиться реального, осязаемого успеха. Происходит дальнейшая эскалация палестино-израильского конфликта, ситуация в Ираке обостряется буквально с каждым днем. Все это негативно отражается на борьбе против международного терроризма, начавшейся после ударов по зданиям Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Борьба ограничивается в основном оборонительными действиями, игрой террористов с полицией в кошки-мышки.
     Чтобы покончить с этой «игрой», нужно прекратить деление террористов на «наши» и «не наши», найти достаточно конкретное определение, единое толкование терроризма, дабы устранить возможность отнесения к таковому политических оппонентов, неугодных режимов или политических сил. Нужны сплочение и четкое взаимодействие мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex