на главную страницу

14 Сентября 2007 года

История Отечества

Пятница

Жизнь, отданная флоту

Капитан 1 ранга Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».




     В жизни начальника учебного электромеханического цикла по борьбе за живучесть кораблей и судов флотского учебного центра контр-адмирала в отставке Бориса Чернышкова было немало интересных событий. Родом он из сухопутного города Иваново – столицы российских ткачей, из обычной рабочей семьи. После окончания школы поступил в элитный в те времена вуз – Ленинградское высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. В 1970 году после окончания минно-торпедного факультета попал в Севастополь, в 20-ю дивизию охраны водного района, на морской тральщик «Иван Маслов», командиром боевой части-2–3. С тех пор его жизнь неразрывно связана с Черноморским флотом.
     То было время, насыщенное дальними походами.
     – В «средиземке» мы обеспечивали наши дизельные подводные лодки, – вспоминает Борис Геннадиевич, – осуществляли слежение за авианосцами, а в Атлантике, у марокканских берегов, – охрану районов рыболовства, где находились советские суда…
     Десять лет в общей сложности прослужил сначала в 115-м, а затем 418-м дивизионе морских тральщиков Борис Чернышков, дойдя до должности начальника штаба дивизиона. Как не вспомнить семимесячную боевую службу на МТЩ «Наводчик». Старшим похода в качестве начальника штаба дивизиона выходил и на «Турбинисте». Кстати, количественный состав дивизиона в ту пору достигал 13 тральщиков. Сегодня не всякая бригада располагает такими силами.
     Дважды Чернышкову довелось перегонять морские тральщики из Ленинграда в Севастополь. Походы вокруг Европы на новых кораблях были не из легких. Один Бискайский залив с его штормами чего стоит! Но и эти испытания оказались по плечу офицеру. С должности начальника штаба бригады Борис Геннадиевич поступил в Военно-морскую академию. А в 1984 году его назначили командиром бригады тральщиков.
     – В то время я был самым молодым комбригом на флоте, – вспоминает Чернышков. Моим куратором стал адмирал Михаил Хронопуло, многие годы командовавший флотом.
     Морские тральщики в то время были востребованы как никогда. Экипажи участвовали не только в бригадных, общефлотских или международных учениях, но и в тралении мин в опасных районах, охране судоходства в Атлантике. Во второй половине восьмидесятых годов в Персидском заливе началась «танкерная война». Противоборство Ирана с Ираком коснулось многих стран, чьи суда оказывались в зоне Персидского залива. Для защиты советских судов от мин и возможных атак быстроходных иранских катеров без опознавательных знаков в этот горячий в прямом и переносном смысле район уходили морские тральщики Черноморского флота. «Зенитчик», «Радист», «Снайпер», «Курский комсомолец», «Разведчик», «Рулевой», «Наводчик», «Турбинист», «Вице-адмирал Жуков» – названия этих кораблей в то время не сходили со страниц флотской да и центральной печати. Автору этих строк самому не раз доводилось писать в «Красной звезде» о действиях этих боевых единиц нашего флота. Морские тральщики, сменяя друг друга, беспрерывно бороздили воды Персидского залива.
     Для охраны и защиты советских судов в Персидский залив с Черноморского флота выходили также сторожевой корабль «Пытливый», малый противолодочный корабль «Комсомолец Грузии». Но главной силой там были морские тральщики, поскольку именно они боролись с минной опасностью, проводили за своими тралами большегрузные суда.
     - Первым туда направился МТЩ «Курский комсомолец» под командованием капитана 3 ранга Александра Голодова, – вспоминает Борис Чернышков, – кстати сказать, этот тральщик побывал в зоне боевых действий дважды. Голодова наградили орденом, а его заместителя по политчасти Сергея Горбачева – медалью «За боевые заслуги». Ордена были удостоены и командир «Рулевого» офицер Петр Козицын, другие военнослужащие бригады тральщиков.
     Экипажи действовали в тропическом климате, порой при 50-градусной жаре. Вентилированный воздух направляли на аппаратуру, дабы она не выходила из строя, а сами изнывали от жары и влаги, обливались потом, но вахты несли бдительно, понимая, что любая оплошность могла обойтись дорого. Экипажу «Рулевого», например, не раз были адресованы слова благодарности от моряков танкеров «40-летие Победы», «Грозный», «Маршал Василевский», теплохода «Николай Морозов», других судов. В общей сложности 21 конвой за несколько месяцев провел «Рулевой» по огненным перекресткам Персидского залива, оставив за кормой во время той боевой службы порядка 16.000 миль.
     За каждый корабль комбриг нес персональную ответственность перед страной, командованием флота, перед женами офицеров и мичманов, которые месяцами бороздили огненные перекрестки далекого Персидского залива, перед матерями матросов и старшин, которым некогда было писать письма на родину...
     К счастью, боевых потерь среди личного состава тральщиков не было. Все экипажи с честью выполняли поставленные сложные задачи. Потому что готовились к ним тщательно, учились военному делу, как принято говорить, настоящим образом. Большая заслуга в этом была и командира бригады, который «не вылезал из морей». Именно в эту пору Борис Чернышков был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II степени.
     Ну а после окончания специальных центральных курсов Генерального штаба Чернышкова назначили начальником организационно-мобилизационного управления штаба ЧФ. 14 лет пробыл он на этой беспокойной должности.
     – Самыми сложными были времена раздела флота, – вспоминает Борис Геннадиевич. – И когда этот процесс был хаотичным, и позже, когда он приобрел более цивилизованный характер.
     В ту пору об отдыхе тоже думать не приходилось. Работали без выходных, а порой и без отпусков. Важно было решить поставленные задачи. И этот титанический труд был оценен. Орден Почета контр-адмирал Чернышков получал в штабе флота из рук Президента РФ Владимира Путина, который побывал в Севастополе сразу после победы на выборах весной 2000 года.
     После увольнения в запас Борис Геннадиевич не отошел от флотских дел. Более трех лет исправно исполнял обязанности помощника губернатора Ивановской области, был его представителем в Крыму. И в круг его обязанностей входило кураторство шефства над частями ЧФ. Отвечал за военно-патриотическую работу, занимался культурными связями, обменом делегациями… Именно в это время Чернышкову вручили орден Золотой Звезды «За верность России».
     А вскоре ему как человеку, обладающему огромным опытом и знаниями, предложили сформировать новую важную структуру в рамках флотского учебного центра, которым командует капитан 2 ранга Владимир Федорчук. Так контр-адмирал в отставке Борис Чернышков стал начальником учебного электромеханического цикла по борьбе за живучесть кораблей и судов. Уже практически завершено его формирование, составлены соответствующие учебные программы, прошло их согласование с начальниками отделов и служб ЧФ, подготовлена материальная база. Причем все это в короткие сроки.
     Рассказ о Чернышкове был бы неполным, если бы я не упомянул о его семье. Вот уже 10 лет служит на ЧФ дочь Бориса Геннадиевича и Галины Петровны, с которой они прожили душа в душу 36 лет. Юля – мичман, начальник строевой части бригады вспомогательных судов. На ЧФ служит и зять юбиляра капитан 3 ранга Александр Фомин. У Бориса Геннадиевича подрастает внук – Дмитрий. Может, и он со временем, как его дед, станет флотским офицером, династию продолжит.

     На снимке: контр-адмирал в отставке Борис ЧЕРНЫШКОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex