на главную страницу

19 Сентября 2007 года

Россия - в строке и кадре

Среда

Романтики стальных магистралей

Владимир ПИСАРУК, Виталий ДЕНИСОВ.




     Не так давно между правительством республики Саха (Якутия) и командованием Дальневосточного ордена Октябрьской революции объединения Железнодорожных войск был подписан договор-соглашение, согласно которому военные железнодорожники брали на себя обязательство организовать военно-шефскую работу с молодежью и обеспечить подготовку по военным специальностям железнодорожного профиля лиц, призываемых на воинскую службу из ряда районов республики Саха, а также осуществлять на базе отдельных путевых батальонов, дислоцированных в Приамурье и Хабаровском крае, допризывную подготовку учащихся кадетских школ и курсантов военно-патриотических формирований региона в ходе военных сборов. Якутия со своей стороны брала на себя шефство над частями объединения ЖДВ и обещала помощь в направлении в детские оздоровительные лагеря детей военнослужащих, в приобретении спортивного инвентаря, музыкальной аппаратуры в комнаты досуга и многое другое.
     Но решающее значение придавалось именно «обеспечению занятости молодежи путем привлечения граждан, призванных на военную службу, к обучению рабочим специальностям, связанным со строительством и обслуживанием железной дороги и связанной с нею инфраструктуры».
     Кто-то справедливо заметит: зачем это надо Якутии - одной из успешных территорий страны, которая благодаря наличию месторождений полезных ископаемых (от коксующихся углей до нефти с алмазами) сохранила поступательное развитие и все более успешно выполняет роль локомотива экономики Дальнего Востока? Ответ прост: здесь думают о завтрашнем дне и, понимая необходимость привлечения приезжих специалистов, основной упор все же делают на местные кадры. А их еще надо вырастить и подготовить…
     В республике не сегодня и даже не вчера пришли к выводу, что именно служба в Вооруженных Силах дает призванному из глухого улуса парню две обязательные вещи: адаптирует к современным условиям жизни и… обеспечивает профессией. А Якутии позарез сегодня нужны водители большегрузной техники, монтажники, крановщики. А в связи с расширяющимся строительством железных дорог - специалисты путевого, мостового профиля, «движенцы», специалисты средств связи и так далее. Именно поэтому в соглашении есть пункт, согласно которому предлагается начиная с 2008 года отработать с соответствующими службами Дальневосточного военного округа возможности направления призывной молодежи из Якутии в учебные центры и части Железнодорожных войск. Предполагается, что в каждую призывную кампанию под действие эксперимента попадут не менее ста человек, которые, пройдя службу в железнодорожных частях Дальневосточного объединения, вернутся домой и вольются в структуры народного хозяйства республики. Для достижения этой цели правительством Саха-Якутии военному комиссариату совестно с министерством по молодежной политике было рекомендовано при проведении призыва на военную службу «организовать целевой отбор молодежи, мотивированной на получение железнодорожных специальностей».
     Но где взять эту самую мотивированную молодежь?
     Для этой цели было принято решение создать условия для ежегодного проведения сборов военно-патриотической роты допризывной молодежи на базе воинских частей Дальневосточного объединения ЖДВ. Обращение на эту тему было направлено в соответствующие структуры ЖДВ и Минобороны России. Но еще ранее с предложением руководства республики ознакомился командующий Железнодорожными войсками генерал-полковник Г. Когатько, побывавший с инспекционной поездкой на Дальнем Востоке. Более того, командующий лично посетил занятия одного из допризывных подразделений и остался очень доволен увиденным.
     Впрочем, еще до формирования военно-патриотической роты из числа допризывников была проведена огромная работа. Так, еще несколько лет назад президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров дал указание усилить военно-патриотическую работу и развернуть пропаганду службы в Вооруженных Силах России. Тогда же завязалась переписка председателя Комитета солдатских матерей одного из амурских городов и одновременно инструктора по работе с семьями путевого батальона ЖДВ Людмилы Петрушовой с администрацией Алданского района, откуда был призван ряд военнослужащих части. Общение дало свои плоды – очень скоро в гости к военным железнодорожникам прибыла делегация районной администрации во главе с начальником одного из управлений Ириной Тарасовой, которая решила посмотреть, как служат их земляки, как можно разрешить имеющиеся проблемы.
     Точки соприкосновения нашлись быстро. Командование обрадовалось возможности решить часть имевшихся на тот момент проблем путем родительского воздействия, а представители Алданского района - возможности из первых рук узнать, что такое армия. Но и на этом дело не кончилось. В декабре 2006 года в соединение прибыла уже республиканская делегация. Несколько дней они, примерив военную форму, жили в одной казарме с рядовыми военнослужащими, питались в столовой, ходили на занятия, несли суточные наряды.
     На эту «экзотику» некоторые из местных офицеров смотрели не без доли иронии, дескать, устроили себе гости своеобразный «милитари-тур». Другие были более лояльны: «Ну, хотят впечатлений – пусть набираются». Неправы оказались и те, и другие: приезжие уже тогда прикидывали условия насчет размещения учебной роты…
     Параллельно шла работа на местах. В Намском улусе при участии ГУП ФАПК «Туймаада» были налажены контакты с командованием воинской части, дислоцированной в г. Благовещенске, администрация Мирнинского района во взаимодействии с Мирнинским ГОКом подписала шефский договор с военными железнодорожниками Хабаровска. Амгинский улус и ОАО «ЛОРП» стали друзьями военнослужащих окружного учебного центра в п. Анастасьевка и т.д.
     А уже в мае 2007 года увидело свет распоряжение правительства Республики Саха (Якутии) № 640-р «О формировании и организации работы военно-патриотической роты на базе воинских частей 1-го ордена Октябрьской революции железнодорожного корпуса».
     И такая рота в рамках целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Республики Саха (Якутия)», реализующейся в соответствии с указом президента республики с весны 2005 года, была создана. «Для подготовки и ориентации к службе» в рамках прохождения военно-полевых сборов были созданы две группы допризывной молодежи в гг. Свободный и Хабаровск, где дислоцированы путевые батальоны ЖДВ. В роте из 50 ребят по десять человек представляли Алдан и Нерюнгри, 30 человек - центральные районы республики.
     …Не все, понятно, поначалу было гладко. Уже первые испытания некоторых ребят озадачили: жили-то они в стандартных казармах, по хоть и облегченному, но максимально приближенному к армейскому жесткому распорядку. На занятиях учили обращаться с оружием, нести службу в нарядах. И потому в первые дни некоторые заявляли: «Не могу». Но настойчивые тренировки, дух соревновательности сделали свое дело - уже к середине сборов у ребят не было никаких проблем ни с дисциплиной, ни с выполнением различных нормативов. Кроме начальной военной подготовки, они узнали, что такое служба в армии не по сериалу «Солдаты», а в реальной жизни. Оценили они также и важность задач, стоящих перед железнодорожными войсками. Многие, как говорят сами мальчишки, хотят проходить службу именно в этих частях.
     А еще одиннадцатиклассники из Якутии посетили космодром, где вместе с военнослужащими местного гарнизона отражали нападение условного противника. Чуть позже они наблюдали в Хабаровске за ходом учений «Крыло-2007» и могли воочию оценить мастерство прославленных на весь мир летчиков из авиагруппы «Стрижи».
     Кроме этого, ребятам показали, как разводится понтонный мост в Хабаровске, построенный солдатами-железнодорожниками, и еще много интересного, о чем они еще долго будут рассказывать друзьям в родных улусах.
     А закончились сборы совместным показательным выступлением всей военно-патриотической роты и военнослужащих обоих путевых батальонов на новеньком стадионе в г. Свободном.
     И хотя командир соединения полковник Сергей Порхун сказал, что никакого шоу не планировалось (руководство корпуса и собственно военных сборов собиралось лишь подвести итоги за курс обучения), зрелище получилось еще то!
     На зеленом поле стадиона ребята лихо строились и перестраивались, показывали приемы владения оружием и навыками рукопашного боя. А под конец показательных выступлений руководитель военно-патриотической общественной организации «Верность» (аналога кадетских классов) офицер запаса Николай Назаров сломал о плечо одного из парней увесистую штакетину, а другого уложил на битое стекло, после чего расколотил на его груди молотом кирпич. Зрители взревели от восторга!
     Соревнование между двумя взводами было нешуточным. Азарт подогревало еще и то, что командир корпуса генерал-майор Аркадий Воробкало поспорил, поставив на кон свою фуражку, что победит первый взвод, проходивший подготовку в Хабаровске. Но неожиданно на первом этапе, предусматривавшем демонстрацию общевоинской подготовки, победили «амурские» якуты - и ОЗК они надели быстрее, и в строевой соперников «умыли», и в приемах с оружием не подкачали. Парни уже азартно поглядывали в сторону генеральского головного убора, но во всех остальных контрольных дисциплинах лучше был первый взвод.
     Генерал-майор Аркадий Воробкало о фуражке, которая стала своеобразным победным сувениром, не жалел:
     - Можно научить солдата и стрелять, и выполнять задачи по штатному предназначению, но успех будет достигнут лишь тогда, когда молодой человек, призванный в армию, будет служить не по обязанности, а осознанно. Вы посмотрите на этих парней из Якутии! Они уже сегодня знают, зачем они пойдут на службу. И что немаловажно – то, как будет проходить их армейская жизнь, станет важным не только для их командиров и начальников, но и для их же земляков, односельчан, глав администраций улусов и районов.
     Что касается профессиональной подготовки будущих воинов-железнодорожников, то стоит отметить: участие в разработке действующего между железнодорожным корпусом и правительством Республики Саха (Якутия) договора принимали самое непосредственное участие представители РЖД, которые строят и эксплуатируют стальные магистрали региона. И они изначально пообещали: документы, которые мы выдаем подчиненным при присвоении той или иной рабочей квалификации, будут учитываться на равных с лицензированными документам. То есть республика со временем получит подготовленных, имеющих реальный опыт специалистов-железнодорожников.
     А вот мнение первого заместителя министра по молодежной политике Республики Саха (Якутия) Дмитрия Глушко:
     - Важно, что мы решаем проблему отбора из числа призывников, направляемых для прохождения службы по призыву, основываясь не просто на физических показателях, а все-таки с учетом мотивации парней и их профессиональной подготовленности. Тогда им будет легче адаптироваться в армии.
     Не буду скрывать: некоторые считают, что железнодорожные войска - это своего рода «стройбат» для тех, у кого есть судимости, приводы в милицию. Это не так, и не должно быть так! Вот и наши ребята узнали, что ЖДВ – не только укладка, ремонт и восстановление железнодорожных путей, но и их боевое охранение. Так что и служба здесь боевая!
     В ходе весеннего призыва 2007 года из Республики Саха (Якутия) 67 человек уже были направлены именно в железнодорожные войска. Примерно столько же молодых парней пополнят ряды войск нынешней осенью. Плюс 80 якутских «рекрутов» будут дополнительно отправлены в учебные полки в Щелково и в Волгоград. В течение полугода ребята не только получат военно-учетную специальность, например бульдозериста или укладчика верхнего железнодорожного полотна, но и диплом о начальном профессионально-техническом образовании. Это значит, что через год-полтора в республику вернутся профессионалы, имеющие практический опыт, которые, несомненно, будут востребованы на рынке труда.
     Почему это важно для Якутии? Недавно в часть приезжали представители двух организаций - «Инжтрансстрой» и «Железные дороги Якутии». Они в один голос говорят о том, что на сегодняшний день нет специалистов рабочих профессий. Хабаровский университет путей сообщения подготовил для республики достаточно инженеров с высшим образованием, но у нас нет людей, которые должны непосредственно работать на магистралях и знающих, что это такое.
     Кстати, этой осенью увольняются в запас порядка 20 уроженцев региона, которые уже востребованы в различных организациях, связанных со строительством и эксплуатацией железных дорог. Так что у них есть все возможности трудоустроиться после службы и зарабатывать неплохие деньги.
     А что же сами пацаны? Ученики средней школы села Кептени Усть-Алданского улуса Ньургун Мигалкин и Дьулустан Новиков на вопрос, понравился ли им месяц, проведенный в составе военно-патриотической роты, ответили: «Здорово, очень понравилось. Особенно космодром и стрельбы. Но в железнодорожных войсках служить не хотим - тяжело». Зато на вопрос, пойдете ли в армию вообще, без раздумий ответили: «Да». Руководители группы, проходившей сборы в г. Свободном, Павел Моякунов и Алексей Колесов защищают мальчишек: «Многим перспектива служить в ЖДВ понравилась, хотя и говорят, что тяжело: мол, рельсы таскать нужно. Мы разъясняли перспективность профессии для республики, но поняли не все — маленькие еще». Впрочем, большинство курсантов молодежного подразделения совсем не против служить и в ЖДВ даже с учетом знакомства со всеми трудностями и спецификой войск.
     …А закончилась история военно-патриотической роты набора нынешнего года общим построением и митингом, в ходе которого начальник штаба соединения полковник Олег Яценко зачитал приказ по итогам сборов. Все курсанты роты получили памятные знаки участников сборов. Наиболее отличившиеся были награждены грамотами и ценными подарками. Но самой главной победой стало то, что среди мальчишек из Якутии есть настоящие романтики стальных магистралей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex