на главную страницу

19 Сентября 2007 года

Россия - в строке и кадре

Среда

ТФЭО: что выявил эксперимент?

Евгений ШАЛЬНЕВ, «Красная звезда».
Новосибирск – Юрга – Чита.



     
Финансовый контроль

     Эксперимент по переходу финансирования воинских частей через территориальные финансово-экономические органы (ТФЭО) начался в нескольких гарнизонах Российской армии в январе 2007 года. В чем суть этого эксперимента? Заместитель начальника финансово-экономического управления СибВО полковник Борис Жеребцов пояснил так: «Если кратко, то в централизации в гарнизоне финансово-экономических служб воинских частей и создании единого территориального финансово-экономического органа». Основная задача ТФЭО – «полное (в пределах установленных объемов бюджетных ассигнований и выделенных лимитов бюджетных обязательств) и своевременное обеспечение денежными средствами боевой и мобилизационной готовности, а также иных потребностей обслуживаемых воинских частей».
     На ТФЭО возложены обязанности по начислению и выплате денежного довольствия, других выплат военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу, выполнение ряда иных задач и функций. Таким образом, эта новая и пока экспериментальная структура обслуживает все прикрепленные к ней воинские части гарнизона вне зависимости от их принадлежности к военному округу, на территории которого они дислоцируются, видам и родам войск, осуществляет централизованное ведение бухгалтерского, налогового и статистического учетов.
     В СибВО эксперимент проводится в двух гарнизонах – в Бийске (Алтайский край) и Юрге (Кемеровская область), в которых созданы и уже функционируют службы или отделы в зависимости от масштаба выполняемых задач, количества прикрепленных воинских частей и личного состава. ТФЭО созданы на базе самых крупных воинских частей гарнизона, командиры которых руководят их финансово-хозяйственной деятельностью, подписывают первой подписью расчетно-денежные и другие финансовые документы и несут ответственность за «соблюдение законодательства при исполнении сметы доходов и расходов, выполнение финансово-хозяйственных операций». Начальник ТФЭО подчиняется командиру этой воинской части, а по специальным вопросам – вышестоящим финансово-экономическим структурам объединения и округа.
     
Создали в Юрге ТФЭС…

     Уточню сразу: к эксперименту в тех частях, где он проводится, существует двойственное отношение, разные специалисты отмечают как положительные, так и отрицательные моменты, уже проявившиеся в ходе его проведения. Поэтому какие-либо выводы делать пока рано. Но для того чтобы проблема прояснилась до конца, ее надо хотя бы изучить с разных сторон, посмотреть, что же получается.
     Как это все происходит в реальности, корреспондент «Красной звезды» смог выяснить во время командировки в самый крупный ТФЭО в Западной Сибири, в гарнизон Юрга, где на довольствии стоят почти 20 различных структур – отдельные воинские части, ВАИ, комендатура, гарнизонные прокуратура и военный суд, подразделения КЭЧ… Созданная для проведения эксперимента 88-я территориальная финансово-экономическая служба (ТФЭС) имеет свой отдельный штат – 41 специалист, в том числе 10 офицеров. Базируется ТФЭС на территории отдельной мотострелковой бригады постоянной боевой готовности СибВО. Бригада является одной из лучших в округе, в 2006 году полностью укомплектована военнослужащими-контрактниками.
     Как рассказал начальник 88-й ТФЭС подполковник Олег Лукин, все эти воинские подразделения и ранее стояли на денежном довольствии при мотострелковой бригаде. Своих лицевых счетов в банке ни у одного из них не было, что значительно упростило переход на эксперимент. (В Бийске при создании ТФЭО при закрытии лицевых счетов воинских частей возникло немало сложностей со своевременным финансированием этих частей. – Е.Ш.) Общее количество стоящего на денежном довольствии личного состава – от 3 до 4 тысяч плюс гражданские служащие.
     В ТФЭС была передана вся штатная численность финансовых служб обслуживаемых воинских частей, за счет чего были введены и новые должности – юридического консультанта, программиста ПЭВМ. Общее количество финансовых специалистов не увеличилось. Есть свой кассир для выдачи денег на командировочные, хозяйственные, другие непредвиденные расходы, выплату денежного довольствия военнослужащим срочной службы.
     
Контрактнику – международную банковскую карту

     Большинство военнослужащих-контрактников и гражданского персонала уже более 10 месяцев, еще с ноября 2006 года, получает зарплату, денежное довольствие, «пайковые» и компенсации при убытии в отпуск на международные банковские карты «VISA». Обслуживание для гарнизона этих пластиковых карт осуществляет одна из крупнейших финансовых структур России – финансовая корпорация «УРАЛСИБ». В военном городке три банкомата – на КПП, в гарнизонном магазине и в штабе воинской части. К тому же, как известно, по международным банковским картам деньги можно снять практически в любом банкомате как на территории России, так и за рубежом.
     Что от таких нововведений выигрывает конкретный офицер или солдат-контрактник? Для контрактника, проживающего в казарме, это вообще палочка-выручалочка – гарантируется полная сохранность средств, ведь даже если украдут карту (всякое в 3-4-местных кубриках общежития, где они живут, может случиться, это же не отдельная квартира) или потеряет, воспользоваться ей без специального кода доступа посторонний человек не сможет. Все, в том числе офицеры и прапорщики, избавлены от необходимости стоять в очереди для получения денежного довольствия, особенно летом, перед убытием в отпуск. К тому же в договоре с банком предусмотрено предоставление краткосрочного кредита (овердрафта) – разумеется, под соответствующий процент, если вдруг, как всегда – неожиданно, закончились деньги на счету. Но за обслуживание этой пластиковой банковской карты надо платить несколько сотен рублей в год.
     Выигрывает от перехода военнослужащих на этот современный способ получения денежных средств и министерство обороны в целом, и каждая конкретная воинская часть. Теперь у командира не будет «болеть» голова, как доставить перед выплатой денежного довольствия крупную сумму из банка в часть, как обеспечить вооруженную охрану кассира. С введением пластиковых карт получать, обеспечивать сохранность таких больших сумм (представьте, сколько это для мотострелковой бригады, полностью укомплектованной контрактниками, каждому из которых начисляют в среднем по 13 тысяч рублей!) для воинской части уже нет необходимости. Как уточнил начальник 88-й ТФЭС подполковник Олег Лукин, «мы подаем списки по фамилиям и суммам выплат в банк, и в течение 1 рабочего дня деньги переводятся на счета получателей».
     
В чем экономия?

     Вообще-то денежное довольствие и зарплату на банковские карты давно уже получают во многих воинских частях Российской армии. В чем же тогда особенность эксперимента? Как отмечают специалисты, здесь отрабатывается несколько направлений. К примеру, поскольку финансирование воинских частей ведется через Федеральное казначейство, уже в ближайшей перспективе планируется переход на трехзвенную систему финансирования, упразднив соответственно финансово-экономические управления и отделы в объединениях и соединениях. Таким образом, если эксперимент будет признан удачным, бюджетные ассигнования и бюджетные обязательства, выделенные Министерством обороны, будут поступать на лицевые банковские счета ТФЭО, а там распределяться по воинским частям в соответствии с утвержденными для них сметами. Вполне понятно, что такая централизация позволит экономить немалые средства, в том числе и на специальном оборудовании помещений денежных касс в каждой воинской части – с пожарной и охранной сигнализациями, строго определенной толщиной стен, решетками на окнах и т.д. Несколько сократятся расходы на приобретение программного обеспечения «1С: Бухгалтерия» и ее обновления, поскольку для крупных заказов можно получать соответствующие скидки. Да и нет смысла в каждой части содержать громоздкую финансовую службу, следует эффективнее и рациональнее использовать имеющиеся ресурсы. По сути дела, исходя из тенденций современного развития, к примеру коммерческих структур, такая «автономность» – уже вчерашний день. Так, многие, в том числе и достаточно крупные, коммерческие фирмы давно отказались от своих штатных бухгалтерий. Они заключают договоры с крупной аудиторской компанией, которая не только ведет первичную документацию, учет, отчетность перед налоговыми и другими структурами, но и проводит аудит, осуществляет юридическое обслуживание предприятия.
     Другое дело, если воинская часть получает команду срочно передислоцироваться в другой регион, как здесь быть? Но и этот вариант уже продуман, излишние подробности пока опускаю.
     А если вдруг внезапная, незапланированная срочная командировка? Как порой бывает – командиру в 18.00 позвонили из вышестоящего штаба: «Завтра утром обеспечить прибытие дополнительно 5 офицеров на инструкторско-методические занятия». Смогут ли эти офицеры вовремя получить авансы на командировочные расходы?
     «Если срочная командировка, вызываем кассира и выдаем», – поясняет подполковник Олег Лукин. Но это реально можно сделать при условии, если все части расположены рядом, как в Юрге. А если как в Бийске, за 5-7 километров, на другом конце города от ТФЭО? Кассир имеет полное право возразить: «Мой нормированный рабочий день закончился, заранее надо было позаботиться, завтра приходите». Поэтому весьма существенным фактором становятся «джентльменские» взаимоотношения между ТФЭО и обслуживаемыми воинскими частями. И если руководитель новой структуры не захочет идти навстречу в подобных случаях, принимать компромиссные решения – много нестыковок может получиться. Никто от форс-мажорных ситуаций не застрахован! Поэтому столь важны и необходимы становятся плановость, прогнозируемость и предсказуемость в работе, в том числе и вышестоящих штабов, чтобы не создавать подобные ситуации.
     Как же реально работает в Юргинском гарнизоне эта новая, непривычная пока еще структура? Здесь пока тоже есть свои сложности, и немалые. Так, по словам подполковника Лукина, пока еще нет своего полностью оборудованного помещения, где должны располагаться специалисты ТФЭС, – расчетная, материальная, аналитическая группы. Поэтому и остаются вакантными некоторые должности – бухгалтеров просто негде размещать, да и на начало сентября 2007 года имеется только 10 компьютеров, вместо положенных 40 – по одному на каждого сотрудника, поскольку объем работы и нагрузка весьма велики. Из-за этого материальный учет ведется пока по старинке, по службам, а централизованно данные объединяются и вводятся только при предоставлении квартальных и полугодовых отчетов. «Это, конечно, большой минус», – комментирует начальник 88-й ТФЭС.
     Как только закончится ремонт выделенного помещения, все компьютеры будут объединены в единую сеть, как того и требует современный уровень организации бухучета. Проще и эффективнее станет работать – весь учет будет находиться в одном месте, на электронных носителях. Это станет реальной, существенной экономией времени и сил.
     
Сколько платить начфину?

     Но следует подумать и о материальном стимулировании. так, у гражданских специалистов – бухгалтеров ТФЭС заработная плата в месяц составляет 5-6 тысяч рублей. Чтобы их получать, необходимы высшее образование, квалификация и стаж работы. При том что даже по многочисленным объявлениям о вакансиях в газете «Из рук в руки», в Кемеровской области простому бухгалтеру предлагают не менее 9-10 тысяч рублей. А офицеров-финансистов очень ущемляют не только размеры окладов, но и штатные категории воинских званий. К примеру, у начальника 88-й ТФЭС – 27-й тарифный разряд, выше, чем у командира бригады (у него – 26-й), а штатная категория «майор». При том что штатная категория комбрига – «генерал-майор». Невелика и перспектива роста для младших офицеров – потолок – «капитан». Хотя ранее даже начфин отдельного батальона мог получить воинское звание майор.
     Выхода в «мировую паутину» – Интернет – в ТФЭС нет, да он и не нужен. « С казначейством и банком у нас ведется электронный документооборот, используя специальную программу, соединяемся по модему через обычную телефонную линию и передаем, получаем в электронном виде все платежные поручения, выписки из расчетного счета, исчезла необходимость практически ежедневных поездок в банк, – уточняет Лукин. – По срокам отчетов в налоговую инспекцию, в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд всегда укладываемся в установленный график».
     Инвентаризация в полном объеме в отдельной мотострелковой бригаде СибВО была проведена в июне 2007 года. Нарушений не обнаружено, утрат и недостач, по которым не принято решение, нет. По итогам 2006 года эта воинская часть отмечена в СибВО в лучшую сторону по сохранности материальных средств, вооружения и военной техники.
     
«Конфликт интересов»

     Тем не менее сложности остались в ряде других направлений деятельности ТФЭС. Так, по информации подполковника Олега Лукина, «если денежное довольствие и другие компенсации выплачиваются своевременно и в полном объеме, то на обеспечение боевой подготовки, обновление материальной базы деньги из бюджета через казначейство поступают нерегулярно». В этом, как считают и командиры, и финансисты, и офицеры финансовой инспекции, одна из причин нецелевого использования денежных средств. Когда вышестоящим штабом ставятся задачи, идет плановая боевая подготовка, все это требует соответствующей материально-денежной «подпитки». Понятно, что любое строительство, любые учения, занятия требуют материальных затрат. Если по соответствующей статье деньги не поступили, их приходится, используя всевозможные ухищрения, «забирать» из других статей. И затем, при поступлении запланированных денежных средств, возвращать. Что, естественно, является нарушением. Добиться «экономного и целесообразного расходования средств», что является одной из основных задач ТФЭО, по мнению Олега Лукина, очень просто: «надо своевременно финансировать воинские части в том денежном объеме, который определен». Тогда будет целесообразно и экономно. «Если командир воинской части просит миллион рублей, и это обосновано, то надо выделять этот миллион, а не 200 тысяч рублей, иначе у командира появляется головная боль, откуда взять деньги, приходится какие-то мероприятия откладывать», – убежден офицер.
     Есть и еще весьма существенный момент, требующий серьезной проработки. По единодушному мнению тех специалистов, с кем удалось переговорить на эту деликатную тему, если ТФЭО введутся повсеместно, во всех Вооруженных Силах, и начальники финансовых частей, как это изначально предусматривалось, будут выведены из подчинения командиров, получат свою печать и право первой подписи финансовых документов, возникнет внутреннее противоречие, своего рода «конфликт интересов». «Мы будем стоять на защите целевого использования денежных средств, а командиры будут обязаны выполнять задачи, порой необеспеченные материальной «подпиткой», которые им ставит вышестоящий штаб», – пояснили военные финансисты суть проблемы.
     А как эксперимент видится с другой стороны, глазами командира? Вот что рассказал командир отдельной мотострелковой бригады СибВО полковник Олег Цеков:
     - С введением бухгалтерского учета, финансирования воинских частей через казначейство, а сейчас и с созданием ТФЭС появилось надежное заграждение, своего рода «высокая стена», поэтому и хищений стало меньше, ужесточился отчет и спрос за использование денежных средств. Задумал командир, как раньше это было, проявить инициативу и построить, к примеру, забор, ничего не получится, поскольку такую «инициативу» затормозят казначейство и финансово-экономический орган. Их нельзя заставить выделить денежные средства на непредусмотренные цели. Начальник ТФЭС имеет полное право не выполнить эту команду.
     Раньше мы считали все количественно, поштучно. Я знал, что у меня, к примеру, 200 танков, 100 БМП, 5 зданий, 1000 зимних шапок, но не задумывался, сколько это все стоит? Сейчас, с переходом на бухгалтерский учет, уже знаю, что мотострелковая бригада «стоит» около 20 миллиардов рублей. В понимании некоторых начальников служб не сразу укладывалось, для чего наряду с общим количеством надо указывать стоимость и как это сделать. Сейчас научились.
     Разумеется, в целом для армии, для государства ТФЭО – значительный шаг вперед по контролю за «экономным и целесообразным» расходованием выделяемых средств. Но иногда это утвержденное и спланированное финансирование запаздывает, причем существенно, именно на поддержание высокой боевой готовности воинской части. Заявка есть, а деньги вовремя не поступают. Приходится искать лазейки. Поэтому и получается при проверке «нецелевое использование денежных средств». Потом, истребовав с соответствующих довольствующих органов эти средства, «перекидываем» деньги на соответствующий счет. Но такого в принципе при плановой работе не должно быть! Командир должен поступать по закону: положено – возьми, не положено – извини. Чтобы не было нецелевого использования средств, выход очень простой – надо, чтобы каждый командир знал, все, что он запланировал на год и утвердил в вышестоящем штабе, будет обеспечено материально, до копейки, и в срок. А иногда бывает так, что из денежных средств, которые мы запросили по статье «Боевая подготовка», 300 тысяч рублей поступает в марте, а оставшийся миллион рублей – только в сентябре или октябре, когда основные мероприятия – учения, боевые стрельбы – уже проведены. На 2008 год я сделаю определенные коррективы – запрошу и обосную увеличение финансирования по статье «Боевая подготовка». Опыт показывает, что запланированных средств, для того чтобы качественно проводить занятия по боевой подготовке, не хватает. Необходимо больше – примерно в полтора раза. Но все почему-то думают, что армия должна быть дешевой, у армии уже все есть. Неправильно!
     Сама идея создания ТФЭО хорошая, но она не доработана до конца, она функционирует частично, по-старому, – продолжает комбриг. – К примеру, на мой командирский взгляд, штат в ТФЭО рассчитан оптимально, но сами финансисты убеждены, что эту структуру надо расширять, чтобы люди были менее загружены. Что же, здесь, наверное, единого мнения быть не может.
     Мешают и финансовые, правовые недоработки. Коль принимают решение о создании ТФЭО, который от командира будет независим, то необходимо все тщательно просчитать. До такой степени, чтобы меня, командира мотострелковой бригады, и других командиров воинских частей потом не наказывали за невыполнение приказов, поскольку у меня нет на это выделенных средств. А сейчас пока наказывают. Прописано должно быть все до мелочи. Если у командира не будет права командовать ТФЭО, поскольку он независим, то и с командира соответственно нельзя спрашивать, что он там что-то не доделал, не обеспечил, если все это упирается в денежные средства. Не положено – значит, не положено.
     Но это все в идеале. К сожалению, в повседневной жизни порой приходится выполнять внеплановые задачи. К примеру, срочно отправить группу офицеров в командировку. А на эти расходы у воинской части в данное время на счету денег нет, они поступят потом, позже. Иногда в конце года. Что делать командиру? Приходится принимать волевое решение и поступать по сути незаконно – брать денежные средства с другого счета и все же отправлять военнослужащего в командировку. И по другим статьям есть узкие места.
     Так, более 80 процентов личного состава бригады, начиная с меня, перешли на получение денежного довольствия по банковским картам. Проблема одна – в своевременной выплате «пайковых». Человек уходит в отпуск, а компенсация за продовольственный паек, к примеру, на бригаду поступила не в полном объеме, поэтому она всем одновременно не может быть выплачена. Пока нереально и своевременно перечислять всем на банковскую карту кредит на обзаведение хозяйством при заключении первого контракта. Если на лейтенантов – выпускников военных училищ мы заранее заказываем деньги и они приходят, то на выплаты остальным военнослужащим-контрактникам средства своевременно не поступают. Разумеется, это вызывает некоторое недовольство. Поэтому приходится искать компромисс – некоторым выплачиваем сразу, другим – чуть позже.
     Командир со всем своим управленческим аппаратом, начальниками родов войск и служб, должны качественно проводить анализ прошлого, чтобы планировать будущее. В этом вижу залог успеха, – подчеркнул полковник Олег Цеков.
     
От полковой казны – к казначейству

     Но зачем вообще понадобилось создавать ТФЭО? Ведь сотни лет, со времен стрелецкого войска, а затем и после создания в России Петром I регулярной армии, были «полковая казна», потом «полковая касса», которыми безраздельно распоряжался командир, и эта казна-касса всегда была при воинской части – в дальних походах, в местах расквартирования… Причин проведения эксперимента по созданию ТФЭО, как уже говорилось выше, несколько, в том числе и необходимость борьбы с возросшими финансовыми нарушениями.
     Под газетными рубриками «Из зала суда», «Криминальная хроника» нередко можно встретить сообщения о наказании военнослужащих, совершивших различные преступления и правонарушения в финансовой сфере. Наказание порой бывает весьма суровым. Но ведь никто из осужденных не рождался преступником, в судебном следствии нередко выяснялось, что начиналось все вроде бы с «мелочи»… Один безнаказанно слил из армейского ГАЗ-66 канистру бензина для своего «Москвича», другой так же безнаказанно, по поддельному продовольственному аттестату, получил сухой паек, третий «подправил» командировочное удостоверение, чтобы оплатили лишние 100-200 рублей…
     - Ни в коей мере не оправдываем правонарушителей, лишь пытаемся выяснить способствовавшие этим преступлениям обстоятельства, – говорит начальник финансовой инспекции дислоцированного в Западной Сибири общевойскового объединения полковник Анатолий Сухорученков. – В финансовой инспекции – 8 человек, она ревизует воинские части Западно-Сибирского региона. 140-160 дней в году офицеры находятся в командировках. По плану контрольно-ревизионной работы в 2007 году нашими инспекторами проведено 36 ревизий финансово-хозяйственной деятельности воинских частей. Выявлено финансовых нарушений на сумму 10,6 миллиона рублей, утрат военного имущества на 15,7 миллиона рублей. По результатам ревизий и проверок к ответственности привлечены 723 человека. Уже взыскано с виновных 2,2 миллиона рублей. Одно из самых распространенных выявленных нарушений – предоставление в авансовых отчетах за командировочные расходы фиктивных квитанций оплаты за проживание в гостиницах. Некоторые достают чистые бланки оплаты и самостоятельно их заполняют, другие просят администратора гостиницы выписать счет на значительно большую сумму, чем это было в реальности. Проверяется все очень легко – при появлении малейших сомнений в подлинности документа делаем запросы в гостиницы проживания. И все выясняется. Но не все так просто. Ведь существующий ныне потолок оплаты командировочных расходов – 100 рублей суточные и 550 рублей – максимальная сумма оплаты за проживание в гостинице – это уровень 2002 года, когда утверждались правительством РФ эти цены. А ежегодная инфляция, по официальной статистике, – не менее 6 процентов. Вот и посчитайте, сколько за эти 5 лет набежало.
     Порой должностные лица предоставляют фиктивные ведомости на выплату компенсаций за поднаем жилья. Так, начфин одной из воинских частей похитил более 200 тысяч рублей. По приговору суда он должен вернуть государству эти деньги, кроме того, ему определено и более серьезное наказание – 1,5 года лишения свободы.
     На совершение преступлений некоторых военнослужащих толкает низкое материальное положение. Но есть и другие причины, порой весьма экзотические. Так, недавно один врио начальника финансовой службы части сокращенного состава инсценировал ограбление воинской кассы, при котором якобы было похищено 1 миллион рублей. Когда следователи начали уточнять обстоятельства, а ревизия выявила большую недостачу, оказалось, что молодой лейтенант за короткий срок проиграл в казино 350 тысяч рублей, взятых из воинской кассы. Надеялся отыграться, но не получилось. Тогда пошел на новое преступление. Причина – в отсутствии четкого контроля и учета в воинских частях со стороны командиров, халатное отношение к исполнению служебных обязанностей.
     

     
Комментарий заместителя начальника финансово-экономического
управления СибВО полковника ЖЕРЕБЦОВА Бориса Викторовича

     В августе 2007 года министр обороны РФ издал директиву, в соответствии с которой с 1 января 2008 года финансирование Вооруженных Сил должно производиться по трехуровневой системе: Центр - военный округ - воинская часть. Ранее финансирование производилось по-иному: Центр - округ - объединение - соединение - воинская часть. Новая схема финансирования становится короче.
     Что касается эксперимента по созданию ТФЭО, то до полного выяснения всех сложностей и устранения возможных негативных моментов, связанных с созданием ТФЭО, его сроки продлены. Необходимо выявить «узкие места», которые могут проявиться при переходе на ТФЭО. Разработать нормативно-правовую базу, найти и оборудовать помещения для их размещения, поскольку штаты предполагается увеличить, а размещать людей пока, как и отмечено в этом материале, негде. И только после этого, возможно, будет принято решение о формировании ТФЭО.
     В настоящее время министром обороны поставлена задача о подготовке предложений по созданию объединенных финансовых органов (ОФО). Пока без вывода финансовых работников из штатов воинских частей, как это предусматривалось при организации ТФЭО, при этом рекомендовано объединенные финансовые органы создавать в местах компактного размещения воинских частей. Через этот ФО предполагается осуществлять финансирование воинских частей. Делается это для того, чтобы оптимизировать структуру, уменьшить общее количество финансовых органов, сократить количество лицевых счетов в федеральном казначействе. Как ожидается, это в конечном итоге позволит усилить контроль за расходованием денежных средств.
     В чем, на мой взгляд, проявились недостатки ТФЭО в ходе эксперимента? Прежде всего в организации бухгалтерского и бюджетного учетов. Причина - некоторые воинские части расположены на значительном расстоянии от ТФЭО, что тормозит процесс получения, оприходования и выдачи материальных средств.
     Но ведь жизнь не стоит на месте, ежедневно появляются новые задачи, их надо выполнять, оперативно получать материальные средства. Для этого - выписывать соответствующие накладные, доверенности на получение этих материальных средств... Или другой момент - порядок финансового обеспечения обслуживаемых воинских частей в особый период. Это тоже пока не до конца продумано. Тормозит и отсутствие нормативно-правовой базы - положения о ТФЭО: какие обязанности на них будут возлагаться, получат ли они статус юридического лица и право самостоятельно заключать договоры, как будут рассчитываться с воинскими частями, государственными внебюджетными фондами. Уже были случаи, когда ТФЭО перечисляли обязательные платежи за стоящие на финансовом обеспечении воинские части, а налоговая инспекция не принимала деньги к зачету и продолжала числить задолженность за воинскими частями. Все это идет от неурегулированности законодательства. Еще один непростой момент - обеспечение личного состава деньгами. Для того чтобы производить это через ТФЭО, была поставлена задача - выдавать денежное довольствие на пластиковые карты или сберегательные книжки. Но гражданский персонал воинских частей пока добровольно не желает переходить на пластик, поясняют - банк требует комиссию за обслуживание пластиковых карт от 300 до 600 рублей в год. Вроде суммы небольшие, но тем не менее при зарплате в 4 тысячи рублей у служащих Российской армии даже эти 300 рублей являются существенными. И они спрашивают: «А почему мы должны еще и платить за это деньги?» Вопрос о возмещении указанных расходов за счет средств сметы Минобороны пока не урегулирован.
     В отличие от европейской части России, в большинстве отдаленных регионов Сибири, Прибайкалья и Забайкалья пока еще не развита соответствующая инфрастуктура для безналичных расчетов - магазины и другие организации оплату за товар и услуги принимают в основном за наличный расчет. Человек вынужден идти к банкомату и снимать эти наличные деньги. Но когда приходит к банкомату, там огромная очередь. Еще больше, чем была к воинской кассе.
     В целом для воинской части перевод денег на пластиковые карты выгоден, а вот для конкретного человека возникают определенные проблемы. Но тем не менее у нас в СибВО многие военнослужащие и гражданские специалисты постепенно переходят на получение денежного довольствия и заработной платы по банковским картам.
     Положительными моментами при организации объединенных финансовых органов является сокращение лицевых счетов воинских частей. Это позволит ужесточить контроль за расходованием денежных средств, сократить трудозатраты и расходы при проведении ревизий финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Повысится ответственность командиров воинских частей, которые будут руководить финансовым хозяйством и обеспечивать несколько воинских формирований.
     Убежден, при возросшем объеме бюджетных ассигнований, выделяемых на нужды Вооруженных Сил РФ, следует преобразовать системы финансового обеспечения войск, повысить персональную ответственность за целевое и эффективное расходование денежных средств.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex