на главную страницу

21 Сентября 2007 года

Армия и общество

Пятница

Социальная «стратегия» ракетчиков

Дмитрий АНДРЕЕВ, Вадим КОВАЛЬ.



Проблемам социальной защищенности военнослужащих в РВСН всегда уделялось большое внимание. Тем не менее на сегодняшний день еще около 10 тысяч «стратегов» нуждаются в предоставлении жилья. Однако получить исчерпывающий и однозначный ответ на извечный квартирный вопрос не представляется возможным даже путем арифметических вычислений – суммирования всех государственных жилищных программ. Ликвидация гарнизонов при неразрешенности жилищной проблемы проживающих в них людей усиливает социальную напряженность. Она порождает акции протеста, как это недавно случилось в военном городке расформировываемого Канского ракетного соединения. Дело в том, что до сих пор Правительством России нормативно не закреплен порядок реализации социальных гарантий, связанных с обеспечением увольняемых военнослужащих жильем по избранному месту жительства. О том, как решается самый насущный для каждого человека в погонах вопрос, и о многом другом рассказывает командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Николай СОЛОВЦОВ.

     - Николай Евгеньевич, насколько сегодня остра проблема с обеспечением жильем военнослужащих РВСН?
     - В Ракетных войсках стратегического назначения на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений насчитывается 9.559 военнослужащих, из них в предоставлении жилья для постоянного проживания - 4.750 человек.
     Наиболее актуальна проблема в Одинцово-10, в новосибирском, йошкар-олинском, иркутском ракетных соединениях, на полигоне Капустин Яр, а также в воинских частях и учреждениях РВСН, дислоцированных в Москве.
     Тем не менее этот вопрос постепенно решается. Я думаю, что цифры говорят не менее убедительно. Если в 2003 году таковых насчитывалось 13.524, то на 1 января 2007 года – уже 10.484 военнослужащих.
     До 2012 года предусматривается обеспечить создание полноценного фонда служебного жилья во всех перспективных соединениях РВСН.
     В закрытых военных городках и ЗАТО РВСН сложилась ситуация, при которой существующий жилищный фонд в принципе позволяет удовлетворить потребности в обеспечении служебным жильем под штатную численность воинских частей, но для этого необходимо произвести отселение из указанных гарнизонов граждан, утративших связь с Минобороны России. На сегодняшний день их количество составляет 17.852 человека.
     В 2007 году для обеспечения жилой площадью военнослужащих РВСН планируется получить 1.797 квартир.
     На сегодняшний день по плану собственного строительства на 2007 год построены и введены в эксплуатацию жилые дома в городах Одинцово-10, Переславль-Залесский (Ярославская область) и приобретены жилые помещения в городах Новосибирск и Курск. До конца года планируется возвести дома в Саратове и Владимире. Кстати, в последнем мы должны централизованно получить 33 квартиры от Управления контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны РФ. Кроме того, до конца года ожидается получение 320 квартир в Одинцово-10 (микрорайон Школьный) и 147 - в Москве по президентской программе «15+15». Все это позволит улучшить ситуацию с обеспечением жильем в центральных органах военного управления РВСН.
     - Как в РВСН реализуется накопительно-ипотечная система?
     - В реестр участников накопительно-ипотечной системы включены 67,7% военнослужащих от общего количества тех, кого потенциально она коснулась. Надо сказать, что эта цифра даже превысила наши первоначальные прогнозы.
     В то же время на данном этапе возникают определенные проблемы. Во-первых, отсутствует нормативно-правовая база, определяющая порядок льготного ипотечного кредитования военнослужащих–участников НИС. Во-вторых, не во всех центрах федеральных субъектов Российской Федерации предполагаемое количество накопленных за время прохождения военной службы средств соответствует предполагаемой стоимости приобретаемого жилья.
     - Не потеряло ли своей значимости для увольняемых и уволенных в запас военнослужащих обеспечение их жильем посредством государственных жилищных сертификатов?
     - Несмотря на значительный рост стоимости жилья, действующая в составе целевой программы «Жилище на 2002 - 2010 годы» подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», остается актуальной. Однако у нее имеется большой минус – несоответствие размера субсидии, предоставляемой по ГЖС, рыночной стоимости жилья.
     Стремительное повышение цен на недвижимость вынуждает Министерство регионального развития РФ раз в полугодие увеличивать значение норматива стоимости одного квадратного метра жилья по Российской Федерации. Если в начале года он был равен 17,46 тыс. рублей, то в настоящее время взлетел до
     22,43 тыс. рублей.
     Благодаря реализации государственных жилищных сертификатов военнослужащими РВСН в этом году приобретено 117 квартир. До конца года указанная цифра (с учетом планируемых к получению дополнительных лимитов ГЖС под ликвидируемые и проблемные гарнизоны РВСН) будет увеличена в 3-4 раза.
     - Как в РВСН обстоят дела с обеспечением военнослужащих, проходящих службу в Москве и Московской области, жильем по президентской программе «15+15»?
     - Ракетными войсками стратегического назначения представлены в вышестоящие органы военного управления списки военнослужащих–участников программы «15+15» на 1.231 человека. К сожалению, всей проблемы с обеспечением жилой площадью военнослужащих, проходящих службу в этих регионах, за счет программы «15+15» решить не удастся.
     Однако она позволит снизить количество стратегических ракетчиков, нуждающихся в предоставлении жилья в дислоцирующихся здесь гарнизонах, и реализовать накопившиеся обязательства органов военного управления РВСН перед военнослужащими.
     - Как на сегодняшний день решается жилищный вопрос в расформированном Канском ракетном соединении?
     - В прошлом году мы сталкивались с аналогичной проблемой в связи с ликвидацией гарнизонов РВСН в поселках Кедровый (Красноярского края) и Карталы (Челябинской области), а также проводимыми организационно-штатными мероприятиями в ракетном соединении, дислоцированном в Кировской области.
     В 2007 году перед нами стоит задача реализации жилищных прав 115 военнослужащих, нуждающихся в жилье, а также отселения из гарнизонов для проживания по избранному месту жительства 1.183 уволенных или подлежащих увольнению ракетчиков.
     Ситуацию, сложившуюся в расформированном Канском ракетном соединении, можно назвать социально напряженной. В августе нынешнего года состоялась акция протеста - пикетирование группы бывших военнослужащих. Она не только привлекла к себе внимание общественности, но и обнажила прорехи в существующих нормативных подходах... Дело в том, что до сих пор правительством Российской Федерации нормативно не закреплен порядок реализации социальных гарантий, связанных с обеспечением увольняемых военнослужащих жильем по избранному месту жительства. Чем оборачивается этот правовой вакуум, бывшие стратегические ракетчики в ликвидируемых гарнизонах неоднократно убеждались на себе.
     С 2005 года количество военнослужащих Канского соединения, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, сократилось в три раза, теперь их 48 человек. Вместе с тем в этом гарнизоне в настоящее время насчитывается в общей сложности 410 военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Им необходимо предоставить жилье в регионах, которым они отдали предпочтение. При этом 362 из них - не учитываемая ранее квартирно-эксплуатационными органами категория граждан, подлежащая переселению по избранному постоянному месту жительства. Согласно существующему законодательству обеспечению жильем в избранном месте жительства по линии Минобороны России подлежат только военнослужащие, уволенные в запас по льготным основаниям после 1 января 2005 года. А те, кто уволился до этого момента, должны получить заветные квартиры за счет органов местного самоуправления. Их отселение из военных городков также возможно при наличии лимитов ГЖС, но они не выделялись РВСН на протяжении трех последних лет.
     В этой ситуации командование Ракетных войск стратегического назначения не стало дистанцироваться от решения жилищных проблем этой многочисленной категории населения военного городка, а в полной мере подключилось к обеспечению жилищных прав этих людей. Конечно, всем сразу предоставить жилье или ГЖС невозможно - это вопрос имеющихся у нас возможностей и времени. Понятно, что у людей присутствует чувство тревоги за свое будущее. Но и мы не в меньшей степени чувствуем свою ответственность за судьбы тех, кто посвятил свою жизнь самому грозному оружию на Земле.
     Отрадно отметить, что, решая комплекс вопросов по расформированию Канского соединения, мы нашли должное понимание возникающих проблем со стороны администрации Красноярского края. В частности, губернатором края Александром Геннадьевичем Хлопониным одобрена инициатива органов военного управления по использованию ГЖС для приобретения квартир в Красноярске, исходя из размера безвозмездной субсидии, заложенной в стоимость ГЖС, а не по рыночной стоимости жилья в этом городе. Данные им гарантии позволили более эффективно использовать возможности подпрограммы по реализации жилищных прав военнослужащих. Это сразу же выразилось в значительном увеличении числа ракетчиков, решивших реализовать свои права на жилье посредством приобретения ГЖС.
     В настоящее время командованием РВСН во взаимодействии со Службой расквартирования и обустройства Минобороны России предпринимаются меры по изысканию необходимого количества ГЖС из различных источников для полного разрешения данной проблемы. Кроме того, по имеющейся у нас информации, на уровне Президента Российской Федерации рассматривается вопрос о дополнительном целевом выделении государственных жилищных сертификатов для отселения граждан из закрытых гарнизонов Минобороны России (в том числе и Канского соединения).
     Еще одна проблема связана с закрытыми административно-территориальными образованиями, высвобождаемыми в ходе реформирования РВСН. Суть ее в том, что для отселения из ЗАТО граждан, утративших связь с Вооруженными Силами РФ, действующие нормативно-правовые акты в области подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» можно применить лишь ограниченно. Так, включению в списки кандидатов на получение ГЖС подлежат только лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий или не обеспеченные жильем. Проживающие на территории ЗАТО граждане, имеющие жилплощадь, соответствующую социальным нормам, считаются обеспеченными жильем. Поэтому вопросами их отселения обязана заниматься администрация закрытого административного территориального образования за счет лимитов денежных средств, выделяемых в качестве субвенций из федерального бюджета.
     Вместе с тем темпы отселения этих людей, проживающих в нескольких десятках километров от областных центров, оставляют желать лучшего, что вызывает у них законное возмущение. Совершенно очевидно, что без действенного участия соответствующих структур Правительства РФ военному ведомству, и в том числе командованию РВСН, эту проблему самостоятельно не решить.
     - Удалось ли командованию Ракетных войск стратегического назначения обеспечить молодых офицеров жилплощадью?
     - Этот вопрос находится под пристальным вниманием командования РВСН. Ежегодно в гарнизонах Ракетных войск стратегического назначения за три месяца до выпуска молодого пополнения организуется работа по резервированию и подготовке специализированного жилищного фонда для размещения прибывающих офицеров. 129 выпускников 2007 года были обеспечены служебными квартирами, 865 - размещены в общежитии. Однако имеются проблемы с размещением выпускников в таких гарнизонах, как Одинцово-10, Йошкар-Ола, Балабаново (Калужская область).
     При тесном взаимодействии командования Барнаульского соединения и администрации Алтайского края рассмотрены вопросы развития детсадов, строительства жилья для военнослужащих на территории ЗАТО «Сибирский». В 2006 году администрацией выделены денежные средства в размере 29 млн. 678 тыс. рублей на возведение нового 156-квартирного малосемейного жилого дома и 1 млн. 539 тыс. рублей для производства проектно-изыскательских работ по строительству детского сада.
     В Тейковском соединении для молодых семей, имеющих детей, существует новая бесплатная услуга «приходящая мама». Это одна из форм работы женсовета и оказания помощи молодым семьям военнослужащих.
     И таких примеров можно привести много. Главное состоит в том, что принимаемые меры в интересах молодых офицеров и членов их семей направлены на перспективу и в конечном счете формируют у людей уверенность в завтрашнем дне.
     - Николай Евгеньевич, помогает ли ракетчикам развитие шефских связей с регионами России? Какую пользу вы извлекаете из этого сотрудничества?
     - В настоящее время воинскими частями РВСН установлены шефские связи с 17 субъектами Российской Федерации, и у нас сложилась достаточно отлаженная система сотрудничества с ними.
     В Козельском ракетном соединении совместно с администрацией Калужской области создан военно-патриотический клуб «Гвардеец» по поиску и перезахоронению останков советских солдат, павших на полях сражений Великой Отечественной войны. При участии «гвардейцев» открыты комнаты боевой славы в четырех средних школах. Следует заметить, что поисковики работают в частях центрального подчинения РВСН, в Ростовском и Серпуховском военных институтах Ракетных войск.
     В отдельное направление выделена подготовка молодежи к выбору профессии военнослужащего и поступлению абитуриентов в учебные заведения Минобороны РФ. С этой целью при каждом вузе РВСН налажена работа подготовительных курсов. Ежегодно там обучаются около 600 человек, из них более 75% впоследствии становятся курсантами. На основании договоров о сотрудничестве со средними школами при Военной академии РВСН имени Петра Великого и во всех военных институтах созданы классы военно-технической направленности.
     Одной из наиболее приоритетных задач командование Ракетных войск стратегического назначения видит в дальнейшем развитии шефских связей с образовательными учреждениями, что позволяет нам оказать существенную помощь выпускникам школ военных гарнизонов при поступлении в высшие учебные заведения.
     Так, в 2004-2005 годах командованием РВСН заключены соглашения с 12 вузами России по приему детей военнослужащих-ракетчиков на бюджетное обучение. Согласно договоренностям, решается проблема с обучением 150 детей из наименее социально защищенных семей ракетчиков.
     - Насколько мне известно, у командования РВСН сложились особые отношения с руководством Московской области…
     - Решение любой проблемы начинается с понимания ее значимости. Надо сказать, что в лице губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, правительства Московской области командование РВСН нашло своих верных союзников в решении социальных проблем населения подмосковных городков стратегических ракетчиков.
     Созданные совместно в интересах главного гарнизона РВСН Одинцовский филиал Государственного учреждения Московской области «Центр социальной адаптации военнослужащих» («Центр САВ») и центр социального обслуживания пожилых людей и инвалидов «Власиха» можно назвать предметом нашей гордости. Впервые в России в закрытом военном городке создана служба социальной защиты населения.
     Проявляя заботу о представителях старшего поколения, при взаимодействии с правительством Московской области мы не забываем и о проблемах молодежи - детях военнослужащих. Так, в нынешнем году решен вопрос об оказании шефской помощи проводимому уже на протяжении 12 лет на базе Дома офицеров РВСН фестивалю детских и молодежных творческих коллективов «Круг друзей», который давно уже приобрел большую популярность и вышел далеко за рамки военных гарнизонов ракетчиков и Московской области.
     Разрабатываются, реализуются и другие направления сотрудничества. Когда слова подкрепляются конкретными делами, успех подобных начинаний гарантирован. А выигрывают от такого взаимодействия, безусловно, все.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex