на главную страницу

21 Сентября 2007 года

Страна и мир

Пятница

Ориентиры Пятой республики

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда».



В последние дни заговорили о скором возвращении Франции в объединенную военную структуру НАТО, которую она покинула в 1966 году на волне нормализации отношений с СССР. Поводом для различных комментариев на этот счет послужило сделанное на прошлой неделе заявление министра обороны Франции Эрве Морина о том, что пришло время пересмотреть взаимоотношения с НАТО. Еще ранее о возможности коренных изменений в военной политике Франции, и в том числе об усилении роли своей страны в Североатлантическом альянсе, высказывался президент Пятой республики Николя Саркози. Это не первый и, надо полагать, далеко не последний политический кульбит, как выразился один из западных аналитиков, нового французского руководства.

     
Сюрприз за сюрпризом

     Ни дня без заголовка в газете! Таким девизом Николя Саркози, отмечает в этой связи обозреватель «Немецкой волны» Анке Хагедорн, руководствовался еще в бытность свою министром внутренних дел. Став президентом Франции, он только «добавил газу».  Он всегда был сгустком энергии, а теперь трудно избавиться от впечатления, что власть действует на него, как допинг или наркотик. После его первой международной конференции на встрече «восьмерки» в Хайлигендамме многие журналисты решили, что новый президент Франции несколько подшофе. Бельгийское телевидение так и выдало это в эфир. Тут же из Елисейского дворца последовало опровержение: мол, президент и вовсе к алкоголю не прикасается. Факт, однако, в том, что Николя Саркози с момента вступления на пост главы государства неустанно удивляет даже французов.
     Чего, например, стоит его обвинение, по сути, французов в лености. «Экономический рост Франции меньше, чем у других стран, только потому, что французы работают меньше других», — заявил Саркози. И пообещал пересмотреть правило 35-часовой рабочей недели, которое действует уже несколько десятилетий во Франции. «Я намерен порвать с идеологией конца рабочего дня, с ложной идеей о том, что для того, чтобы дать работу всем, ее нужно поделить, с политикой обесценивания труда, которая вот уже 30 лет мешает французам работать, которая развращает и обедняет трудящихся нашей страны», - сказал он. Кроме того, Саркози выступил за то, чтобы во Франции некоторые магазины работали по воскресеньям. «Я не говорю, что по воскресеньям нужно открыть все магазины во всех городах Франции, я прекрасно понимаю, что семейный отдых очень важен. Но зачем запрещать работать по воскресеньям всем?» - отметил президент Франции. И подчеркнул, что уже поручил министру экономики Кристин Лагард разработать документ, направленный на отмену действующего в стране закона, который запрещает магазинам работать по воскресеньям.
     И хотя профсоюзы выступили против покушения Саркози на завоеванные ими права, в целом французы отнеслись к его скандальным заявлениям весьма спокойно. Более того, они, как показывают опросы, удовлетворены деятельностью главы государства и его поведением. Почти 64 процента населения страны с одобрением отозвались о политике Саркози после 100 дней его пребывания у власти. Это лишь чуть меньше цифры, которую получил в свое время легендарный генерал Шарль де Голль. При этом надо учесть, что самый популярный президент в истории Пятой республики был выбран главой государства не 53 процентами голосов, как Саркози, а 67 процентами.
     По мнению экспертов, один из секретов успеха Саркози состоит в том, что после своей победы на президентских выборах он пригласил в правительство своих оппонентов из числа левых и центристов. Кроме того, по его рекомендации премьер-министр страны Франсуа Фийон семь министерских портфелей из 15 отдал женщинам. Этот жест высоко оценили избиратели, представляющие прекрасный пол. В результате Саркози, как считается, стал «президентом всех французов», а ведущая оппозиция в лице социалистов оказалась при нем раздробленной и вялой.
     Еще более важную роль в небывалой популярности Саркози сыграло то, что он остался верен своему слову. В ходе предвыборной кампании Николя Саркози настойчиво подчеркивал, что в отличие от других претендентов он дает реальные обещания и будет неукоснительно их выполнять. Как заявил генеральный секретарь пропрезидентского союза в поддержку народного движения Патрик Деведжян, никогда еще не было во Франции правительства, которое бы реализовывало программные предвыборные обязательства с такой быстротой к большому удовлетворению французов.
     Так, уже к началу августа, заступив на пост главы государства в мае, Саркози успел провести три важных и весьма трудных законопроекта. Он понизил налоги, ввел обязательное сохранение минимальной государственной службы при всеобщих забастовках, что на практике означает урезание забастовочного права мощных французских профсоюзов, ужесточил уголовный кодекс, мягко реагировавший на первые незначительные правонарушения граждан. А 30 августа, выступая на летней конференции объединения французских предпринимателей, Саркози заявил, что, несмотря на неустойчивый рост экономики, он намерен продолжать либеральные реформы, содействовать росту конкурентоспособности французских предприятий и покупательной способности населения.
     В частности, он пообещал, что не допустит, чтобы под надуманным предлогом конкуренции тарифы на газ и электричество для предприятий и населения росли быстрее, чем их стоимость. «Мы не должны уравнивать наши цены с ценами наших европейских менее развитых в плане энергетики конкурентов. Мы создавали атомную энергетику во Франции не для того, чтобы нам объясняли сейчас, что наши предприятия и наши потребители должны платить больше за энергию, поскольку цены на нефть растут. Если мы имеем атомную энергетику, мы должны пользоваться всеми ее преимуществами, а не страдать от неурядиц с нефтью», - подчеркнул при этом Саркози.
     Не намерен он соглашаться и с той общей сельскохозяйственной политикой Евросоюза, согласно которой Франция должна несколько уменьшить государственные расходы в этой сфере. «Я не могу бросить на произвол судьбы французских аграриев, которые не намерены жить на пособия и субсидии, которые хотят быть предпринимателями и производителями», - заявил он. И дал понять, что выступает не за сокращение, а за увеличение объема сельскохозяйственного производства.
     «Я поставил перед собой цель, - сказал далее он, - сделать так, чтобы государственные расходы уменьшались, а государственные инвестиции росли. Все государственные структуры будут упрощены, и все ненужные органы будут упразднены. Я не боюсь реформировать государство, поскольку считаю, что наша страна не сможет обойтись без сильного государства, а государство не может быть сильным, если оно разваливается под бременем долгов и задыхается под тяжестью бюрократических структур». В рамках предлагаемой реформы госсектора число директоров центральных администраций будет сокращено вдвое, казначейские и налоговые службы будут слиты, даже службы контрразведки и общей разведки, действующей при МВД, будут «сближены». Причем реформа этого сектора, отметил французский президент, будет проводиться с учетом мнения госслужащих и их интересов. Кстати, число госслужащих во Франции превышает 5 миллионов человек, что составляет около четверти всего активного населения.
     
С опорой на силу

     Еще более неординарными шагами ознаменовалась внешнеполитическая деятельность Николя Саркози. Выступая в конце августа с первой основополагающей внешнеполитической речью с начала работы на посту главы государства, он, например, заявил, что пришедшая на смену биполярному миру многополярность выливается в многочисленные политические столкновения – «преобладает ощущение раскола, потери управляемости в мире, который, глобализируясь, в то же время распадается на куски». В этой ситуации Соединенные Штаты, которые претендуют на мировое лидерство, не смогли, по словам Саркози, удержаться от искушения одностороннего применения силы, но в одиночку они не в состоянии справиться с возложенными на себя обязательствами.
     Назвал Саркози и те пути, которые необходимо использовать для решения проблемы общей мировой стабильности. И первым из них – укрепление объединенной Европы. «Без Евросоюза в роли мощной державы мир лишится одного из полюсов необходимого равновесия. Сильный Евросоюз в качестве ведущего игрока на мировой арене сможет самым решительным образом способствовать строительству более эффективного, более справедливого, более гармоничного мирового порядка, которого требуют наши народы», - подчеркнул французский президент. При этом сам он уже немало сделал для выхода интеграционного процесса из тупика, в котором Евросоюз оказался из-за провала на референдуме во Франции весной 2005 года проекта европейской конституции. И в частности, выступил за принятие краткого текста конституции, который ограничился бы перестройкой институтов Евросоюза, тогда как вопросы содержания его деятельности и формулировка новых задач откладывались на неопределенное будущее.
     Укреплению Евросоюза способствовало бы, по мнению Саркози, и определение границ дальнейшего расширения ЕС. Во всяком случае, он разделил европейские страны на две категории. Первая из них – это те, кто имеет бесспорные географические, экономические, ценностные основания вступить в него, когда захотят (Швейцария, Норвегия, Исландия) или смогут (Хорватия, Сербия, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Албания). Вторая – средиземноморские либо евроазиатские государства, которым следует предложить привилегированное партнерство без перспективы членства. При этом французский президент категорически отверг возможность вступления Турции на том основании, что 9/10 ее территории находится не в Европе, а в Малой Азии. По мысли Саркози, Турция же должна стать одной из опор средиземноморского союза, который следует создать с ориентацией на тесное сотрудничество с ЕС.
     Наконец, странам ЕС, считает Саркози, следует совместно выработать новую европейскую стратегию безопасности, которую они обеспечивали бы самостоятельно вне рамок НАТО, то есть без участия США и Канады. Причем особый упор необходимо сделать на сотрудничество и более четкую координацию усилий стран ЕС в реализации совместных военно-технических программ. Он напомнил о роли Франции и Германии в строительстве европейской системы обороны и выразил надежду, что окончательно сформировать ее удастся в 2008 году во время председательства Франции в ЕС. Дополняя своего президента, министр обороны Эрве Морен заявил, что прогресс в создании европейской системы обороны невозможно достичь, не прояснив позиции Франции в НАТО. Он подчеркнул, что Франция направляет значительные силы для участия в операциях альянса и является одной из немногих стран, которые выполняют требования организации к оборонному бюджету. В то же время, по его словам, страна не получает от этого достаточных выгод: влияния и командных постов.
     Именно эти слова аналитиками были восприняты как свидетельство того, что Франция готова вернуться в НАТО и даже намерена претендовать на командные должности в альянсе. Конкретные же шаги в области сближения с НАТО будут предприниматься, скорее всего, после того, как в марте будет опубликована «Белая книга» о реформах в оборонном секторе Франции. Но уже сегодня в Париже подчеркивают, что ни в коем случае не стоит противопоставлять НАТО и европейскую систему обороны, поскольку они дополняют друг друга. Например, в Афганистане в рамках мандата ООН силы НАТО отныне действуют под эгидой Европейского корпуса, которым командует французский генерал.
     Отмечая, что силы ЕС должны действовать в координации с НАТО, с ООН, в Париже также недвусмысленно отмежевываются от планов превращения Североатлантического альянса в организацию, выполняющую военные и гуманитарные функции во всех уголках планеты, – своего рода международную полицию. «НАТО не должна стать конкурентом Организации объединенных наций», – подчеркивает Николя Саркози.
     И эта позиция, пожалуй, одна из немногих, где сохраняются разногласия между Парижем и Вашингтоном после того, как Николя Саркози в отличие от своих предшественников предпринял усилия по восстановлению отношений между Францией и Америкой. Он стал первым президентом в истории Франции, решившим провести отпуск в Соединенных Штатах. Находясь в гостях на семейном ранчо Бушей, Саркози заявил: «Обращаясь к нашим американским друзьям, я хочу сказать, что они всегда могут рассчитывать на нашу дружбу».
     Дружба Европы с Соединенными Штатами необходима, по мнению французского президента, для мирового равновесия. Но дружба означает быть с друзьями, когда они нуждаются в вас, и возможность говорить им правду, когда они ошибаются. Так, Париж по-прежнему считает войну в Ираке трагической ошибкой. Однако при этом подчеркивается, что поспешный вывод американских войск вызовет хаос, ведущий к распаду страны. А вот в отношении Ирана позиции Парижа и Вашингтона, похоже, совпадают. Что, собственно говоря, продемонстрировал министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, заявивший, что мир должен готовиться к худшему, а именно к возможности войны, в случае если Иран будет упорствовать в своем отказе свернуть ядерную программу. Ответ Тегерана не заставил себя ждать. В контролируемых им СМИ тут же зазвучало: «Речи французских руководителей превращают их в трансляторов воли Белого дома», «Новый обитатель Елисейского дворца вошел в роль американцев и вторит их крикам»…
     
Мы должны идти дальше

     Иранская тема стала одной из центральных на переговорах Бернара Кушнера и и.о. министра иностранных дел России Сергея Лаврова, состоявшихся во вторник в Москве. После них глава МИД Франции несколько откорректировал свое предыдущее заявление по Ирану, подчеркнув, что все должно быть сделано, чтобы избежать войны. Для этого, по его мнению, необходимо неустанно продолжать диалог, даже если будут какие-то шероховатости.
     На российско-французских же переговорах в Москве состоялся, как сообщается, полезный обмен мнениями и по другим вопросам, таким как Ближний Восток, Ирак, Афганистан, обстановка вокруг Косово, Россия – Евросоюз. После чего стороны выразили убеждение, что у России и Франции есть все объективные предпосылки для положительного развития отношений и партнерства по ключевым вопросам международной повестки дня. Кстати, позже, выступая в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Бернар Кушнер заявил, что согласен со своим российским коллегой, что размещение элементов американской системы ПРО в Чехии и Польше может быть угрозой для России. «Зачем размещать такие объекты ПРО, когда можно пользоваться радиолокационной станцией в Азербайджане», - отметил глава МИД Франции.
     Следует отметить, что многие эксперты предрекали ухудшение российско-французских отношений после прихода к власти Николя Саркози. К счастью для обеих стран, для развития ситуации на европейском континенте и в целом мирового процесса, этого не произошло. Хотя отдельных колкостей в российский адрес со стороны французского президента избежать все же не удалось. В той же августовской речи, посвященной основным направлениям внешней политики Франции, Николя Саркози заявил, что «Россия возвращается на мировую арену, используя в некоторой степени с грубой прямолинейностью свои козыри, прежде всего нефтяные и газовые, тогда как мир, и в особенности Евросоюз, надеется на ее важный и позитивный вклад в решение проблем нашего времени, как это предполагает вновь обретенный ею статус».
     Тем не менее Париж дает высокую оценку отношениям двух стран, считая их «привилегированным партнерством», и выражает готовность идти дальше: вписать российско-французское сотрудничество в долгосрочную стратегическую перспективу и в более широкие рамки. По словам Бернара Кушнера, «мы многое можем сделать вместе». Энергетика, авиационная промышленность и космос, инновационные технологии – вот лишь малая толика тех областей, где обе страны, взаимодействуя друг с другом, могут добиться впечатляющих результатов.
     Сейчас стороны готовятся к визиту президента Франции Николя Саркози в Москву, который должен состояться в начале октября. Как заявил Сергей Лавров по итогам переговоров с французским коллегой Бернаром Кушнером, «мы констатировали, что визит готовится в контексте преемственности российско-французских отношений, преемственности, отражающей особое привилегированное отношение и характер нашего сотрудничества».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex