на главную страницу

22 Сентября 2007 года

Военный космос

Суббота

История космического флота

Ветеран космонавтики Виктор КРЕТОВ,
Игорь САМАРЕВ.




     О возможном применении плавучих (корабельных) судов для проведения космических исследований специалисты НИИ-4 высказывались задолго до запуска первого искусственного спутника Земли. Они же инициативно, по совместительству, чтобы глубже разобраться в проблеме, включились в исследовательскую работу.
     Успешный пуск 21 августа 1957 года межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) показал, что головная ее часть опустилась в заданном районе полуострова Камчатка. А дальше был океан… Стало очевидным, что последние ступени ракеты могут приводняться в акватории Тихого океана. Вот тогда Сергей Павлович Королев предложил институту разработать методы и средства слежения за головными частями ракет на надводном участке траектории, определения времени и координат их приводнения.
     В 1960 году была создана Атлантическая группа плавучих (корабельных) измерительных пунктов. Первоначально группа состояла из кораблей Черноморского пароходства «Краснодар», «Ильичевск» и корабля Балтийского пароходства «Долинск». Эти суда, находясь в Атлантике, на трассе спуска космического корабля «Восток», зафиксировали и передали в центр время включения и выключения тормозного двигателя корабля и телеметрию о работе бортовой системы и самочувствии космонавта Ю.А. Гагарина. В 1962 году в связи с лунной и другими программами изучения дальнего космоса, запусками пилотируемых космических кораблей в строй вступило еще одно судно – танкер «Аксай». Суда несли непрерывную вахту до 1965 года, обеспечивая запуски пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных станций.
     25 ноября 1966 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об увеличении количества судов плавучего радиотелеметрического комплекса Министерства обороны СССР». На Балтийском судостроительном заводе теплоход «Геничевск» был переоборудован в плавучий КИП – научно-испытательное судно «Космонавт Владимир Комаров». На Выборгском судостроительном заводе теплоходы «Кегостров» и «Моржовец» были переоборудованы в телеметрические суда-измерители с комплексом технических средств. На верфях Ленинградского судостроительного завода теплоходы «Невель» и «Боровичи» также были переоборудованы в радиотелеметрические корабли. В марте – июне 1967 года эти плавучие суда были приняты в эксплуатацию. При всех внешних сношениях с портовыми властями и в прессе они именовались научно-исследовательскими судами АН СССР. Принадлежность к Академии наук была одной из особенностей службы офицеров ОМ КИК и накладывала на каждого сотрудника экспедиций повышенную ответственность.
     3 сентября 1968 г. вступили в строй еще два корабельных измерительных комплекса – «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин». Этим судам предстояло стать флагманами всего морского космического флота. Они могли находиться в автономном плавании, не заходя в порты, до 11 месяцев. Войсковая часть, в состав которой вошли эти корабли, получила наименование 9-й отдельный морской командно-измерительный комплекс (ОМ КИК).
     В 1969 г. для руководства и управления морским космическим флотом в Москве была создана «Служба космических исследований отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР». Научно-исследовательские суда составляли особый класс океанских судов. Они были оснащены передовыми по тем временам радиотехническими системами. Достижению больших дальностей радиосвязи способствовали остронаправленные приемные и передающие антенны (25-метровые зеркала «Космонавта Юрия Гагарина»,
     18-метровые белоснежные шары на «Космонавте Владимире Комарове»). Значительно выросло число лабораторий. Численность экспедиции составляла 180 – 200 человек.
     В 1974 – 1978 гг. были построены и вошли в состав морского командно-измерительного комплекса суда «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Виктор Пацаев». Общее количество научно-исследовательских судов достигло одиннадцати, в то же время возросла и интенсивность использования комплекса.
     За время своего существования научно-исследовательскими судами 9-го ОМ КИК было выполнено большое количество сложных задач по управлению различными космическими аппаратами. Корабельные измерительные пункты осуществляли в океанах контроль за выполнением таких ответственных операций, как стыковка кораблей типа «Союз», «Прогресс» с орбитальными станциями «Салют» и «Мир». Дежурные смены научно-исследовательских судов участвовали в работах по спуску космических аппаратов с орбиты и посадке, работе космонавтов в открытом космосе, контроле включения разгонных ступеней ракет-носителей при запусках стационарных спутников и спутников с высокоэллиптическими орбитами. Они контролировали работу двигателей разгонных ступеней при переводе межпланетных станций «Марс», «Венера», «Вега», «Вега-1», «Вега-2» и «Фобос» с промежуточной орбиты на межпланетную траекторию.
     Во время первого полета орбитального корабля многоразового использования «Буран» 15 ноября 1988 г. телеметрический контроль выполняли три корабля: «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Владислав Волков» и «Космонавт Георгий Добровольский». Экспедиции 9-го ОМ КИК принимали также участие во всех важнейших технических экспериментах по освоению космического пространства автоматическими и пилотируемыми космическими аппаратами и орбитальными станциями.
     Корабли звездной флотилии несли свою службу в океане до начала 1990-х годов. В военно-историческом труде «История командно-измерительного комплекса…» описан заключительный период ОМ КИК: «Судьба входившего в состав КИКа Отдельного морского командно-измерительного комплекса сложилась драматично. В 1989 – 1990 годах были выведены из эксплуатации пять его КИПов – «Космонавт Владимир Комаров», «Кегостров», «Моржовец», «Боровичи» и «Невель», поскольку их технические средства выработали свой ресурс и морально устарели. Морские КИПы «Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королев», приписанные к Одесскому порту и ставшие таким образом собственностью Украины, были ею в дельнейшем проданы на металлолом. Морские пункты «Космонавт Владимир Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев» и «Космонавт Виктор Пацаев», начиная с 1992 года и до середины 1993 года, по назначению не использовались, поскольку Балтийское морское пароходство отказалось их содержать из-за задолженности Министерства обороны. В марте-июне 1994 года эти четыре морских КИПа завершили свои последние рейсы…»


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex