- Никита, роли Владимира Высоцкого вам так и не удалось сыграть, но вот у Марка Розовского в Театре «У Никитских ворот» вы в спектакле «Роман о девочках» по книге Высоцкого были в роли его прототипа - Кулешова. Вас частенько упрекают: мол, у Джигурды все «под Высоцкого»...
- Я не второй Высоцкий. Я - первый Джигурда. С тринадцати лет рос на бардовских песнях. И пел те из них, которые особо не исполняли в этой среде. Но однажды взял гитару и стал петь песни только Владимира Семеновича. Часами, срывая связки. Позже мне даже предлагали сделать операцию, убрать хрипотцу. Но зачем? Так получилось, значит, ничего не надо менять. Я себе программу поставил с юности: объединить надрыв-напор Высоцкого, открытость Галича и лиризм Окуджавы и Визбора. Позже пришел к мелодике Розенбаума. Мимо меня прошла западная рок-культура. Да и русская тоже. Мне это неинтересно. Мне всегда было нужно слово в некоей системе образов. Тот же образный подход у меня и к музыке.
По поводу моего увлечения Высоцким отвечу еще и так. Родные Володи именно мне доверили работать с его стихами. Я написал на них музыку. И вышел интересный альбом.
- Ваш старший брат Сергей тоже актер. И тоже пишет стихи. Это у вас наследственное?
- Наши родители - инженеры. Работали в военной промышленности, связанной с подводными лодками. Очень переживали, что Сергей «пошел в актеры». Когда я выбрал тот же путь - они уже были готовы к такому повороту. В Институте физкультуры я отучился год, понял - не мое. Со страшным скандалом ушел в Театральный институт в Киеве. Но мне стало тесно и в этих рамках. Я уехал в Москву поступать в «Щуку». Эта школа мне ближе. Она от Вахтангова, Брехта. Вот зритель, и мы можем напрямую с ним общаться, даже прикалываться. А вместе с тем говорить и серьезные вещи.
- Ваши герои впечатляют своей внутренней мощью. Эдакие воины, русские Рэмбо. Подготовка армейская к таким ролям имелась?
- Я не служил в армии в общепринятом смысле. Правда, в моей жизни была спортрота. С жесткой дисциплиной и изматывающими тренировками в физкультурном институте. Но вот с ролями военных... Мой дебют в кино - это воин Аскер в фильме «Раненые камни». Это фильм о 1905 годе, легендарной дикой дивизии царя, в которой были воины с Кавказа. Я играл роли воинов-царственных особ. Это король Карл XII в батальной картине «Молитва за гетмана Мазепу», Ричард Львиное сердце в антрепризном спектакле «Тайны замка Шиллен», Чингизхан, царь сарматов, Антоний, Геракл. А разве не воин мой казак Иван Кольцо из «Ермака»? Гусар - князь Курбский из фильма «Иван Федоров»? И уж точно — военный летчик Виктор Курлыгин, который по ряду обстоятельств стал фермером в фильме «Любить по-русски». Но и в гражданской жизни у него военная жилка продолжает биться.
- Как вам удается поддерживать великолепную физическую форму?
- Раньше были разные жесткие закаливания, обливания ледяной водой зимой и летом, истязания тела по полной программе. У меня был длительный период увлечения голодательными практиками. Их правильное применение помогает значительно расширить сознание, познание мира. Приходит опыт, который другим путем получить, может быть, и невозможно. Это одновременное очищение тела и души. Этой практики мне достаточно. Сейчас занимаюсь обычной гимнастикой, отжимаюсь от пола. Приседаю. Есть специальная дыхательная гимнастика. Не качаюсь железом, не использую штангу. Главное - думать о духовной составляющей здоровья. Голодание на сегодняшний день - только по необходимости. В рационе всегда должна быть живая клетчатка, это правило, которое осталось у меня со времен моей многолетней аскезы. Не обхожусь без той же шинкованной капусты, заправленной соусом из ложки меда, подсолнечного масла и лимонного сока. Без соли. Но когда эпидемия, температура скачет до 38 градусов, я на день-два-три ухожу в голод. Если люди сидят на диетах, голодают только для тела, «для красоты» - это в корне неверно. Здоровье может улучшиться, безусловно. Но вот душа блокируется. В погоне «за глянцем», в том числе и внешнего вида. Такая гонка - как постоянное поедание десерта, когда «сладкая» пища занимает 80-90%. И человек все равно начнет болеть. У нас поэтому и общество болеет, что питаются души гламурной жвачкой, поп-культурой. Это касается в том числе и кино, музыки.
- В своем творчестве, в жизни вы часто являетесь в некотором смысле первопроходцем. Ваши творческие находки, сценический образ, позже используют другие. В поисках себя вы тоже предвосхитили нынешние модные тенденции. То же голодание в сочетании с духовными практиками. Ничего нового на свете, конечно же, нет. Но вы вносите в эти поиски мощную энергию незаурядной личности, что порой окружающим даже непонятно.
- Я привык к тому, что мне дано опережать время. По крайней мере, лет на 5-7. Тот же образ «русского богатыря» сейчас пользуется популярностью. Мне давно предлагали продолжить его на сцене. Сулили выгодные контракты и т.п. Но такой денежный «чес» не по мне. Я не хочу играть таких героев, которые без страха и упрека ставят «плохого героя» на колени и безжалостно выстрелами в упор расправляются в его лице со злом. Это иллюзия. Мне ближе воины духа, воины света, которые побеждают силой своего характера, особой духовной энергией. Я постоянно в движении и поиске форм, которые могут принести в жизнь добро и свет, помогут людям познать себя глубже, на другом уровне. Может быть, попробую заняться живописью. Что-то, связанное с абстракцией. Мне нужна в живописи мысль, идея. Как «Черный квадрат» у Малевича. Мы по его поводу спорили с дядей Женей Матвеевым (мы так его называли на съемках). Он говорил - профанация это все. Я же утверждал, что это особая философия. Ведь это не изображение реальных вещей. Это не портрет и не натюрморт. Это неограниченная возможность нашего представления, черный квадрат вмещает в себя все.
- Вы сейчас чаще стали появляться на экране в разных передачах. С 23 августа стартовал проект второго канала «Бархатный сезон». И в этих танцах на льду - вдруг участвует Никита Джигурда...
- Почему я решил чаще появляться на экране - это долгий разговор, философский. Коротко - это мой поиск путей к передаче накопленного опыта окружающему миру. А вот танцы на льду... Было интересно испытать себя. Я танцую с божественной Мариной Анисиной, олимпийской чемпионкой 2002 года, чемпионкой мира и т.п. Я чувствовал себя медвежонком рядом с богиней. Я и Олег Газманов последними вошли в проект, поэтому времени на тренировки у нас было меньше. Но - главное понять свои возможности и в этой области. Марина, конечно, настроена на успех, у нее жесткий спортивный характер при тонкой, красивой натуре. Со мной ей ох, как тяжело. Но я компенсирую все трудности стихами: пишу и посвящаю ей целые поэмы!
- У вас два сына. Выберут ли они папину дорогу?
- По крайней мере, судьба актера пока точно не касается старшего. Он учится в автомобильном институте, прошел армию. От службы «отмазывать» мы его даже не собирались. Младший растет очень артистичным, интересным пацаном. Скоро у них будет еще один братик. Пока о каких-то семейных традициях говорить рано. Пусть пробуют все. Жизнь длинная, хотя и длится в космическом понятии один миг. Я верю, что человек на самом деле бессмертен. И эта моя вера зиждется на уже солидном моем духовном опыте, практиках. Ведь «все в себя вмещает человек, Который любит Мир и верит в Бога».