на главную страницу

2 Октября 2007 года

Страна и мир

Вторник

Ядерный Иран может быть мирным

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     Иранская ядерная программа остается одним из наиболее острых вопросов мировой политики. Все эти последние дни она не сходила с первого плана внимания средств массовой информации, наблюдателей, экспертов. Суть в том, что разрешение этой проблемы наткнулось на труднопреодолимое противоречие между суверенным правом и авторитетом международного договора. Первое, как известно, не может быть оспорено никем, на что постоянно указывает президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад. Тем более что, как он не устает напоминать, Иран бомбу не делает, обвинять его в нарушении Договора о нераспространении ядерного оружия безосновательно.
     Иранскому руководству не верят. Не все, конечно. Но достаточно того, что ему не верит американское правительство. Когда-то оно опиралось на Тегеран в политическом обеспечении своего военного присутствия на Ближнем Востоке. Лишившись такой опоры в конце 70-х годов прошлого века, CIF стали смотреть на него через щель прицела. На расположенный рядом Пакистан не смотрят, а на Иран смотрят.
     Неожиданный в данной ситуации «вброс» на дискуссионное поле сделал на днях американский генерал Джон Эбизейд, возглавляющий центральное командование США, в сферу ответственности которого входит Ближний Восток. Как он полагает, Иран ничем не отличается от других стран, которые владеют ядерным оружием, но с которыми Соединенные Штаты находят общий язык. «Давайте взглянем правде в глаза: мы уживались с ядерным Советским Союзом, мы уживались с ядерным Китаем, мы уживаемся с другими ядерными державами», - сказал, в частности, он.
     Весьма неожиданное, подчеркнем еще раз, откровение. Имея в виду, что оно прозвучало из уст американского генерала, заглянувшего за горизонт и увидевшего там Иран в обличии владельца заветной «дубинки сдерживания». Генерала, разумеется, сразу одернули. Глава Пентагона Роберт Гейтс заявил журналистам, что США не смогут ужиться с Ираном, имеющим ядерное оружие. И вообще определять, следует ли мириться с таким фактом, должен президент, а не военнослужащий, добавил Гейтс. По его словам, весь вопрос в том, будут ли иранцы «рациональны в своих действиях», когда получат бомбу. Иначе говоря, не пустят ли они ее при случае в ход, как это, кстати, дважды сделали сами американцы.
     Ахмадинежад многократно повторял на той неделе, что его страна не собирается обзаводиться ядерным оружием. К тому же, заявил он, в нынешних реалиях атомная бомба бесполезна. В противном случае, заметил он, бомба помогла бы американцам достигнуть цели в Ираке. Выступая на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи, иранский лидер заявил, помимо прочего, что тема ядерной программы его страны на высшем международном уровне исчерпана, иранское «ядерное досье» закрыто. Что его теперь (то есть с момента передачи в ведение МАГАТЭ) достаточно рассматривать на чисто техническом уровне.
     Вашингтон не согласен с такой постановкой вопроса. «С сожалением должен сказать президенту Ахмадинежаду, что дело не закрыто, - заявил заместитель госсекретаря США по политическим делам Николас Бернс. - Мы намерены продолжать им заниматься».
     Сотрудничество Ирана с МАГАТЭ не дает Тегерану защиты от новых санкций, заявил в четверг журналистам постоянный представитель США при ООН Залмай Халилзад. По его словам, возобновление контактов с МАГАТЭ не может являться для Тегерана «щитом от новых санкций». Совет Безопасности ООН уже дважды требовал от иранской стороны отказаться от обогащения урана, однако Тегеран не подчинился, отметил Халилзад. Поэтому «необходимо дополнить дипломатический диалог усилением давления».
     Как утверждают источники, США и Евросоюз готовят собственные санкции против Ирана, более жесткие, чем одобренные Советом Безопасности ООН. Из тех же источников становится ясно, что Россия и Китай не согласны с характером и временем введения таких санкций. Так что принятие третьей резолюции Совета Безопасности ООН по Ирану остается под вопросом.
     Тем временем Махмуд Ахмадинежад заручился поддержкой тех, кто считает его надежным союзником в противостоянии Соединенным Штатам. В Венесуэле он удостоился всяческих похвал из уст Уго Чавеса, назвавшим его «одним из великих борцов с империализмом». Давая оценку речи Ахмадинежада с трибуны ООН, венесуэльский лидер сказал: «Мы гордимся тем, что являемся твоими братьями, твоими друзьями и вместе идем путем революции, восстановления суверенитета и достоинства народов путем антиимпериалистической борьбы».
     В Венесуэлу президент Ирана летал для подписания новых соглашений, которые упрочивают связи двух стран в топливно-энергетической сфере. При техническом содействии Ирана здесь уже построены предприятия по сборке иранских тракторов и легковых автомобилей, цементный комбинат, молокозаводы, мукомольная фабрика.
     Днем ранее Ахмадинежад побывал в Боливии, дипломатические отношения с которой Тегеран установил три недели назад. Для руководителя Ирана было важно получить политическую поддержку еще одной южноамериканской страны. И он ее получил. Президент Эво Моралес полностью согласился с тем, что суверенная страна имеет полное право на развитие мирной ядерной энергетики «в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия». Визит Ахмадинежада он назвал «переломным во всех отношениях». В совместной декларации Иран и Боливия обязались содействовать «строительству многополярного мира» в интересах равновесия сил. Боливийский лидер пообещал в скором времени нанести ответный визит в Иран.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex