на главную страницу

3 Октября 2007 года

Армия и общество

Среда

Спецназ освобождает КАЗ

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда». Фото автора.Байконур - Москва.



На прошлой неделе на космодроме Байконур завершилось совместное оперативно-стратегическое командно-штабное учение «Байконур-Антитеррор-2007» с участием сотрудников органов безопасности и специальных служб Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации. Учение проводилось Федеральной службой безопасности России при координирующей роли Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств. Финальным аккордом второго этапа учения стало оперативно-боевое мероприятие по освобождению заложников и нейтрализации террористов на кислородно-азотном заводе (КАЗ) космодрома, которое мастерски провело подразделение Центра специального назначения ФСБ России.

     
Угроза

     Накануне террористы, которых изображали сотрудники ЦСН ФСБ, захватили кислородно-азотный завод космодрома Байконур. Главарь банды террористов вышел на связь и заявил о своих требованиях: выпустить сообщников, находящихся в местах лишения свободы на территории РФ, предоставить заправленный топливом вертолет и 5 млн. долларов. В противном случае он угрожает уничтожить заложников и взорвать завод.
     Исходя из угрозы гибели большого количества людей и возникновения крупномасштабной экологической катастрофы Россия оповещает Казахстан и государства региона о сложившейся обстановке. Правоохранительными органами комплекса «Байконур» осуществляется блокирование захваченного террористами завода и устанавливаются режимные ограничения в блокированной зоне. Оперативный штаб г. Байконур - в штатном составе, соответствующем характеру чрезвычайной ситуации, согласно решению Федерального оперативного штаба - приступает к подготовке контртеррористической операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов. Одновременно начинаются переговоры с ними. Руководствуясь Положением о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ, российская сторона обращается к руководству Казахстана с просьбой оказать содействие в использовании подразделения Центра специального назначения ФСБ России для проведения спецоперации по освобождению заложников и нейтрализации террористов, о чем уведомляет АТЦ СНГ. Получив согласие казахской стороны, руководство России направляет в Байконур спецподразделение ЦСН ФСБ для возможного проведения операции по нейтрализации террористов и освобождению заложников.
     27 сентября за ее ходом наблюдали все участники сбора руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств Содружества, а также премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов.
     
С земли и сверху

     Тактическая и оперативная обстановка к началу операции весьма напоминала реальную, которая обычно складывается в случае не учебного, а настоящего захвата террористами того или иного промышленного объекта с находящимся в нем персоналом.
     Заложники под дулами автоматов террористов по-прежнему находятся в здании цеха разделения воздуха. Лишь его толстые бетонные стены да заводской забор отделяют их от остального мира. Окопавшиеся бойцы оцепления напрочь лишили террористов возможности просочиться сквозь кордон, а их пособников извне (если такие и были) - сообщать бандитам о том, что происходит в окрестностях.
     Впрочем, кое-какой информацией об обстановке за пределами цеха разделения воздуха КАЗ преступники обладали - через наблюдателей на крыше здания и по его периметру. В учебных целях вместо верхнего наблюдателя была установлена мишень, по которой предстояло отработать снайперу. Однако реальный план операции строился с учетом того, что террористы имеют возможность вести наблюдение и с этой точки КАЗ.
     Оперативный штаб г. Байконур и личный состав подразделения ЦСН ФСБ России тоже кое-что узнали о противнике и ситуации в здании, где он засел. Во-первых, в центре здания установлено мощное взрывное устройство, срабатывания которого допустить нельзя. Во-вторых, террористы с заложниками находятся в одном из помещений цеха.
     Среди части читателей бытует мнение, что переговоры с террористами затеваются только для того, чтобы выиграть время, замаскировать истинные намерения сотрудников силовых структур и т.д. Однако это не так. Если у переговорщика получится убедить террористов отпустить хотя бы одного заложника, уже хорошо. Представьте, если путем переговоров удается решить задачу по освобождению заложников и нейтрализации боевиков, как говорится, на все сто... Правда, такое редко случается, но все равно нельзя прекращать попытки побудить террористов отказаться от своей безумной затеи, и представитель оперативного штаба Байконура продолжает общение с главарем банды. Параллельно идет подготовка к освобождению заложников как на земле, так и в воздухе.
     Наземные оперативно-боевые группы на бронетехнике и автотранспорте уже заняли исходный рубеж. Сотрудники других оперативно-боевых групп находятся в самолете Ан-26 в готовности к десантированию.
     Приготовлений спецназа террористы не видят, ведут себя спокойно и ждут прилета обещанного вертолета. Вертолет на подлете, в связи с чем боевики рассчитывают, что их требования скоро будут удовлетворены и они смогут с желанной суммой денег вылететь в указанную ими страну. Тем временем руководитель оперативно-боевого подразделения заслушивает доклады от руководителей групп об их готовности. До выхода Ан-26 в точку десантирования остается минут пять, не больше.
     Командир оперативно-боевого подразделения имеет в своем арсенале достаточный набор технических средств, чтобы контролировать обстановку. В том числе беспилотный летательный аппарат, который может находиться достаточно долго над районом проведения контртеррористической операции и выводить всю получаемую информацию на рабочий экран руководителя оперативно-боевыми действиями. БПЛА «сканирует» обстановку на территории кислородно-азотного завода и вблизи него.
     Запрошенный боевиками вертолет проходит над объектом и готовится совершить посадку поодаль. Террористы-наблюдатели увидели, что вертолет приземляется. В это время их души прямиком отлетают в ад - снайперы ЦСН ФСБ выстрелили бесшумно и точно.
     Итак, глаз вне заводского цеха у террористов не осталось, и сверху можно попасть на крышу здания незаметно. Как это сделать? Десантированием.
     В отличие от прыжков с парашютом в ВДВ, где по большому счету требуется лишь побыстрее достичь земли, сотрудники летно-парашютного подразделения ЦСН ФСБ должны приземляться строго в указанную точку. Для этого им нужно почти что уметь летать, то есть прыгать с управляемым парашютом. В ходе тренировок они делают это днем и ночью, в тихую погоду и на ветру, который на разных высотах имеет разное направление, с различной задержкой раскрытия парашюта, над любой местностью...
     Прыжок на крышу весьма непрост. Во-первых, его серьезно осложняют ветровые потоки и завихрения, и парашютисту в связи с этим требуются не только профессиональные навыки, но и выдержка, и хладнокровие. Во-вторых, скорость ветра в день проведения спецоперации была почти что предельной - 7 м/с с порывами до 9 м/с. Это требовало со стороны парашютистов скрупулезного расчета точности прыжка, ведь права на ошибку у них нет. Если ветер сдует с крыши и заставит приземлиться рядом на землю хотя бы одного парашютиста, террористы из здания могут его заметить. По какому руслу тогда пойдет спецоперация? Понимая это, участвующие в учении парашютисты продемонстрировали высший пилотаж и доказали, что являются профессионалами с большой буквы.
     Дабы не создавать помех друг другу при приземлении, они разделяются на три группы. Каждая раскрывает парашют на той высоте, которая отведена специально для нее, а затем ориентируется на своего ведущего. Так все парашютисты один за другим приземляются на крышу цеха КАЗ, доставив с собой оружие и необходимые для проникновения в здание технические средства.
     В это время остальные оперативно-боевые группы завершают мероприятия по проникновению в здание с земли. Данные камер внешнего наблюдения по-прежнему говорят о том, что террористы не ждут крутого поворота в своей судьбе и не верят, что жить им и сеять панику среди мирного населения осталось считаные минуты...
     Командиры групп, приземлившихся на крышу здания, дают указания подчиненным приступить к подготовке альпинистского снаряжения. Оно крепится на элементы конструкции крыши. Руководитель проверяет его исправность. Кроме того, одна из групп монтирует изделия для входа в окна, которые в обиходе у спецназовцев называются рамками.
     Руководитель оперативно-боевого подразделения дает команду, и сотрудники групп, перед которыми стоит задача минирования дверей северного торца здания, начинают бесшумно спускаться по отвесной стене. Уже скоро оружие спецназовцев - как правило, это автоматы Калашникова калибра 7,62 мм - выполнит благую миссию по уничтожению террористов.
     Вообще, сотрудники групп оснащены всем необходимым для ведения боевых действий непосредственно в здании. Что касается наличия в арсенале спецназовцев АКМ калибра 7,62 мм, то, как рассказал один из сотрудников ЦСН ФСБ, боеприпасы у этого оружия имеют хорошее останавливающее действие и более универсальны для ведения боевых действий как в здании, так и в горах. На оружии у многих сотрудников стоят коллиматорные прицелы. Каждый спецназовец оснащен средством связи.
     Тем временем подготовка снаряжения заканчивается, спецбоеприпасы для входа в окна и двери установлены на свои места. Личный состав выходит на рубежи для проникновения. Еще раз по связи проходит подтверждение готовности на нормальную работу изделий для подрыва и входа в окна и двери. До команды на проникновение остаются секунды, которые кажутся бесконечными...
     Начинается отсчет:
     - Три, два, один... Вперед!
     Грохот взрывов, стрельба, дым... Используя всевозможные способы отвлечения внимания террористов, группы врываются в здание и устремляются к помещению, в котором бандиты держат заложников. Нескольких террористов при этом приходится отправить на тот свет.
     Проникновение в помещение, нейтрализация террористов и освобождение заложников проходят быстро, однако это еще не все. Задержанных необходимо передать группе конвоирования. Заложников и террористов выводят вместе, ведь опыт реальных оперативно-боевых мероприятий показывает, что часть террористов может переодеться в одежду заложников и выдавать себя за них. Так что, несмотря на то что заложники уже получили определенный стресс, сначала всех (и террористов, и заложников) выводят в одно место - в фильтрационный пункт для проведения неотложных следственных действий по установлению личности каждого. Лишь после передачи задержанных группе конвоирования операцию можно считать завершенной.
     Звучит доклад:
     - Товарищ руководитель оперативного штаба, докладывает руководитель оперативно-боевого подразделения. Операция завершена. Террористы нейтрализованы, семь человек уничтожены, трое захвачены. Среди заложников и личного состава подразделения потерь нет.
     После того как силами группы ликвидации угрозы взрыва обнаружено, эвакуировано в безопасное место и уничтожено взрывное устройство, руководитель оперативного штаба по связи также производит доклад наверх и получает из Москвы разрешение на завершение контртеррористической операции и отмену режима КТО. После этого спецназовцы ЦСН ФСБ, а также личный состав других силовых структур, принимавшие участие в операции, имеют полное право на возвращение в места постоянной дислокации.
     
Итоги

     Выступая на торжественном митинге, посвященном закрытию совместного оперативно-стратегического командно-штабного учения «Байконур-Антитеррор-2007», премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов поздравил участников учения с успешным его завершением. Он отметил, что учение продемонстрировало отличную боевую выучку антитеррористических подразделений, а также помогло повысить уровень их боевого мастерства и навыков взаимодействия при совместном отражении террористических атак.
     - Как известно, в последние годы международный терроризм получил широкое распространение, создав угрозу всему цивилизованному человечеству, поэтому борьба с этим злом требует объединения усилий всего мирового сообщества, - сказал глава правительства Казахстана. - Уверен, что деятельность Антитеррористического центра СНГ, выступившего главным организатором данного учения, вносит ощутимый вклад в эту важную работу и является хорошим примером для аналогичных международных организаций.
     Масимов заверил, что, «выполняя принятые на себя обязательства по борьбе с транснациональным терроризмом, Казахстан совместно со своими партнерами по СНГ, ШОС и другими интеграционными объединениями продолжит участвовать в организации и проведении антитеррористических учений как на своей территории, так и за рубежом».
     Руководитель учения, заместитель директора ФСБ России, заместитель председателя Национального антитеррористического комитета генерал-полковник Владимир Булавин, подводя итоги, отметил, что в ходе учения отрабатывалось несколько аспектов: оперативный, организационный, управленческий, боевой и конечно же аспект взаимодействия правоохранительных органов и специальных служб стран СНГ.
     - Должен сказать, что все этапы учения прошли на высоком организационном уровне и всем взаимодействующим подразделениям можно смело поставить оценку «отлично».
     Мы нисколько не сомневались, что боевое подразделение Центра специального назначения ФСБ сработает. Но нам важно было посмотреть на работу штаба, оценить слаженность действий созданной группировки сил и средств, надежность способов связи, способы принятия решения. Важно было увидеть, как выполняются соответствующие правовые аспекты, определенные нашим законодательством: введение режима КТО, доведение до населения тех ограничений, которые предусматривает этот режим, взаимодействие с властями, отработка вопросов ликвидации и минимизации последствий... Должен сказать, что работой штаба мы остались удовлетворены.
     Высокую оценку результатам работы оперативного штаба, а также принимавшим участие в учении оперативно-боевым подразделениям дал и руководитель Антитеррористического центра СНГ генерал-полковник милиции Андрей Новиков, заметив, что скрупулезный анализ действий личного состава в ходе учения еще впереди.
     Завершилось мероприятие награждением отличившихся. Ценные подарки, сувениры и грамоты от ФСБ России лучшим из участников учения вручил генерал-полковник Булавин, от АТЦ СНГ - генерал-полковник милиции Новиков.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex