на главную страницу

3 Октября 2007 года

Армия и общество

Среда

ЛЮДИ НА КОСМОДРОМЕ

Геннадий МИРАНОВИЧ, «Красная звезда».
Фото автора и из архива космодрома. Москва - Мирный - Москва.



     
Аргументы майора Потехиной

     Кто из журналистов хотя бы раз побывал на высоком южном берегу реки Емца, в скальный грунт которого врезаны стартовые площадки космодрома Плесецк, тот конечно же не мог не ощутить на себе мобилизующую силу обаяния этой хрупкой на вид женщины, способной организовать работу даже такой слабо поддающейся организации публики, как наша пишущая, снимающая и вещающая братия. Именно она, Анна Валентиновна Потехина, и была сейчас первым представителем гарнизона Мирный, с которым я встретился на станции Плесецкая, сойдя с поезда на 918-м километре Северной железной дороги.
     А познакомились мы еще в октябре 2001 года, когда целая группа журналистов «Красной звезды» впервые оказалась в «космическом» гарнизоне. Своего пресс-центра здесь тогда еще не было, и старший лейтенант Потехина, младший научный сотрудник по должности, журналист по призванию, дипломированный специалист по связям с общественностью (окончила Северо-Западную академию госслужбы при Президенте РФ), можно сказать, на общественных началах выступала в роли нашего гида. Но как профессионально она это делала! Как вдохновенно, порой даже рискуя перейти границы дозволенного, старалась дать нам возможность увидеть объективную картину происходящего в гарнизоне и вокруг него.
     Между тем информационное поле, существовавшее тогда вокруг 1-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации, только что переданного Космическим войскам из состава РВСН, трудно было назвать благоприятным для него. Кто-то из журналистов по инерции продолжал сетовать на излишнюю, как ему казалось, закрытость гарнизона, хотя он, в том числе и благодаря усилиям Анны Потехиной, становился все более доступным для прессы. Кто-то, возомнив себя чуть ли не обладателем истины в последней инстанции, забрасывал свои и чужие издания «сенсациями» о якобы катастрофическом воздействии пусков ракет на природную среду и местное население. Давай, Аннушка, ласково говорило ей в таких случаях начальство, работай с прессой, ищи аргументы, убеждай народ, что это не так! И она работала. Сначала сама забиралась в какую-нибудь глухомань, где действительно падали части ракет. Убеждалась, что там никто не пострадал, записывала свидетельства очевидцев, результаты мониторинга окружающей среды. А потом выступала в печати, на радио, местном телевидении, на конкретных фактах доказывая: не такой уж он страшный зверь, этот космодром, каким его кое-кто малюет.
     А вообще-то, коль уж мы затронули эту тему, надо сказать, что обеспечение безопасности населения в так называемых коридорах пролета ракет всегда считалось и считается одной из важнейших задач космодрома. Дело это достаточно сложное, требующее немалых затрат, терпения и такта. Но, как говорится, деваться некуда.
     Известно, что для доставки полезных грузов в космическое пространство используются одноразовые многоступенчатые баллистические ракеты (в данном случае имеются в виду ракеты-носители легкого класса «Космос-3М», «Циклон-3» и среднего - «Союз-У», «Молния-М»). Во время их полета происходит сброс отработавших элементов конструкции (ступеней, отдельных баков горючего и окислителя, головных обтекателей, хвостовых отсеков), которые, спускаясь по заранее рассчитанной траектории, совершают посадку не где попало, а в специально выделенных для этого районах. Их называют полями падения отделяющихся частей. Причем куски эти, что скрывать, бывают довольно увесистыми. Естественно, при определении коридора пролета ракеты специалисты исходят из того, что поля падения должны быть в глухих, малопригодных для человеческой деятельности местах. Для пущей безопасности за неделю до начала стартов космодром извещает об этом местные власти и просит их, в свою очередь, сообщить о готовности выделенных районов к работе. На этот счет у Министерства обороны имеются соответствующие договоренности с администрациями субъектов Российской Федерации.
     Но жизнь есть жизнь. Не всякий чиновник способен взять на себя такую ответственность. Да и не благодарное это дело - срывать людей, хотя и временно, с насиженных мест. И тогда на место вылетают сотрудники отдела испытания полей. Представляю, как улыбнется, прочитав это, их начальник подполковник Евгений Гумбин. Вылетать-то вылетают, для этого на космодроме имеются соответствующие авиационные средства. Но иной раз, чтобы убедить какого-нибудь воинственно-беспечного оленевода, что береженого Бог бережет, и на оленьей, и на собачьей упряжке приходится прокатиться или вообще пробираться на своих двоих.
     После пусков опять же надо провести поисковые работы, обозначить на карте точки падения фрагментов ракет, вернуть в места проживания людей, если они были эвакуированы. Наконец, получить от тех же оленеводов, лесников и прочих аборигенов бумагу, что они не в претензии к военным. Вот тут и вступали в дело всевозможные природоохранные организации, требуя компенсации «в связи с загрязнением окружающей среды». Было время, когда практически каждый учебно-боевой пуск ракеты или запуск космического аппарата сопровождался их исками. Правда, основывались они лишь на предположениях, и плесецким экологам, профессионально контролирующим состояние окружающей среды, не составляло труда доказывать их несостоятельность. Но времени и сил на работу с «оппонентами» уходило немало.
     Просветительскую, так сказать, часть этой работы, как мы уже знаем, брала на себя Анна. Особенно плодотворными в этом плане она считает последние четыре года, когда космодромом командовал генерал-лейтенант Анатолий Башлаков. По ее словам, даже в условиях, когда многое из того, что делалось здесь, по понятным причинам, не подлежало огласке, Анатолий Александрович активно способствовал тому, чтобы люди как можно больше знали о гарнизоне и его обитателях. Заметно укрепились и связи с областными, районными администрациями, духовенством Поморья, с предприятиями, учебными заведениями.
     Действительно, сегодня с космодромом Плесецк по разным направлениям сотрудничают десятки промышленных предприятий Архангельской, Вологодской, Ленинградской областей. Выходит, слова Президента России о том, что работы по развитию космодрома «осуществляются не только в срок, но и раньше намеченного времени», сказанные им во время очередной, уже третьей по счету, поездки сюда в декабре прошлого года, - это оценка и их вклада.
     Обращает на себя внимание и то, что в городе Мирном (с 1992 года он является ЗАТО - закрытым административно-территориальным образованием) и непосредственно на объектах космодрома стали появляться даже туристы. Не говоря уже о журналистах. Судя по статистике, которую скрупулезно ведет Потехина, только в этом году до меня здесь побывали 88 тружеников пера. Ну и конечно же практически на каждом пуске присутствуют высокопоставленные представители военного и других заинтересованных министерств и ведомств, а часто и иностранные гости.
     Все это, несомненно, работает на имидж главной космической гавани России, каковой по праву считается космодром Плесецк. Ведь, как ни крути, то, что здесь делается для развития ракетно-космической отрасли страны, укрепления ее оборонного могущества, заслуживает самой высокой оценки. Как рассказала Анна Валентиновна (между прочим, она теперь майор, помощник начальника космодрома по информационному обеспечению), в последние годы сюда даже перестали поступать упомянутые выше иски от природоохранных организаций.
     Но тут как раз все понятно. Во-первых, постепенно осуществляется переход на ракеты-носители с экологически чистым топливом (керосин-кислород), а индивидуальная заправка (в зависимости от решаемой задачи) и вовсе позволяет уменьшить количество «горючки», например, на ракетах легкого класса до 10 - 15 процентов. Во-вторых, в результате совершенствования техники и более точных расчетов траектории полета ракет уменьшились площади районов падения отработавших конструкций. Более того, специалисты теперь разрабатывают такие трассы полета, при которых сухопутные районы падения вообще не предусматриваются. Да и запусков производится меньше, поскольку спутники теперь «живут» дольше.
     Конечно, есть еще проблемы. Со старыми ракетами. С тем, что пока не закончен мониторинг районов падения, поскольку на это не хватает средств. Требуют согласования на местном и федеральном уровнях некоторые нюансы, касающиеся последствий пусков ракет на территории Архангельской области. Кстати, новый начальник космодрома генерал-майор Олег Николаевич Остапенко (вступил в должность 23 августа с.г.) при мне летал в Архангельск для уточнения взаимодействия, в том числе и по этим проблемам, с губернатором области Николаем Киселевым.
     Да, есть еще и некоторые спорные моменты, требующие более детальной проработки. Но у областного руководства хотя бы есть понимание того, что это надо делать совместно. А вот как (и этим вопросом задаются многие на космодроме) объяснить людям, почему некоторые средства массовой информации нет-нет да и поднимают шумиху по поводу «губительного воздействия ракетно-космической техники на природу» даже там, где ракеты уже не летают? По привычке, что ли?
     То обломки самолета выдадут за ступень ракеты, упавшую за пределами обусловленного района. То год от года погибающий, как потом выясняется, в результате грубейших нарушений правил агротехники картофель «списывают» на последствия ракетных пусков.
     - Складывается впечатление, что кому-то просто не терпится мазнуть черной краской наш космодром, а заодно и людей, которые здесь служат и трудятся, - невесело улыбнулась Анна, просмотрев стопку газет, когда мы первый и единственный раз за неделю заглянули в ее кабинет, и тут же засобиралась в очередную командировку.
     
Гарнизон меняет облик

     Сам по себе космодром вроде бы не такой уж и большой. Занимаемая площадь - 1.762 квадратных километра с центром, имеющим географические координаты 63 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы. Но, как мы прикинули вместе с сопровождавшим нас офицером, ответственным за охрану тайн в печати, даже для того, чтобы просто заглянуть на все его объекты, пожалуй, не хватит и месяца. Во-первых, как боевое формирование Космических войск, насчитывающее более 50 частей, космодром с близлежащими населенными пунктами и районами, имеющими важное значение для обеспечения его жизнедеятельности и выполнения возложенных на него задач, представляет собой достаточно крупный гарнизон, количество обитателей которого исчисляется десятками тысяч человек. Во-вторых, его объекты дислоцируются не только в окрестностях города Мирного. Как рассказал полковник Александр Матвеев, возглавляющий один из отделов информационно-аналитического центра космодрома (это он уже многие годы ведет репортажи по громкоговорящей связи, которые обычно слышат те, кто присутствует на пусках ракет), они есть и в Северодвинске, и в Нарьян-Маре, и в Норильске, и в некоторых других местах, куда только самолетом можно долететь.
     И все же, судя даже по тому, что удалось увидеть за время этой короткой поездки, и в гарнизоне, и на самом космодроме действительно многое изменилось.
     Первое, что бросилось в глаза, когда по дороге в одну из частей водитель нашего уазика рядовой Александр Гармаш притормозил машину у железнодорожного переезда, был поезд, целиком состоящий из новеньких вагонов. На борту одного из них красовалась знакомая надпись: «Космодром Плесецк - гордость России!» Еще по прошлой командировке я знал, что в составе космодрома есть два железнодорожных батальона, обслуживающих до 300 километров стальных магистралей. Что каждое утро в определенное время несколько небольших поездов (их еще называют мотовозами) с интервалом в 30 минут отчаливают от перрона Мирного, чтобы доставить специалистов на площадки, а в конце дня привезти обратно. Только вагоны, помнится, были тогда другие. Например, тому, в котором имел удовольствие прокатиться ваш покорный слуга, шел семнадцатый год. Да и железной дороге, по которой мы ехали, было за сорок, и она нуждалась в капремонте. Выделяемых же государством средств, по рассказам «космических» железнодорожников, хватало лишь на ремонт пяти километров в год.
     Сейчас и вагоны, и «железка» выглядели совершенно иначе. И поезда стали ходить быстрее. А использование новых технологий при прокладке железнодорожных путей к стартовым комплексам, по словам специалистов, позволяет значительно повысить их надежность.
     Основательно реконструируется аэродром космодрома. Он теперь будет иметь категорию 1-го класса и сможет запросто принимать тяжелые самолеты с космическими аппаратами на борту. В перспективе планируется использовать его и для пассажирских авиарейсов.
     Особенно заметны изменения там, где наиболее остро ощущается «дыхание» переднего края военного космоса, - на стартовых площадках. В частности, параллельно с созданием инфраструктуры для запуска тяжелой ракеты-носителя «Ангара» полным ходом идут работы по совершенствованию базы для запуска космических аппаратов оборонного назначения с помощью модернизированной ракеты среднего класса «Союз-2». Как известно, при ее создании использовались элементы исключительно отечественной производственной базы, она оснащена новой системой управления, более совершенной двигательной установкой. Кстати, эта ракета уже дважды (в ноябре 2004 года и в декабре 2006-го) стартовала с площадки № 43, проходя летные испытания. Вместе с полковником Владимиром Щепаняком, командиром отдельной инженерно-испытательной части, осуществлявшей пуски, мы побывали там. Это был уже совершенно другой стартовый комплекс по сравнению с тем, что я видел здесь шесть лет назад. Изменились площадки обслуживания ракеты. Обновлена кабельная продукция. Установлена новая система пожаротушения. Модернизирован стартовый стол. Теперь он не вращается, как было раньше, поскольку новая ракета сама ложится на курс в полете и ее не надо поворачивать для прицеливания. Пространство вокруг старта покрыто металлическими плитами…
     - Короче, стартовый комплекс обновлен на семьдесят процентов, технический - на восемьдесят, но предела совершенствованию нет, ведь каждый пуск - это новый импульс для реконструкции, - подвел итог нашей «экскурсии» полковник Щепаняк. Он явно куда-то торопился. Позже выяснилось: возникла какая-то проблема с доставкой в часть очередной партии картофеля и овощей из Архангельской области. - Вы уж извините, - оправдывался Владимир Степанович по дороге в часть. - Ракеты ракетами, а у меня еще и сотни молодых людей, которых кормить надо.
     Да, строят ракеты и запускают их люди. И от того, в каких условиях они живут и служат сегодня, во многом зависит завтрашний день нашей северной космической гавани, а по большому счету, и ракетно-космической отрасли в целом. С учетом этого наряду с совершенствованием объектов боевой составляющей космодрома идет реконструкция жилого фонда гарнизона, объектов культурно-бытового назначения. Год от года улучшается медицинское обеспечение военнослужащих и их семей. Гарнизонный госпиталь на 800 коек, которым руководит полковник медицинской службы Николай Стадник, включен в систему обязательного медицинского страхования. Он оснащен современной диагностической аппаратурой. Обслуживание пациентов ведется специалистами высшей медицинской квалификации. Лучшим на Северо-Западе признан и спортивно-оздоровительный комплекс космодрома «Звезда». В его залах сразу могут заниматься спортсмены по восьми видам спорта. Здесь проходят соревнования как на первенство частей гарнизона, так и на первенство Космических войск. Бассейн комплекса оснащен новейшей системой автоматической очистки и подготовки воды.
     Словом, за последние годы серьезные изменения претерпела вся социальная база гарнизона, начиная с солдатских казарм и заканчивая музеем космодрома, где, по словам заведующей кабинетом патриотического воспитания Виталины Самосват, бывает до трех тысяч посетителей в год. Не знаю, каким по счету был здесь я, но мне повезло: у одного из стендов (фото внизу) застал сына и дочь Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Галактиона Алпаидзе - Георгия Галактионовича и Нателу Галактионовну, передавших музею на хранение награды отца. Он возглавлял космодром с 1963 по 1975 год, руководил первым пуском ракеты космического назначения и первым испытательным пуском межконтинентальной баллистической ракеты. В июне этого года космодрому было вручено свидетельство о присвоении имени «Алпаидзе» одной из планет.
     Вместе с тем, возвращаясь к социальной сфере, нельзя сказать, что все проблемы здесь уже решены. Как сообщила специалист по работе с семьями военнослужащих Любовь Владимировна Гранатыр, 300 из них на сегодня не имеют жилья. В общежитиях живут и капитаны, и майоры. Все восемь действующих детских садов переполнены, а почти 600 малышей ждут своей очереди. Есть проблемы и с организацией летнего оздоровительного отдыха детей. Свой круглогодичный детский санаторий всех желающих не вместит. На юг к морю тоже не наездишься - дорого. Остаются оздоровительные площадки при школах города. В условиях постоянной занятости родителей это тоже выход. Тем более когда есть такие энтузиасты, как Леонид Петрович Ищук, организовавший в одной из школ кадетский класс «Юный спасатель». У ребят своя форма одежды, удостоверения. Они учатся действовать в горах и на воде, выживать в трудных условиях, закаляются физически и духовно.
     Поистине подвижническую миссию по отношению к детям и подростковой молодежи осуществляет настоятель храма Архангела Михаила иерей Артемий Эмке. Он ведет занятия в воскресной школе, читает курс лекций в общеобразовательных школах города Мирного и воинских частях, организовал «Клуб православных мам», где молодые мамы могут обсудить свои проблемы. Отец Артемий признался, что ему очень нравится работа на космодроме и военное начальство доброжелательно относится к его начинаниям, вот только рук на все не хватает. Хорошо бы иметь еще одного священника, который работал бы только с военнослужащими. А что? Может, и правда наш Первый космодром сподобится стать первым воинским формированием, где появится настоящий полковой священник?
     
Плохих солдат не бывает

     О наставничестве, только в более приземленном, так сказать, его виде и приближенном к конкретной практике, мы говорили и с полковником Александром Шевкуновым. Он возглавляет один из центров испытаний и применения космических средств, где работают с ракетами легкого класса «Космос», «Циклон», «Рокот». Пройдя за 25 лет службы на космодроме не менее десятка должностей, Александр Иванович, конечно, изрядно поднаторел в работе с офицерами. При этом он исходит из того, что офицер космодрома - не просто специалист, выполняющий какие-то отдельные функции, он еще инженер-испытатель. Чтобы соответствовать своему предназначению, ему нужно непрерывно совершенствоваться и как исследователю.
Средний возраст офицеров центра - 40 лет. Это в основном уже проверенные профессионалы своего дела. Но каждый год в коллектив приходят 50 - 60 лейтенантов, и в центре, впрочем, как и в других подобных формированиях, существует система последовательного ввода их в строй. Сначала их, конечно, обустраивают. Все женатые сразу получают ключи от квартиры, для чего в городе заблаговременно создается жилой фонд.      Холостякам предоставляется общежитие. Потом в течение двух недель с лейтенантами занимаются общевойсковой подготовкой, после чего они проходят так называемый входной контроль по огневой, тактической, строевой и физической подготовке. Затем за каждым закрепляется опытный наставник из числа инженеров-испытателей, прослуживших на космодроме 20 и более лет, и под их руководством лейтенанты в течение месяца проходят полный цикл обучения на тех системах и агрегатах, на которых им предстоит работать. После этого они сдают зачеты комиссии и получают допуск к самостоятельной работе. Выдается соответствующее удостоверение.
     Раз в год молодой офицер обязательно проходит переаттестацию. Как только он уходит на новую должность, процедура обучения повторяется. По мнению полковника Шевкунова, тут есть своя логика. Чем дольше офицер служит, тем больше в его заведовании техники и вооружения. Если по прибытии (первоначальная должность - инженер отделения) он обслуживает две-три системы или агрегата, то через год - десять. Соответственно увеличивается и число подчиненных солдат.
     С этой категорией личного состава на космодроме также ведется системная работа. Должен заметить, между прочим, что и среди солдат есть специалисты, от результата работы которых напрямую зависит, состоится запуск космического аппарата или нет. С такими ребятами я познакомился... в отдельном батальоне охраны, которым командует майор Алексей Ерышев. Оказывается, кроме бойцов антитеррора и солдат, постоянно несущих службу в гарнизонном карауле, здесь готовят еще и специалистов метеослужбы. Командир роты обеспечения (так называется подразделение, где это делают) капитан Игорь Сабреев рассказал, что в его подчинении, кроме всего прочего, имеются два метеовзвода. Они-то и осуществляют зондирование скорости ветра на заданной высоте, определяют температуру, влажность воздуха. Естественно, результаты их работы учитываются при принятии окончательного решения о запуске ракеты.
     - Если кто-то думает, что к нам приходят люди по какому-то особому списку, тот глубоко ошибается, - говорит майор Ерышев. - Раньше на космодром действительно отбирали солдат из числа специалистов, имеющих среднее техническое образование, или даже студентов технических вузов. Сейчас принимаем всех, кого присылают военкоматы. Правда, некоторых специалистов еще поставляет учебный центр РВСН, возглавляемый полковником Владимиром Акимовичем Загорным. Он дислоцируется здесь же, на космодроме. А вообще я считаю, что плохих солдат не бывает, просто с ними надо работать. Как это делает, к примеру, подполковник Николай Бачериков.
     О Николае Прокоповиче Бачерикове стоит сказать особо. Общевойсковой командир по образованию (окончил Ленинградское ВОКУ), он служил в десантно-штурмовой бригаде, прошел Афганистан, за что имеет два ордена Красной Звезды. А здесь на нем держится практически вся работа, связанная с общевойсковой подготовкой новобранцев, прибывающих на космодром. Без него не обходятся ни стрельбы, ни тактико-специальные учения, ни занятия по рукопашному бою. Кроме того, «вездесущий десантник», как его по-дружески называют офицеры, умудряется еще руководить и подготовкой сержантов практически для всех частей гарнизона.
     Вот такие они, люди, породненные космодромом и ответственностью за то, что они здесь делают. Разные и в то же время в чем-то похожие.
     …Командировка подходила к концу. По пути на вокзал нам встретился все тот же поезд с надписью на борту: «Космодром Плесецк - гордость России!» Он быстро приближался к перрону города Мирного, разбрызгивая вокруг себя еще не слежавшуюся огненно-рыжую листву. Невольно подумалось: «А ведь, наверное, именно откуда-то отсюда начинается дорога в космос».
     На снимке: Уроки подполковника Н. БАЧЕРИКОВА.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex