на главную страницу

3 Октября 2007 года

Армия и общество

Среда

СВОЮ ГЛАВНУЮ СХВАТКУ В ЖИЗНИ Я ВЫИГРАЛ...

Олег ВЕРШИНИН, «Красная звезда».



В специальном центре выживания летного состава Дальневосточного объединения ВВС и ПВО введена должность инструктора по рукопашному бою. Наставником военных летчиков был назначен мастер спорта СССР по борьбе дзюдо, заслуженный тренер России по борьбе дзюдо, судья республиканской категории по борьбе дзюдо и самбо, судья международной категории по борьбе самбо Петр Илюшкин. Вся жизнь мэтра неразрывно связана с военной авиацией и боевыми искусствами. Совмещение двух страстей в единое целое стало для него символичным событием.

     - В детстве я мечтал стать летчиком-истребителем, а главным героем для меня стал Алексей Маресьев. Мы жили рядом с военным аэродромом, и любимым развлечением мальчишек было наблюдение за уходящими в небо самолетами. Помню, постоянно стремился поговорить с военными летчиками, узнать, каково оно - сидеть за штурвалом в облаках. Помогал во время ремонта боевых машин – в основном, конечно, по мелочи, но у местной детворы и подать гаечный ключ «технарю» считалось за большую привилегию. В отличие от сверстников мне разрешали посидеть в кабине самолета, и более счастливых минут для меня не существовало. В старших классах я стал целенаправленно готовиться к поступлению в военное летное училище.
     Исполниться мечте помешала другая страсть. Лет в десять довелось участвовать в ответственных соревнованиях по футболу. Рядом с военным стадионом занимались на лужайке борцы. Я тогда и знать не знал о самбо, но приемы рукопашного боя меня сильно заинтриговали. Так и стоял на воротах: один глаз - на футболистов, другой - на борцов. Сразу после матча подошел к самбистам, получил от тренера «добро» и побежал искать напарника среди мальчишек. Жаль, но вскоре секция распалась, пришлось искать борцов в Хабаровске. В шестидесятые годы самбо было закрытым видом спорта, и занимались им только в силовых структурах. Я уже было совсем отчаялся, когда в автобусе увидел в сумке одного солдата борцовский пояс. Так я и стал заниматься в секции мотострелкового соединения на Красной речке.
     Пятнадцать лет - горячий возраст. Попал я как-то на чемпионат Хабаровского края по борьбе самбо. В соревнованиях участвовали только взрослые профессиональные спортсмены, но так во мне взыграла кровь, так захотелось испробовать свои силы с достойными соперниками... В общем, уломал я судью. Он, конечно, принял в расчет возраст и тренированность, но, видать, думал: пусть парнишка выступит, в первой же схватке проиграет и успокоится. А я по хозяйству с малолетства родителям помогал, по девять сорокалитровых бидонов воды на плечах в день за километр носил - в общем, силой обладал хорошей. Выиграл я и первый бой, и последующие схватки, дошел до самого финала.
     В финале попался очень достойный противник. На ковер вышел мастер спорта Советского Союза Николай Хворов. Я атаковал первым, сделал подсечку... и сердце запело от радости. Но борец не зря ведь обладал таким количеством регалий, в следующий раз бросил так, что искры из глаз посыпались. Очнулся - все в тумане, в красных и черных кругах, с трудом разглядел стоявших рядом врачей и спортсменов. Оказалось - двойной перелом. Матушка и раньше самбо недолюбливала, а потом и вовсе против моего увлечения настроилась. И вот работал я на огороде с больной рукой, а сам все думал - не судьба, видать, летчиком стать. Так и не стал поступать в военное училище.
     Впрочем, жизнь все расставила по своим местам. В спорте я достиг многого, но судьбу связал и с Военно-воздушными силами. Служил офицером, в основном на Дальнем Востоке. На протяжении многих десятилетий занимался физической подготовкой летного состава, обучал военнослужащих борьбе. Думаю, многим занятия помогли не только обрести хорошую спортивную форму, но и с честью выйти из различных экстремальных ситуаций. Сегодня я продолжаю работать в прежнем направлении уже в должности инструктора по рукопашному бою в центре выживания летного состава. В общем, попав ко мне домой, любой человек сразу поймет, чем я живу, - все здесь так или иначе связано с борьбой и самолетами.
     - Петр Николаевич, а как в дальнейшем вы пришли к профессиональному спорту?
     - Я обучался в мореходном училище, одержал победу на первенстве флотилии в Петропавловске-Камчатском, а затем занял первое место на соревнованиях среди мореходных учебных заведений в Калининграде. В 1969 году поступил в Хабаровский институт физической культуры и спорта, а поскольку в вузе самбо не преподавалось, стал обучаться вольной борьбе. Впрочем, мне очень не хотелось бросать любимый вид спорта, и тайком от тренера Зантимира Зангиева я ездил заниматься в школу милиции к мастеру спорта Советского Союза по борьбе самбо Валерию Кузнецову.
     Когда Зантимир Георгиевич узнал о занятиях борьбой самбо, мое обучение в вузе повисло на волоске. К счастью, руководство института приняло во внимание мои успехи на соревнованиях, и в результате я продолжил занятия в школе милиции, а на вольную борьбу ходил только на повышение спортивного мастерства. Более того, в институте мне поручили подготовку команды к первой спартакиаде вузов Хабаровского края по борьбе самбо, которая, кстати, оказалась в результате лучшей. Но мне приходилось выступать и по вольной борьбе, и по самбо. Иногда утром ехал на одни соревнования, а вечером - на другие. Подобного рода перетренировки могли однажды закончиться очень плохо.
     В 1973 году в Японии проводились международные соревнования по дзюдо. Для акклиматизации в Хабаровск прибыла сборная СССР по этому виду борьбы. Мне предложили принять участие в учебно-тренировочной схватке, разрешили использовать приемы самбо. К всеобщему удивлению, из первого боя я вышел победителем за явным преимуществом, а второй выдержал с ничейным счетом. Тренер долго распекал своих подопечных, позорил: дескать, на международные соревнования собрались, а сами малоизвестного дальневосточника побороть не в силах. В результате мастер пригласил меня приехать после окончания института в Центр олимпийской подготовки по борьбе дзюдо в Челябинск.
     Надо сказать, предложение запало мне в душу - в семидесятые годы этот вид спорта переживал бурный расцвет. Разгружал вагоны, пока не заработал денег на билет. В Челябинске сразу приступил к тренировкам по борьбе дзюдо, постоянно участвовал в различных соревнованиях, неизменно занимал призовые места. Параллельно работал преподавателем физкультуры в государственном профессиональном техническом училище, вел в учебном заведении секцию борьбы. Однако многочисленные обещания большей частью реализованы не были, и я принял решение вернуться к своей жене в Хабаровск. Здесь, на Дальнем Востоке, мне и предложили надеть офицерские погоны...
     - И как складывалась ваша офицерская карьера?
     - В 1973 году я получил назначение на должность начальника физической подготовки авиационного полка в Переясловке. Спорт в воинской части не котировался, материальная база оказалась практически нулевой. Пришлось мне вспомнить свою специальность сварщика, самому оборудовать спортивный городок, хоккейную коробку, стадион и спортзал. Конечно, времени и сил это отняло порядочно, но зато военнослужащие стали полноценно заниматься физической подготовкой. Хорошей идеей стали соревнования команд воинской части и высших учебных заведений. В общем, спортивная жизнь гарнизона стала оживать. По такой же схеме проходила и моя дальнейшая служба начфизом в радиотехническом полку в Охотске, зенитно-ракетном полку в Ворошиловграде и даже в отдаленной дивизии ПВО на Чукотке.
     Конечно, офицеры и солдаты с удовольствием занимались самбо и дзюдо. Занятие борьбой всегда оказывает на человека положительный эффект. Скажем, в одной из воинских частей в помощники мне выделили солдатика - законченного пьяницу, но вскоре он увлекся борьбой, избавился от пагубной привычки и до сих пор пишет мне письма, благодарит. Но главной моей гордостью стали дети. Всеми правдами и неправдами я старался включить подростков в списки на различные соревнования, они часто выходили на призовые места. А сколько мальчишек благодаря самбо и дзюдо расстались с весьма сомнительными компаниями, я вообще молчу. Теперь многие из бывших хулиганов занимают высокие должности, имеют научные и спортивные звания.
     А вот решать вопросы с личным участием в соревнованиях оказалось намного сложнее. Командиры воинских частей зачастую относились к моим командировкам с явным негативным настроем, а некоторые так и вовсе старались оказать всяческое противодействие. На первых порах приходилось особенно сложно, для выступления на соревнованиях даже брал отпуска. Со временем я познакомился со многими ведущими тренерами страны, которые организовывали мне вызовы, но скрытые конфликты с начальниками продолжались. Скажем, одного командира даже вызывали в штаб армии. И только по достижении определенных вершин в спорте такие вопросы стали решаться проще.
     В 1975 году я занял первое место и получил звание мастера спорта СССР на II Всесоюзном турнире по борьбе дзюдо имени разведчика Рихарда Зорге. В дальнейшем спортивное становление шло довольно ровно. Со временем стал заслуженным тренером РСФСР, судьей всесоюзной категории. Постоянно привлекался к тренерской работе в сборной команде Советской Армии и Военно-морского флота. Мои воспитанники показывали неизменно хорошие результаты в соревнованиях самого высокого уровня. В 1990 году пять армейских спортсменов в составе сборной СССР стали чемпионами мира по самбо, а в 1991 году команда СА и ВМФ стала победителем Кубка Советского Союза.
     Впрочем, карьерный рост в армии так и не сложился. Я всегда ставил борьбу превыше всего, а потому за время службы дважды отказался от повышения - полковничьи должности, конечно, прельщали, но они были связаны исключительно с бумажной работой и неизбежной трансформацией в закоренелого чиновника. Меж тем в 1993 году воинское формирование на Чукотке прекратило свое существование, и мне пришлось уволиться по сокращению, вернуться в Хабаровск. В общей сложности я отдал армии 19 лет и 2 месяца в календарном исчислении. Об этом никогда не жалел и, когда в 1998 году мне предложили занять должность инструктора-методиста по физической культуре и спорту в специальном центре выживания летного состава Дальневосточного объединения ВВС и ПВО, согласился не раздумывая.
     - Петр Николаевич, насколько оправданна подготовка летчиков рукопашному бою?
     - Здесь надо сказать прежде всего о специфике центра. К нам на обучение из различных регионов страны приезжают группы до тридцати пяти человек. В течение месяца военные летчики осваивают искусство выживания. Они проходят многочисленные специальные тренировки, начиная от парашютно-десантной подготовки и заканчивая медицинской подготовкой. Помимо этого, пилоты обучаются различным таежным премудростям и хитростям: как развести огонь с использованием подручных средств, как поймать рыбу со стропы, как добыть животное без использования оружия. Естественно, красной линией через весь курс проходит физическая подготовка, ведь она не просто немаловажна, а жизненно необходима в любой нештатной ситуации.
     Я и раньше старался обучать военных летчиков самообороне. Поскольку военнослужащие обладают разной степенью физической подготовки, особое внимание обращал на эффективность приемов. Безусловно, тренировки окажутся полезными пилотам во многих критических ситуациях. Сегодня общество сильно криминализировано. Известны случаи давления на военнослужащих с целью вымогательства денег. И потому каждый офицер должен уметь защитить себя, свою жену или подругу. Но рукопашный бой окажется полезен и во время военных действий. Мне доводилось разговаривать с несколькими военными летчиками, побывавшими в плену в разных «горячих точках». Они утверждают: если знать эффективные приемы рукопашного боя, можно избежать плена, а в крайнем случае выбрать удобный момент и совершить побег.
     Сегодня тренировки можно разнообразить новыми приемами. В 1982 году я осуществлял подготовку военнослужащих рукопашному бою для выполнения конституционного долга в Республике Афганистан, а с 1993 по 1998 год обучал сотрудников МВД боевому самбо перед командировками в Чечню, а потому обладаю определенным опытом для разработки наиболее эффективных программ. Уже сейчас я обучаю военных летчиков не только вариантам обезоруживания врага, схватки с одним - двумя противниками, но и искусству фехтования на ножах, бою с тремя нападающими. Моя задача - обучить летчика-истребителя, штурмовика, бомбардировщика или «дальника» умению сохранить себе жизнь. Пилоты понимают важность рукопашного боя и в конце курса обучения благодарят за преподанную науку.
     - Вы обладатель многочисленных спортивных наград и званий, но какое достижение в жизни стало главным?
     - Честно говоря, награды и звания имеют второстепенное значение. В моей жизни много других достойных достижений. Прежде всего я научился бескомпромиссной борьбе. Сломаны рука и шесть ребер, повреждены мениски и связки... но я всегда стремился к победе, поднимался на ноги и выходил на ковер. Заслуженные тренеры Советского Союза ныне полковники запаса Николай Козицкий, Борис Мищенко и Авель Казаченко, подполковник запаса Андрей Осачинский и майор запаса Николай Звягинцев не только привили мне понятия спортивной чести, но и развили лучшие качества - честность, порядочность и справедливость. На протяжении своей жизни я боролся с самыми худшими проявлениями человеческих пороков как в себе, так и в окружающих. Можно сказать, это была главная схватка в моей жизни, и я рад, что ее выиграл.
     Судья международной категории сродни генеральскому чину в армии, сегодня я сужу не только международные соревнования, но и чемпионаты мира, но никто не может упрекнуть меня в звездной болезни. За своими достижениями не забываю и про воспитанников. Я не веду учет подготовленных кандидатов в мастера и мастеров спорта, гораздо большую радость доставляет осознание, что среди моих учеников нет подлецов и бандитов. Все они с честью выполнили свой конституционный долг, некоторые служат в силовых структурах, кто-то отдал жизнь в «горячих точках». Мне удалось передать своим воспитанникам через искусство борьбы дзюдо и самбо главные человеческие ценности, и сегодня они в свою очередь несут их другим людям. Наверное, это и есть самое большое мое достижение в спорте и жизни.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex