на главную страницу

3 Октября 2007 года

Без камуфляжа

Среда

Сказ про то, как француз с русским к царю ходили

Валерия МОРОЗОВА.



     - Девушка, не советую вам смотреть этот фильм! Там Алексей Чадов ни слова не говорит.
     - Да что вы?
     - Я была разочарована. Представляете, такой красавец – и молчит...

     Последних слов я не расслышала. Оставив навязчивую блондинку-консультанта наедине со своими мыслями, я рванула к кассе магазина. Объяснять даме, что за dvd «Слуга Государев» приехала специально и хочу посмотреть фильм в третий раз уже дома на диване, не было ни малейшего желания. А то, что Леша в кадре молчит, так это плюс ему же. Роли должны быть разноплановыми. Сегодня ты резвый вампир Костя, а завтра молчаливый, но несдержанный в своих действиях поляк Энжи.
     Собственно говоря, фильм меня очень даже заинтересовал. И заинтриговал. Еще полгода назад, когда вышел в широкий прокат. Слишком уж давно не видела я наших хороших качественных исторических картин. Если не брать в счет «Гардемаринов», которых, честно признаюсь, пересматриваю два раза в год стабильно.
     «Слуга Государев» - эдакий сказ «про то, как русский с французом к царю ходили и за землю русскую бились». Француз этот - актер Дмитрий Миллер, а русский - уже полюбившийся по роли Волкодава Александр Бухаров. Действие разворачивается в 1709 году. Европу раздирают междоусобные войны. Францией правит стареющий самодовольный король-солнце Людовик XIV, а подвиги мушкетеров еще не забыты. В Версале два французских дворянина, граф Антуан де Ла Буш и шевалье Шарль де Брезе, из-за карточной игры нарушают запрет на проведение дуэлей и оказываются между тюрьмой и плахой палача. Но король заменяет казнь ссылкой «на пользу государства». Граф отправляется к Карлу ХII, а де Брезе - к Петру I. К слову, до ссылки у де Брезе завязываются отношения с Шарлоттой де Монтеррас, фавориткой короля. Именно эта женщина кинется за Шарлем в «дикую страну варваров» - Россию.
     В тот момент, когда Ла Буш и де Брезе покидают свою париковато-кружевную страну, начинается кино, захватывающее, авантюрное и динамичное. Шевалье переживает несколько потрясений вроде ужина в польской харчевне и встречи с казаками-разбойниками, знакомится с правой рукой князя Меншикова Григорием Вороновым, ищущим в западноукраинских лесах черного всадника, который загубил нескольких гонцов. И вот француз и русский уже вместе продолжают путь, полный приключений, к русскому царю. А тем временем приближается час Полтавского сражения...
     Этот фильм - дебют в большом кино режиссера Олега Ряскова, известного своими телевизионными проектами. На создание картины его вдохновили мемуары французского дворянина Моро де Брезе, на самом деле сосланного за дуэль. И, надо сказать, впечатляющий получился дебют, тот самый случай, когда выражение «первый блин комом» совершенно неуместно. Меня в первую очередь, конечно, поразили костюмы. Как утверждают создатели, на них было потрачено около миллиона долларов. В итоге вещи героев красивы, соответствуют эпохе, как и подобает историческому фильму. Особенно порадовали глаз многочисленные армейские формы, воспроизведенные с точностью до чулочков на каждом солдате. Единственное, что озадачило, так это то, что все вельможи неустанно бродят в париках, не снимая их даже ночью. Лично мне казалось, что они их тогда все же снимали, да и вид Миллера без парика придал бы сцене любви Брезе и Монтеррас куда больше романтики. Но, что называется, раз режиссер видит так, а не иначе, то так тому и быть. Хотя Брезе парик таки снял. И оказался весьма симпатичным длинноволосым брюнетом в треуголке.
     Интересно обыграли в кино слог французов, поляков, шведов и русских. С экрана звучит западная речь с наложенным русским дубляжем. Оригинальную озвучку делали иностранцы, хотя наши актеры для нужной артикуляции говорили на неродном языке. Однако он не режет слух, не вызывает неприязни, как, скажем, в пресловутых «Зеркальных войнах». Наоборот, французская, польская, шведская речь звучит естественно и гармонично, создается впечатление международного актерского состава, но на самом деле играют русские.
     Кроме ранее названных Миллера, Бухарова и Чадова, в картине заняты как знакомые персоны вроде Ксении Князевой, так и театральные актеры, для которых, так же как и для режиссера, «Слуга государев» стал серьезным стартом. Отмечу, что почти все из них - на своих местах, без режущих глаз несоответствий и провалов. Только вот Петр I, вокруг которого в результате и собираются слуги государевы, меня смутил. Уж больно не похож государь Андрея Сухова на историческую личность, о которой читала я в учебниках по истории. Хотя вроде и величавость местами проскакивает, и строгость императорская, но редко, в отдельных кадрах, в целом же некий осовремененный персонаж получился, и с Петром Великим, кроме внешнего сходства, общего находится мало.
     А вот Александр Бухаров порадовал. Француз-то в фильме все-таки не более чем рассказчик. Главная роль отведена Григорию Воронову - белокурому и белозубому балагуру, который, дай волю, в одиночку побил бы всех шведов. Именно он чуть не подстрелил Карла XII, его редут выдержал самую мощную атаку врага, и он же прикрыл Петра собственным телом. Гришка получился этаким озорным русским офицером, смелым, самоотверженным, язвительным. Очень тщательно прорисованным оказался русский характер - выпить, закусить, в баньке попариться, бабу проведать, да и за царя жизнь отдать. И уж особенно хорошо Воронов с Брезе общался. Смешно до слез. Особенно веселят диалоги, в которых каждый говорит на своем языке, но понимают друг друга они отлично.
     Не обошлось и без приобщения иностранцев к русской культуре - Шарля и в бане попарили, и за стол с русским мужиком усадили, и на сеновале спать уложили.
     Что касается концовки, то признаюсь, даже прослезилась. Нет, заверю вас, француз выживет, воссоединится с любимой и, мало того, они вместе на корабле отправятся навстречу горизонту, прихватив с собой осиротевших детей Воронова. В чем же причина слез? Да за душу двухчасовой просмотр берет, за душу. Такое сегодня редко бывает.
     «Слуга Государев» вполне мог бы пополнить ряд всегда популярных лент о дружбе, чести и любви на фоне условных исторических событий. Если бы не большое количество крови и политики. Художественное произведение на историческую тему - это всегда политическое высказывание. Алексей Толстой не просто так в конце войны писал своего «Петра I». «Слуга Государев» масштабом, конечно, помельче, но воду льет на ту же мельницу. Не зря же режиссер для дебюта в большом кино выбрал такую скользкую тему: в отличие от Бородина или Курской дуги в Полтавской битве участвовал не только официальный враг, но и знаменитый предатель.
     Сейчас Олег Рясков работает над продолжением картины, действие которой предположительно будет разворачиваться в Америке. Кто досмотрел и дослушал первую часть до конца, поймет, почему именно там. Зрителям же остается только ждать и надеяться на еще более оглушительный сюжет, а я два раза в год буду уже не только «Гардемаринов», но и «Слугу Государева» пересматривать. И неважно, что Чадов не произносит ни слова. Зато как картинно умирает...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex