на главную страницу

6 Октября 2007 года

Армия и общество

Суббота

Тепловой резонанс

Валерий ГУК, «Красная звезда». Таджикистан.



Газета «Красная звезда» еще в начале нынешнего года опубликовала серию громких материалов под общим заголовком «Тепловой резонанс», повествующих об абсурдной ситуации, сложившейся с финансированием военнослужащих 201-й российской военной базы в Таджикистане. Смысл публикаций сводился к единому выводу – изменение законодательства повлекло за собой существенное ухудшение социального и материального положения военнослужащих 201-й военной базы, проходящих военную службу по контракту.

     Спустя полгода, благодаря вмешательству центральной военной газеты, старанием командира соединения, личным участием в разрешении возникших противоречий Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Республике Таджикистан, а также при поддержке командующего войсками ПУрВО, законотворцы все-таки были вынуждены исправить ситуацию. Принятие уже осенью этого года новых правительственных постановлений сулило «…сохранение уровня материального обеспечения отдельных категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту за границей». Однако, как говорится, гладко было только на бумаге.
     До 1 октября 2006 года в соответствии с приказом министра обороны СССР № 075 военнослужащим, проходящим военную службу в отдаленных районах, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, выплачивались повышенные на 15 процентов оклады по воинским должностям. Эти процентные надбавки, которые выплачивались в Таджикистане на протяжении полувека, установили далеко не глупые люди. В Советском Союзе именно эта среднеазиатская республика традиционно считалась рекордсменом по самым тяжелым климатическим показателям. Достаточно сказать, что здесь, благодаря резко-континентальному климату, годовой перепад температур порой достигает 80 градусов! То есть летом обрушивается 60-градусная жара, а зимой накрывает 20-градусный мороз. Можно себе представить, какое воздействие на организм неадаптированного человека, оказывают подобные скачки температур. Например, для военнослужащих российской 201-й военной базы стало уже вполне типичной картина, когда летом на утреннем построении полковой строй вдруг начинает терять свою целостность – один за другим навзничь падают молодые бойцы. Еще больше достается им во время учений или полевых выходов, когда подразделения месяцами не покидают выжженные солнцем полигоны.
     Однако тепловые удары только верхушка айсберга. Срытая от глаз, но еще более коварная опасность для человека – повышенный радиационный фон урановых рудников. Горно-котлованный, то есть мало продуваемый свежими ветрами рельеф здешней местности, еще больше усугубляет вредное воздействие радиации. Между тем на совещании руководителей спецслужб антитеррористических подразделений СНГ глава АТЦ СНГ генерал-полковник милиции Андрей Новиков акцентировал внимание журналистов на Центрально-Азиатском регионе. Он сказал, что на основе поступающей информации в АТЦ можно сделать вывод – новой центр экстремизма сегодня смещается в сторону Таджикистана, Киргизии и Казахстана, где сосредоточены основные урановые рудники. Экстремистские организации сейчас проявляют большой интерес к завладению радиационными материалами и применению в своих целях «грязного оружия».
     Другая проблема – инфекционные заболевания, столь же типичные для стран Центральной Азии, как насморк в средней полосе России. Мало кому из вновь прибывающих в Таджикистан военнослужащих удавалось избежать знакомства со здешним военным инфекционистом. Даже автор этих строк познал на своей шкуре все «прелести» малярии.
     С 1 октября 2006 года все вышеперечисленные аргументы превратились в «пустой звук». Военнослужащие, проходящие службу в Таджикистане, оказались лишенными 15-процентной надбавки за службу в отдаленных местностях, с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. Надо сказать, что служивые 201-й тогда восприняли эту новость совершенно спокойно, даже шутили по этому поводу – «теперь мы на 15 процентов стали ближе к Москве». Правда, желание шутить пропало с нового года, когда 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон РФ о социальной защите военнослужащих, проходящих военную службу на территории Киргизии, Казахстана и Республики Белоруссии, которым были установлены районные коэффициенты к денежному содержанию. Таджикистан не попал в этот перечень. Поговаривают, что о 201-й военной базе просто забыли. Более того, военнослужащие 201-й теперь не только лишились 15-процентной надбавки, но с них еще и стали удерживать налог на доходы с физических лиц. В итоге одним махом солдаты и офицеры южного форпоста России лишились 28 процентов своего денежного содержания.
     Российское командование бьет тревогу. Командир военной базы генерал-майор Алексей Завизьон вынужден доложить о сложившейся ситуации вышестоящему командованию: «Принимая во внимание условия прохождения службы в Республике Таджикистан: отсутствие благоустроенных солдатских общежитий, постоянное проживание на территории воинских частей, ненормированный регламент служебного времени, отсутствие стимулов для продолжения службы, а также подбора кандидатов в военкоматах, ухудшение материального положения военнослужащих может существенно повлиять на уровень боеготовности частей базы и уже привело к росту социальной напряженности и нежелания продлевать заключенные контракты». То есть возникла ситуация, при которой желающих защищать государственные интересы за пределами своего государства становится все меньше.
     Между тем 12 сентября 2007 года директор ФСКН России Виктор Черкесов на заседании правительственной комиссии по борьбе с незаконным оборотом наркотиков озвучил тревожные цифры. В нынешнем году в Афганистане произведено уже более 800 тонн героина. Это на треть больше, чем в прошлом году. Россия и страны Центральной Азии должны срочно принять меры для эффективного противоборства наркотрафику.
     Примечательно, что на официальный запрос Министерства иностранных дел РФ по данной проблеме, адресованный начальнику Службы экономики и финансов Минобороны РФ, был получен следующий ответ: «…Входить в настоящее время в Правительство РФ с ходатайством об установлении военнослужащим, проходящим военную службу в Таджикистане, дополнительной надбавки за службу в районах с тяжелыми климатическими условиями представляется преждевременным». По подсчетам чиновников получалось, что, цитирую официальный ответ: «По денежному содержанию военнослужащие 201-й военной базы всегда находились в более привилегированном положении, чем остальные военнослужащие».
     Именно этим и объяснялось введение налогообложения для контрактников 201-й. Хотя даже приблизительное сравнение денежных выплат для российских военнослужащих по ту сторону госграницы оказывался не в пользу служивых 201-й. Учитывая данные неоспоримые факторы, Правительство РФ 29 августа 2007 года все же приняло постановление № 543 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту за границей». Этот документ фактически вернул данной категории военнослужащих право не платить налог на доходы физических лиц. Впрочем, ненадолго. А именно - до очередного повышения (индексации) денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которое, как известно, ожидается 1 декабря сего года. Ничего не было сказано в этом постановлении и о 15-процентной надбавке за службу в отдаленных местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. В результате мы вынуждены констатировать, что, начиная с 1 октября прошлого года по сей день, военнослужащие 201-й российской военной базы так и не добились справедливости по всем статьям, за которые так усиленно боролись и командование, и центральная пресса, и даже внешнеполитическое ведомство России. Ко всему прочему выяснилось, что кроме этих проблем в 201-й уже сформировался целый пласт новых социально-экономических проблем, решение которых невозможно без участия нового российского правительства. Вот только некоторые пункты из огромного перечня сложившихся противоречий. Сегодня жены российских офицеров, которые проходят службу в Таджикистане, лишены всех социальных и материальных благ, предусмотренных государством при рождении ребенка. Это касается и получения «материнского капитала», и единовременного пособия по рождению ребенка. То есть, находясь вместе со своим мужем в Таджикистане, не имея ни российской регистрации, ни значась на учете в российских социальных службах, они, а значит, и их дети, как бы выпадают из существующего правового поля.
     Кроме жен военнослужащих в 201-й военной базе есть еще одна обиженная категория российских граждан – это гражданский персонал Вооруженных Сил РФ. Самая главная мечта для многих из них – это провести отпуск на своей Родине. Дело в том, что в отличие от военнослужащих, у них нет права пользоваться ВПД, а значит, дорога домой и обратно оказывается непосильной. К тому же гражданский персонал Вооруженных Сил РФ, здесь, в зоне чрезвычайной ситуации и вооруженного конфликта, получает всего лишь полуторные, а не двойные оклады денежного содержания, как военнослужащие.
     Множество проблем возникает и с обучением детей в единственной российской школе в Душанбе, до сих пор так и не получившей государственной аттестации.
     В начале октября в столице Таджикистана пройдет саммит, на котором лидеры 12 государств Содружества Независимых Государств будут решать глобальные вопросы военного, политического и экономического характера. К встрече Верховного Главнокомандующего России и министра обороны России напряженно готовятся и военнослужащие 201-й военной базы. Наверняка каждый солдат и офицер из семитысячного контингента нашей военной базы в Таджикистане где-то в глубине души надеется, что лично он сегодня нужен России, а значит, не забыт и не брошен. Для настоящих воинов этого достаточно, а с финансами мы как-нибудь разберемся.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex