на главную страницу

9 Октября 2007 года

Армия и общество

Вторник

Помощники командиров

Тарас РУДЫК, «Красная звезда».



     С началом летнего периода обучения в день принятия молодыми воинами военной присяги во всех частях 212-го учебного центра Сибирского военного округа были созданы родительские комитеты. Они пришли на смену тем, которые были впервые образованы в декабре прошлого года в соответствии с указаниями министра обороны РФ. Таким образом, сегодня мы можем говорить о первом опыте в организации этой работы.
     - Несмотря на то, что есть рекомендации министра обороны по созданию и работе родительских комитетов, признаюсь, вначале мы лишь в общих чертах представляли, как будут функционировать эти общественные организации, призванные стать еще одной связующей нитью армии и общества, - говорит заместитель начальника учебного центра по воспитательной работе полковник Владимир Попов. - Поскольку в нашем учебном центре профессиональная подготовка молодых солдат по воинским специальностям проходит 5 месяцев, то нам приходится избирать родительские комитеты дважды в год. Те из них, которые были образованы в наших частях в декабре прошлого года, со своими задачами, считаю, справились.
     В Рекомендации министра обороны РФ от 15 декабря 2006 г. по организации работы с родителями военнослужащих по призыву в Вооруженных Силах РФ говорится, что в состав комитета целесообразно избрание на добровольных началах родителей, имеющих желание работать и возможность взаимодействовать с командованием части. При этом необходимо учитывать удаленность места жительства родителей от места дислокации части и невозможность привлечения бюджетных средств для их доставки в воинскую часть.
     - В нашем учебном центре проходят подготовку воины, призванные на службу практически из всех регионов России, - продолжает рассказывать полковник Попов. - С учетом этого мы формировали в частях родительские комитеты. Каждому из его членов мы передали списки родителей солдат. Например, у проживающей в Алтайском крае Светланы Семенюк были списки всех родителей из Алтая, их адреса и контактные телефоны. Точно так же мы поступили сейчас, в начале июня, когда формировали новые составы родительских комитетов. Эти люди поддерживают связь с отцами и матерями солдат – своими земляками. Таким образом, мы чаще всего общаемся с членами родительских комитетов на местах, доводим им информацию о жизни и службе воинов, а те, в свою очередь, созваниваются с родителями солдат. Хотя, например, в моем телефоне около ста номеров родителей, и матери сами мне звонят, точно так же и моим подчиненным – заместителям командиров частей и подразделений по воспитательной работе. При всей загруженности по службе офицеру нетрудно уделить минуту-другую, чтобы поговорить с матерью солдата.
     В начале каждого периода обучения заместители командиров подразделений по воспитательной работе, изучая вновь прибывшее пополнение, отправляют родителям молодых солдат письма с просьбой рассказать о своих сыновьях и в этих письмах также указывают номера своих телефонов и командиров подразделений и частей.
     Конечно же родители переживают за своих детей, как, например, мать рядового Анатолия Арнольда - будущего механика-водителя танка Т-72. Эта женщина написала командирам несколько писем, каждый раз объясняя, что у ее Анатолия в детстве была травма руки и большие физические нагрузки могут отрицательно сказаться на его здоровье.
     - Второго сентября в учебном центре состоялся конкурс солдатской песни, - говорит полковник Попов. – Оказалось, что рядовой Арнольд очень хорошо играет на баяне. Мы сфотографировали Анатолия с баяном и отправили этот снимок его матери. Она поблагодарила нас и выразила удивление по поводу того, что, оказывается, в армии не только танки водят, но и играют на музыкальных инструментах.
     - По долгу службы наши офицеры бывают в различных командировках, и когда они выезжают в другие регионы, то встречаются с членами родительских комитетов и обсуждают с ними наиболее важные вопросы, - продолжает беседу полковник Попов. - Я, например, во время командировок в Новосибирский гарнизон неоднократно встречался с председателем родительского комитета учебного центра Виктором Мазалюком. Кстати, Виктор Анатольевич и на выпуск приезжал к нам.
     С первых дней своего образования родительские комитеты всех частей учебного центра установили связи с советами солдатских матерей в различных регионах страны, и нередко им приходится работать вместе и решать одни и те же вопросы. По словам офицеров 212-го ОУЦ, многие отцы и матери солдат, приехавшие к своим сыновьям на день военной присяги, изъявили желание работать в составе родительских комитетов.
     - Считаю, что родительские комитеты только усилили воспитательную работу в частях, - резюмирует полковник Попов. – Я ведь хорошо знаю, что в связи с этим думает солдат.
     - И что же он думает? – полюбопытствовал я.
     - Что в любое время мы можем связаться с его родителями и рассказать о том, как он служит, как выполняет свой воинский и конституционный долг. Кому из этих парней хотелось бы, чтобы командиры отзывались о нем как о нарушителе воинской дисциплины? Кроме того, при общении с родителями по нашей просьбе мы получаем от них немало информации о своих детях, об их характере – какими они были до службы, как учились в школе, чем увлекались. Это помогает грамотно строить индивидуально-воспитательную работу, находить к каждому молодому солдату свой подход. Проще воину приказать что-то делать, но очень важно убедить его в этом, так как выполнение воинского долга должно быть осознанным.
     Полковник Попов рассказал о работе одного из активистов родительского комитета отдельного учебного автомобильного батальона – священнослужителя Русской Православной Церкви отца Анатолия из Свято-Троицкого храма г. Байкальска Иркутской области. Его сын, рядовой Павел Медведев, осваивает в этом подразделении одну из воинских специальностей. Тридцать лет тому назад отец Анатолий проходил службу солдатом в одном из мотострелковых полков, дислоцированных в здешних местах, в десятке километров от учебного центра Песчанка. Правда, тогда солдаты по призыву служили три года. Офицеры предоставили возможность священнослужителю побывать на стрельбищах, в огневых городках и на директрисах, где он в свое время учился военному делу.
     - Мне понравилось работать вместе с этим священником, в том числе, и в часы информирования личного состава, и проведения занятий по общественно-государственной подготовке, - вспоминает полковник Попов. – Он говорил с воинами простым и доступным языком о том, что Отечество – это святое и во все века оно нуждалось и нуждается в защите. Отец Анатолий пояснял воинам, почему необходимо уважительно относиться друг к другу. Многие воины получили возможность поговорить с отцом Анатолием с глазу на глаз и рассказать ему о своих настроениях и трудностях, и, естественно, они получили от священника духовную поддержку на ратные дела.
     С созданием в частях родительских комитетов солдаты стали смелее подходить к своим командирам, рассказывать о проблемах и заботах. Казалось бы, какие могут быть проблемы у молодого воина, чья служба идет строго по распорядку – подъем, физзарядка, завтрак – и вперед, на полигон или в учебный класс, осваивать воинскую специальность. То есть, парень, ни о чем не думай, за тебя все решат командиры, а ты только выполняй их требования и приказы. Но, оказывается, проблемы могут быть и у молодых воинов, и нередко они по этому поводу сильно переживают. Не так давно призванный на военную службу из Перми рядовой Андрей Турбин признался своим командирам, что еще до армии взял в одном из коммерческих банков кредит на сумму 10 тысяч рублей. На эти деньги юноша купил себе сотовый телефон, но родителям не сказал, на какие деньги он его купил. И когда Андрея призвали в армию, в учебный танковый полк, он стал беспокоиться о том, что кредит на оставшиеся 7 тысяч нужно погасить, потому что на его домашний адрес пойдут соответствующие счета из банка. Проценты будут расти, и платить придется уже больше.
     - Мы позвонили матери Андрея – Ольге Васильевне Турбиной и пояснили ей ситуацию, не преминув подчеркнуть, что ее сын повзрослел и теперь поступил по совести, сознавшись в таком поступке, - вспоминает полковник Попов. – Мать попросила предоставить ей возможность связаться по телефону с сыном через неделю. Ей пришлось поехать в банк, узнать все и погасить кредит. Через неделю мы связались с Ольгой Васильевной и предоставили ей возможность поговорить с Андреем. Она сказала ему: «Сынок, не волнуйся. Служи спокойно…»


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex