на главную страницу

10 Октября 2007 года

События. Комментарии

Среда

Социальную политику определяют дела



Одна из наиболее злободневных проблем Вооруженных Сил – степень социальной защищенности военнослужащих. От ее уровня зависят и боеготовность войск, и престиж ратной службы. Сегодня социальные проблемы армии находятся на особом контроле у Президента России В.В. Путина и руководства военного ведомства. О совершенствовании нормативной правовой базы социальной защиты военнослужащих, членов их семей, ветеранов войн и военной службы рассказывает статс-секретарь – заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Николай ПАНКОВ.


     Повышение социального статуса военнослужащих, обеспечение их социальной защиты являются предметом особого внимания как военно-политического руководства страны, так и практически всех институтов гражданского общества.
     Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 26 апреля 2007 года в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации определил: «Важнейший показатель, характеризующий состояние Вооруженных Сил, – это состояние системы социальных гарантий для военнослужащих и членов их семей».
     Министр обороны Российской Федерации Анатолий Эдуардович Сердюков среди основных направлений развития Вооруженных Сил также отметил социальную сферу.
     Внимание к этой сфере обусловлено объективными причинами.
     
Статус

     В общественном сознании россиян преобладает мнение о бедственном положении семей военнослужащих, которое полностью подтверждается результатами опросов как ведомственной, так и независимых российских социологических организаций. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 40 процентов опрошенных россиян признали, что семьи военнослужащих в настоящее время живут бедно, ниже среднероссийского уровня, почти 60 процентов россиян считают, что социально-экономическое положение военнослужащих должно находиться выше общероссийского среднестатистического уровня.
     Очевидность важности совершенствования законодательства в военно-социальной области сопряжена с рядом особенностей.
     Во-первых, установленные законодательством социальные гарантии и компенсации не являются исключительным правом военнослужащих, а предоставляются сегодня значительной части населения России.
     Это члены их семей, граждане, уволенные с военной службы, ветераны войны и боевых действий, инвалиды военной травмы, члены семей погибших военнослужащих и, не в последнюю очередь, гражданский персонал Вооруженных Сил. Всего, по нашим расчетам, это более 10 млн. граждан.
     Во-вторых, социальный популизм. Я имею в виду попытки некоторых представителей законодательной власти, общественных организаций предложить заведомо нереальный путь решения той или иной проблемы, а затем обвинить правительство в неисполнительности. По сути, это спекуляция на наиболее острых социальных проблемах армии, за которой, как правило, стоят личные или корпоративные интересы. Социальные последствия подобных действий труднопредсказуемы.
     

     
Планируемое повышение
     денежного довольствия:

     с 1 декабря 2007 г. – на 15 процентов плюс включение в оклад по воинскому званию денежной компенсации взамен продовольственного пайка (608 руб. 33 коп.);
     с 30 сентября 2008 г. – на 15 процентов;
     с 1 августа 2009 г. – на 6,8 процента;
     с 1 января 2010 г. – на 6,5 процента.
     Федеральным законом от 24 июня 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на планируемый период 2009–2010 годы» дополнительные денежные средства на оптимизацию денежного довольствия военнослужащих не предусмотрены.
     

     

     В-третьих, в законотворческой деятельности сегодня сложилась практика, согласно которой на каждый законопроект требуется получить согласие Минфина России. Как правило, наши мнения полярны. В результате согласованный вариант сильно отличается от первоначального замысла, выхолащивается компенсационный характер некоторых мер. Представляется, что это контрпродуктивный путь.
     В-четвертых, социальные гарантии ориентированы на определенные категории граждан, но сами категории неоднородны, в том числе по уровню доходов. А природа большинства социальных гарантий – поддержка действительно нуждающихся. Необходима адресность, а это довольно деликатная сфера, определение критериев помощи.
     Социальная защита военнослужащих реализуется путем формирования и реализации военно-социальной политики Российской Федерации.
     Деятельность государства заключатся в установлении единой системы правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
     Центральным элементом механизма правового регулирования общественных отношений в сфере военно-социальной политики является система правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах – законах, указах президента, постановлениях правительства, ведомственных актах. Все это и составляет ту самую нормативную правовую базу, о необходимости совершенствования которой пойдет далее речь.
     Одной из ее особенностей является множественность федеральных законов, содержащих правовые нормы, регулирующих социальную защиту граждан в целом.
     Так, по подсчетам Минюста, нормы, имеющие отношение к социальной защите населения, прописаны сегодня более чем в 50 действующих законах. При этом лишь часть законов носит специальный социально-ориентированный характер.
     Значительным является также число нормативных правовых актов, регулирующих военно-социальную сферу: только законодательство о социальных гарантиях военнослужащих включает более 400 нормативных правовых актов; более 200 источников насчитывает законодательство о воинской обязанности и военной службе.
     Вместе с тем законопроектная деятельность, в которой принимает участие и Министерство обороны, продолжается. Только в этом году по вопросам социальной защиты военнослужащих принято четыре федеральных закона.
     Это Федеральный закон от 6 января 2007 года № 1-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту».
     Федеральный закон от 16 марта 2007 года № 36-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации).
     Федеральный закон от 22 июня 2007 года № 114-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в части установления выплат военнослужащим на содержание детей, посещающих детские дошкольные муниципальные и негосударственные учреждения).
     Федеральный закон от 22 июня 2007 года № 113-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в части предоставления социальных гарантий семьям военнослужащих в случае безвестного отсутствия военнослужащего).
     В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется согласование еще пяти проектов федеральных законов:
     «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в части установления ежемесячных выплат семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, имеющих детей в возрасте до трех лет или жен со сроком беременности не менее 26 недель);
     «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (в части, законодательного закрепления мер социальной поддержки гражданам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах);
     «О внесении изменений и дополнений в статью 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в части касающейся предоставления дополнительного отпуска военнослужащим в целях осуществления ими действий, связанных с приобретением жилья в системе накопительно-ипотечной системы);
     «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» (в части установления размеров надбавок к военным пенсиям и повышения военных пенсий в процентном отношении к размеру базовой части трудовой пенсии по старости; предоставления права на получение второй пенсии по случаю потери кормильца военным пенсионерам – родителям военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) вследствие военной травмы, независимо от получения ими другой пенсии);
     «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях реализации социальных гарантий лиц гражданского персонала – граждан Российской Федерации, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств» (в части установления порядка реализации прав лиц гражданского персонала на пенсионное, социальное и медицинское обеспечение).
     Непременным условием эффективного влияния на социальные процессы через совершенствование нормативно-правовой базы является качественный анализ текущего состояния социально-экономического положения военнослужащих и членов их семей.
     С этой целью в соответствии со статьей 29 Федерального закона «О статусе военнослужащих» начиная с 1999 года ежегодно проводится соответствующий мониторинг.
     Вся процедура осуществляется на основе единой системы показателей, по единому алгоритму оценки одних и тех же явлений и событий в различных силовых ведомствах и субъектах Российской Федерации.
     Результаты мониторинга с результатами 2006 года обосновывают настоятельную потребность в дальнейшей разработке и осуществлении на практике мер по последовательному повышению уровня жизни военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, их семей и особенно семей, потерявших кормильца-военнослужащего.
     Анализ данных мониторинга позволил определить основные направления военно-социальной политики, требующее совершенствования регламентирующих документов:
     1) совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих;
     2) решение жилищной проблемы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
     3) совершенствование системы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и семей погибших (умерших) военнослужащих;
     4) совершенствование медицинского и санаторно-курортного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
     5) повышение эффективности социальной защиты и реабилитации участников боевых действий, семей погибших военнослужащих;
     6) создание действенных механизмов стимулирования труда гражданского персонала Вооруженных Сил;
     7) социальная адаптация, переподготовка и трудоустройство граждан, уволенных с военной службы.
     
Денежное довольствие

     За последние годы военнослужащие из категории сравнительно высоко оплачиваемой группы населения превратились с группу с низким достатком. Главным фактором, определяющим уровень жизни семей военнослужащих, является денежное довольствие, так как оно служит в отличие от большинства населения основным источником дохода в семейном бюджете, а для большинства молодых офицеров и единственным. Поэтому совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих является одной из центральных проблем современной военно-социальной политики. Несмотря на принятые и обнародованные решения о поэтапном повышении денежного довольствия, необходимо признать их явную недостаточность. Спланированные показатели повышения сопоставимы с уровнем инфляции, что в реальном исчислении размер денежного довольствия не увеличивает.
     Такое положение дел вызывает в офицерской среде непонимание, а в ряде случаев – и открытое неприятие.
     Сложившаяся практика ежегодного повышения военнослужащим окладов по воинским должностям и воинским званиям, денежного довольствия военнослужащим на 10-15 процентов в начале каждого года, по сути, компенсирует только инфляционные процессы и не может реально повлиять на улучшение их социально-экономического положения.
     Неудовлетворенность своим материальным положением приводит к низкой мотивации к прохождению военной службы.
     Перетекание военных кадров в гражданский сектор, в другие силовые структуры приобретает устойчивый характер, чего нельзя сказать об обратном направлении. К сожалению, приходится констатировать, что профессия военного не конкурентоспособна на рынке труда Российской Федерации. Это подтверждают и данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в апреле этого года. Так, отвечая на вопрос «Какие профессии в России, по вашему мнению, наиболее престижны?» лишь 11 процентов респондентов назвали профессию военного.
     С 2004 года темпы роста заработной платы наемного рабочего опережают аналогичные показатели для военнослужащих. Средняя номинальная начисляемая заработная плата наемного работника в Российской Федерации выросла с 7 тыс. рублей в 2004 году до 12,5 тыс. рублей на 1 июля 2007 года; размер денежного довольствия солдата (матроса), проходящего военную службу по контракту, за этот период вырос с 3,6 тыс. рублей до 6—8 тыс. рублей.
     Анализ соотношения денежного довольствия, получаемого лейтенантами, и прожиточного минимума, приходящегося на семью из 3 человек, показывает зависимость их социального положения от региона и местности проживания. Несмотря на повышение младшему офицерскому составу денежного довольствия с 1 января 2007 г., большинство семей лейтенантов, проживающих в крупных городах на территории Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов, а также в отдаленных местностях Центрального федерального округа, оказались за чертой бедности.
     Денежное довольствие старшего стрелка ниже средней заработной платы во всех основных сферах экономической деятельности. Имеется превышение средней заработной платы у заместителя командира взвода и командира отделения только относительно аналогичных должностей в образовании, здравоохранении и в сфере предоставления социальных услуг.
     Неадекватность размера вознаграждения тяготам и лишениям воинского труда в истории российской армии отмечалась и прежде. Еще в 1882 году военный министр (1881—1898 годы) генерал от инфантерии П.С. Ванновский докладывал императору Александру III: «...Непрерывный и в высшей степени тяжелый труд офицеров не вознаграждается сколь-нибудь удовлетворительно не только по сравнению со всеми другими профессиями, но даже по отношению к самым ограниченным потребностям офицерского быта. Тяжесть экономического положения офицеров особенно резко стала сказываться в последние годы вследствие непомерно возросшей дороговизны».
     При этом многие помнят и другой период в истории нашей армии, когда размеры окладов денежного довольствия военнослужащих значительно превышали средний уровень заработной платы в стране. Так, в 1946 году лейтенант, командир взвода, сразу после окончания училища получал 120 руб. в месяц, а с 1950 года – 140 руб. Средняя заработная плата в стране в то время равнялась 48 руб. в месяц!
     Кстати, с аналогичными проблемами сталкиваются и в армиях других стран. Показателен в этом плане пример США. При переходе на контрактную систему комплектования в 70-е годы прошлого века их аналитики пришли к выводу, что такие понятия, как «долг», «честь» и «защита Родины», перестали быть главной мотивационной силой, которая ранее позволяла решать вопросы комплектования и управления армией. Они изучили проблему определения оптимальных размеров денежного довольствия и выявили две основные группы причин неудовлетворенности службой военнослужащих различных категорий:
     первая – это желание получать денежное довольствие не ниже общенациональных стандартов уровня жизни,
     вторая – стремление осознанно выполнять свои служебные обязанности, иначе говоря, знать, за что служишь.
     Указанные выводы вполне применимы к нашей нынешней ситуации, особенно в связи с переходом к комплектованию преимущественно военнослужащими по контракту.
     Жилищная проблема
     В последнее время наметилась устойчивая тенденция снижения количества нуждающихся в жилой площади военнослужащих. Так, если на 1 января 2006 г. на учете нуждающихся состояли 157,8 тыс. военнослужащих, то уже на 1 июля 2007 г. года в Министерстве обороны Российской Федерации числились 130,3 тыс. военнослужащих.
     Объемы бюджетных средств, предусмотренных на строительство (приобретение) жилья и обеспечение военнослужащих государственными жилищными сертификатами, в 2008 – 2010 годах составляют по 40 млрд. рублей в 2008 – 2010 годах и 46,3 млрд. рублей в 2010 году.
     

     
«Какие профессии в России, по вашему мнению, наиболее престижны?»

     На вопрос ВЦИОМ мнения респондентов распределились следующим образом (можно было давать несколько вариантов):
     1. Бизнесмен – 62 процента;
     2. Юрист – 56 процентов;
     3. Управленец – 37 процентов;
     4. Программист – 36 процентов;
     5. Врач – 26 процентов;
     6. Военнослужащий – 11 процентов;
     7. Милиционер – 9 процентов;
     8. Учитель – 9 процентов;
     9. Инженер – 7 процентов;
     10. Ученый – 5 процентов.

     

     Это позволит обеспечить состоящих на учете военнослужащих постоянным жильем в 2010 году и завершить формирование специализированного жилищного фонда (служебного жилья) в 2012 году.
     Однако размер выплачиваемой военнослужащим компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, не решает проблемы – ее сумма составляет 900-1.500 руб., что значительно меньше, чем расходы на наем жилья в частном секторе.
     
Пенсии

     В последнее время складывается устойчивая тенденция к относительному ухудшению пенсионного обеспечения военных пенсионеров. По тем же категориям (капитан – полковник при средней выслуге лет) соотношение размера пенсии и общефедеральной величины прожиточного минимума для пенсионера снизилась в 1,5 раза и более.
     Если в начале 2000 года, например в Москве, их пенсии в 2,4 – 3,0 раза превышали городской пенсионный прожиточный минимум, то сегодня это соотношение снизилось до 1,5—1,8 раза.
     Во многом такое положение объясняется невысоким уровнем так называемой базовой части денежного довольствия, из которой производится расчет пенсии.
     Прямое увеличение денежного довольствия и соответственно пенсий очевидно сдерживается возможностями федерального бюджета. В этих условиях вносятся предложения, предусматривающие для лиц, проходивших военную службу или службу в правоохранительных органах, возможность влияния на размер полагающейся им пенсии в сторону увеличения при высоком уровне государственных гарантий.
     В целях повышения уровня пенсионного обеспечения государством предпринимаются соответствующие меры, направленные на увеличение размеров пенсий.
     Индексация денежного довольствия военнослужащих с 1 декабря 2007 г. на 15 процентов позволит увеличить размер получаемой пенсии уволенным с военной и приравненной к ней службы и членам их семей в пределах 23-24 процентов, что, в частности, для лиц, получающих пенсию по случаю потери кормильца, приведет к ее увеличению к началу 2008 года в среднем почти на 600 рублей в месяц (размер пенсии в начале 2007 года – 2.770 руб. в месяц, в конце 2007 года – 3.370 руб. в месяц).
     В настоящее время основной задачей пенсионного обеспечения является не установление дополнительных льгот различным категориям пенсионеров, а повышение общего уровня пенсионного обеспечения, поскольку это актуально для большинства категорий пенсионеров в связи с общим невысоким уровнем размеров пенсий в стране.
     
Если кормильца не стало

     Среднемесячный доход, приходящийся на одного члена семьи погибшего военнослужащего, составляет 3.500 рублей, что позволяет относить их к социальной категории бедных.
     К членам семей погибших военнослужащих относятся:
     вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак;
     несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
     граждане, находившиеся на иждивении погибшего военнослужащего.
     Наряду с выплатой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации членам семей умерших (погибших) устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки.
     Детям погибших (пропавшим без вести) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел выплачиваются ежемесячные пособия; а обучающимся в начальных образовательных учреждениях по очной форме обучения – до окончания обучения ежегодно предоставляются бесплатные путевки в летние оздоровительные учреждения, обеспечивается бесплатный проезд к месту отдыха и обратно, установлена ежегодная денежная компенсация за неполученную путевку в летний оздоровительный лагерь.
     В случае гибели (смерти) военнослужащего члены его семьи (но не более трех человек) имеют право на бесплатный проезд к месту погребения и обратно, Один из членов семьи один раз в год имеет право на бесплатный проезд к месту погребения и обратно.
     Ритуально-похоронные услуги, изготовление и установка надгробных памятников оплачиваются из средств федерального бюджета.
     Семье погибшего (умершего) военнослужащего выплачивается единовременное пособие.
     Члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления другого благоустроенного жилого помещения, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     Члены семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляют оплату жилой площади, коммунальных и других видов услуг в полном объеме с последующим получением компенсационной выплаты в связи со следующими расходами:
     оплата общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях – жилой площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений (для собственников жилых помещений и членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов – оплата содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах);
     внесение абонентской платы за пользование телефоном, радиотрансляционной точкой и коллективной телевизионной антенной.
     Кроме того, членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предусматривается обеспечение проведения ремонта принадлежащих им индивидуальных жилых домов.
     Выполнение этих мероприятий в 2007 году полностью обеспечивается за счет и в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральным бюджете на 2007 год».
     В федеральном бюджете на 2007 год также предусмотрены средства на индексацию ежемесячных пособий детям.
     
Гарантии

     В настоящее время в целях развития военно-социальной политики осуществляется разработка проекта концепции совершенствования социальных гарантий для военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Ее цель – сделать профессию военного конкурентоспособной на рынке труда.
     Мероприятия концепции представляется целесообразным реализовать в три этапа и завершить в 2016 году.
     На первом этапе (2008—2010 годы) предстоит реализовать меры нематериального характера, не требующие дополнительного финансирования, в том числе – завершить процесс оптимизации структуры денежного довольствия, подготовить предложения по совершенствованию систем пенсионного обеспечения, государственных наград, страховых выплат.
     На втором этапе (2011–2013 годы) – завершить программу обеспечения военнослужащих всех категорий постоянным и служебным жильем, добиться устойчивой положительной динамики социальных процессов в войсках (силах), полностью преодолеть уровень прожиточного минимума для среднедушевых доходов семей военнослужащих всех категорий.
     На третьем этапе (2014–2016 годы) – завершить создание реально работающей системы социальной и правовой защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, обеспечить постоянный мониторинг процессов, происходящих в данной сфере, добиться выполнения всех поставленных целей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex