на главную страницу

10 Октября 2007 года

Армия и общество

Среда

Счастливые паруса комбрига Зубкова

Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».
Фото автора.



Бригада охраны водного района (ОВР) Черноморского флота – довольно сложная и разветвленная флотская структура. Она включает в себя 400-й дивизион малых противолодочных кораблей, где командиром был капитан 2 ранга Александр Окунь, на днях ставший начальником штаба бригады ОВР, дивизион тральщиков, возглавляемый капитаном 2 ранга Алексеем Кашлаком, 102-й отряд, которым многие годы командовал капитан 1 ранга Константин Клепиков, береговую базу, узел связи и пост рейдовой службы.
Такого количества структурных подразделений нет даже в дивизии надводных кораблей. Прежде чем возглавить это обширное и хлопотное хозяйство, капитан 1 ранга Валерий Зубков приобрел богатый управленческий опыт, пройдя солидный служебный путь. Выпускник Черноморского высшего военно-морского училища имени П. С. Нахимова, он был назначен командиром батареи на БПК «Решительный». После «Решительного» «старпомил» на «Красном Кавказе», а затем стал командиром СКР «Сметливый», причем в очень ответственный период жизни корабля. Зубков вывел СКР из завода, поставил его в боевой строй, после чего получил «добро» на поступление в Военно-морскую академию. В августе 1999 года выпускника ВМА назначили командиром БПК «Керчь». Три года Валерий Зубков командовал крупнейшим на Черноморском флоте кораблем. А затем стал начальником штаба бригады, куда входят самые крупные корабли ЧФ. Осенью 2003 года, когда потребовалось усилить бригаду ОВР, кандидатура капитана 1 ранга Зубкова оказалась самой подходящей.

     
Парус – это для души


     Еще с курсантских пор Валерий всерьез увлекся шлюпкой, а затем яхтенным спортом. Со временем стал яхтенным капитаном, мастером спорта СССР, а затем мастером спорта РФ. В качестве капитана яхты «Айя» он в 2003 г. участвовал в чемпионате России по парусному спорту и стал победителем. Выиграл Валерий Зубков и «Кубок Крыма-2007», получив, кроме золотой медали, еще и два кубка: один за победу в своей многочисленной группе, а второй – самый престижный – за абсолютную скорость. Награды капитану 1 ранга Зубкову вручали на Графской пристани в торжественной обстановке командующий ВМС Украины вице-адмирал Игорь Тенюх и председатель спортивного комитета Черноморского флота – заместитель командующего ЧФ вице-адмирал Василий Кондаков.
     – Неужели тебе мало выходов в море на кораблях? – удивлялись некоторые из его знакомых. – Ты еще и в отпуске рвешься в море, вместо того чтобы побыть на берегу...
     – Выходы в море на корабле – это тяжелый моряцкий труд, флотская служба, требующая максимального напряжения сил, и лишь в третью очередь это романтика дальних морских походов, – справедливо считает Валерий Зубков. – А хождение под парусом – это в первую очередь романтика и лишь во вторую – труд. С высокого командирского мостика до моря далеко, несколько палуб, а на яхте оно рядом, можно дотронуться рукой. А главное – это звенящее напряжение упругих парусов, свист ветра в натянутых вантах и леерах, шелест волн, лижущих отполированные борта яхты. И твоя власть над ветром и волнами. А еще это азарт гонки, умение «поймать ветер», быстро оценить обстановку, принять верное решение, правильно и безопасно сманеврировать. Здесь также нужны смелость, решительность, быстрота маневра. И хождение под парусом – это прекрасная морская практика, тренировка глазомера. Парусный спорт, как, пожалуй, никакой другой, имеете неоценимое прикладное значение для флотского офицера.
     Впрочем, парус – это для души. Основное время и силы – службе. Морским походам. Большая часть службы Валерия Зубкова прошла в дивизии надводных кораблей. На его счету несколько боевых служб в Средиземном море, каждая из которых оставила след в его офицерской жизни, стала шагом, ступенькой в приобретении опыта. Обо всех, понятно, не расскажешь. Но одна из них особо памятна, поскольку связана с неординарным событием, экстремальной ситуацией.
     
«Красный Кавказ» спешит на помощь

     ...Это было еще в советские времена. Водолазный бот Черноморского флота, вышедший из сирийского порта Тартус, внезапно подвергся атаке сирийских истребителей. Ошибка сирийских летчиков дорого обошлась советским морякам. Кстати, об этом факте первым сообщил автор этих строк. После «Красной звезды» факт озвучили и другие СМИ. Так вот, Валерий Зубков в ту пору «старпомил» на БПК «Красный Кавказ». Корабль, проходивший планово-профилактический ремонт в сирийском порту, получил приказание немедленно выйти в море и следовать в район инцидента.
     Но как это сделать, если БПК находился в ремонте и в строю была лишь одна линия вала? И все же корабль, которым в ту пору командовал капитан 2 ранга Сергей Ильин, вышел в море, развил скорость в 30 узлов и в назначенное время был в заданной точке. Чего это стоило морякам, знают лишь они. Кстати, по итогам той боевой службы старпом «Красного Кавказа» Валерий Зубков был награжден медалью «За боевые заслуги».
     
В Индийском океане

     Памятен офицеру и другой дальний поход – в Индийский океан. В новейшей истории Черноморского флота он занимает особое место. Поход отряда боевых кораблей Черноморского и Тихоокеанского флотов проходил под флагом заместителя командующего ЧФ вице-адмирала Евгения Орлова и включал в себя несколько этапов, в том числе совместное российско-индийское военно-морское учение «Индра-2003», нанесение ракетно-бомбовых ударов наряду с дальней авиацией ВВС России – Ту-160. Черноморский флот был представлен своим флагманом – ГРКР «Москва», СКРами «Сметливый», «Пытливый», БДК «Цезарь Куников», БМТ «Иван Бубнов» и СБ «Шахтер». Вторым по значимости боевым кораблем был СКР «Сметливый». Отрабатывались важные стратегические задачи, речь шла о международном авторитете ВМФ России. И этот авторитет благодаря усилиям черноморцев поднялся на новую ступень. Была в том заслуга и начальника штаба бригады капитана 1 ранга Зубкова – старшего на борту СКР «Сметливый». Экипаж этого далеко не нового корабля успешно выполнил ракетно-артиллерийские стрельбы, решил другие задачи.
     Все было очень непросто. И в силу масштабности задач, и в силу большой удаленности от родных черноморских полигонов, и в силу особых условий в Индийском океане (высокая температура и влажность). По итогам того дальнего трехмесячного похода Валерий Зубков был награжден орденом «За военные заслуги».
     
Задающий генератор добрых дел

     В бригаде ОВР, которую возглавил Валерий Яковлевич, было много отличий от больших кораблей дивизии, где ранее служил офицер, и он постарался как можно быстрее разобраться с этой спецификой, вникнуть в жизнь каждого подразделения.
     Прежде всего проанализировал причины грубых нарушений воинской дисциплины, имевших место до его назначения. Их оказалось предостаточно, начиная от проблем в дежурно-вахтенной службе и заканчивая серьезными проблемами в воспитательной работе.
     – Будем вместе выбирать слабину, – объявил офицерскому составу на первом же расширенном совещании новый командир бригады. И стал задающим генератором многих добрых дел. Нельзя сказать, что Зубков принадлежит к серии командиров-волевиков, которые «каленым железом» выжигают недостатки, ломают подчиненных «о колено», унижают их личное достоинство. Он не сторонник жестких репрессивных мер. Зато сторонник четкой, продуманной системы работы с людьми.
     – Он не рубит сплеча, старается не принимать серьезных решений, будучи раздраженным, – говорит о нем офицер управления воспитательной работы капитан 1 ранга Александр Прохоров, бывший у Зубкова не один год заместителем по воспитательной работе и на «Керчи», и в ОВРе, – не унижает достоинство подчиненных, будь то офицер, мичман или контрактник. Воспитательную работу никогда не считал и не считает второстепенным делом, какие бы формы она ни принимала.
     Прав Александр Прохоров: воспитательная работа многогранна и она не сводится лишь к индивидуальным и коллективным беседам. А разве дисциплинарная практика командира не есть воспитательная работа? Нарушение воинской дисциплины, оставшееся без воздействия, будет стимулировать новое нарушение. Подчиненные должны помнить о неотвратимости наказания за проступки. Так же, как и добросовестная служба, старание, инициатива должны быть замечены и отмечены поощрением. Необходимо активно «включать» весь спектр поощрений и взысканий, считает Валерий Зубков. На это нацеливает и офицеров. Работает без рывков, авралов, штурмовщины. Ему присущ ровный, спокойный стиль руководства, предусматривающий равномерную и справедливую (насколько это возможно) нагрузку на офицеров.
     Системность и плановость в работе дали положительные результаты. Дела в бригаде пошли в гору. Свидетельством тому – результаты инспекции Министерства обороны 2005 года и завоеванный тральной группой в том же году переходящий приз главнокомандующего ВМФ.
     
Как сражались за приз главкома

     О последнем следует сказать особо. Три морских тральщика – «Вице-адмирал Жуков» под командованием капитана 3 ранга Николая Шаруева, «Иван Голубец», где командиром капитан 3 ранга Алексей Крейтор, и «Турбинист», экипаж которого возглавляет капитан 3 ранга Григорий Добында, участвовали в состязательном тралении, предусматривающем целый комплекс задач. Они выполняли проводку кораблей за тралами, обеспечивали их противоминную безопасность, осуществляли разведывательный поиск мин, а затем уничтожение минных заграждений. Кроме того, тральная группа под общим командованием капитана 2 ранга Дмитрия Славнова (в ту пору еще командира дивизиона тральщиков) успешно отработала задачи ПДСС, ПВО, борьбы за живучесть кораблей... Четверо суток непрерывного экзамена в море, четверо суток напряженной боевой учебы. Серьезную проверку на зрелость «пахари моря» выдержали с честью, на деле показав свою состоятельность. Свидетельством тому и стал завоеванный переходящий приз главкома ВМФ. Командиру бригады Валерию Зубкову на торжественном построении его вручил заместитель командующего ЧФ вице-адмирал Василий Кондаков. Эта победа была по-настоящему трудной и особо значимой, поскольку все три корабля – великовозрастные тральщики, и чтобы поддерживать их в постоянной боевой готовности, а материальную часть и оружие в исправности, требуются огромные усилия всех экипажей, дивизиона и бригады в целом. Черноморская тральная группа оказалась лучшей в ВМФ, и не случайно командира дивизиона тральщиков капитана 2 ранга Дмитрия Славнова назначили на вышестоящую должность. Он стал начальником штаба бригады ОВР – правой рукой комбрига Зубкова.
     
Шефы – прочная опора

     Возраст малых противолодочных кораблей тоже весьма почтенный, и поддерживать их в составе кораблей постоянной готовности непросто.
     – Важную роль в этом играет техническое управление ЧФ, – говорит комбриг Зубков, – наши флотские судоремонтники, береговая база бригады, коллектив которой возглавляет капитан 2 ранга Виктор Гинькут. Весомый вклад в общее дело вносят и наши шефы. О противолодочных кораблях так и говорят – «Владимирская эскадра». И это полностью соответствует действительности...
     Береговая база, возглавляемая капитаном 2 ранга Виктором Гинькутом, делает все возможное для полноценного обеспечения как боевой учебы, так и повседневной жизни моряков-овровцев. В этой должности Виктор Витальевич вот уже пять лет, два года из них в качестве командира объединенной бербазы, которая обеспечивает также и подводников ЧФ. Хозяйство большое, хлопотное, но офицер сумел наладить тыловое обеспечение моряков на должном уровне. Скажу более, его бербаза была отмечена в числе лучших в ходе недавней взыскательной проверки инспекцией Тыла Вооруженных Сил РФ, итоги которой подводил заместитель министра обороны по тылу генерал армии Владимир Исаков.
     Ну а что касается шефов, то их поддержку овровцы ощущают на протяжении вот уже многих лет.
     – Если говорить о 400-м дивизионе, – продолжает комбриг Валерий Зубков, – то география этого шефства определена названием кораблей: «Александровец», «Владимирец», «Муромец», «Суздалец». Все наши МПК носят имена городов Владимирской области. И этим все сказано. Есть шефы и у экипажей морских тральщиков. Они помогают морякам-овровцам в решении многих, но прежде всего социально-бытовых вопросов.
     Сегодня бригада ОВР, как и другие части ЧФ, прочно стоит на ногах, поскольку стабилизированная за последние годы экономика России значительно улучшила положение Вооруженных Сил страны. Но во времена раздела ЧФ черноморцам приходилось ох как несладко. Бригаде ОВР, например, пришлось переезжать с обжитой в течение многих десятилетий территории Стрелецкой бухты (ее заняли корабли ВМС Украины) в Южную бухту, где теперь и находятся МПК и МТЩ. Боевые корабли несложно перегнать из одной бухты в другую. А вот как обустроить здания штаба части, складские и другие помещения береговой базы, штабы дивизионов на причалах и другую береговую инфраструктуру?.. Недаром ведь говорят: два раза переехать – все равно, что раз погореть. Помощь шефов в это трудное для черноморцев время невозможно переоценить. Они помогли тогда овровцам обустроиться на новом месте. В старых Лазаревских казармах был сделан серьезный ремонт. Не бросили овровцы и памятники: перевезли и установили бюсты Героев Советского Союза на новом месте. Обустроили и комнату боевой славы, где экспонатов хватит на полнокровный музей.
     – Богатая история части, ее славные традиции должны работать на сегодняшний день, – убежден Валерий Зубков, – они побуждают моряков к добросовестной службе, они, бесспорно, рождают гордость за принадлежность к отряду овровцев. Но происходит это тогда, когда матросы знают историю части, знают о подвигах старшего поколения. Вот почему их служба начинается с посещения комнаты боевой славы, знакомства с традициями части.
     История бригады, ее сегодняшний день и шефские связи тесно переплетены. Над МТЩ «Иван Голубец», например, шефствует, кроме Мытищинского района Московской области, Таганрогский металлургический комбинат, где до Великой Отечественной войны работал Иван Голубец. Имя Героя Советского Союза почитаемо как на именном тральщике, в бригаде, так и на металлургическом комбинате и служит крепкой связующей нитью между кораблем и шефами.
     Кстати, не без помощи шефов к минувшему юбилею части был издан сборник материалов, рассказывающий о традициях бригады ОВР и славных делах моряков-овровцев.
     Прославленная бригада ОВР сделала во время командования капитана 1 ранга Валерия Зубкова заметный шаг вперед по всем направлениям. Сегодня, несмотря на трудности в доковании МПК и МТЩ, проблемы судоремонта, половина кораблей находится в составе сил постоянной боевой готовности. А это один из важнейших оценочных критериев. Сегодня ни одно общефлотское учение не обходится без участия кораблей ОВР. Комбриг Зубков сумел создать большую и дружную команду единомышленников, которой по плечу решение всех поставленных задач. Он оставил заметный добрый след в жизни всех кораблей, где ему довелось служить. А еще ему вместе с Ольгой Александровной (с ней в школе он учился в одном классе) удалось создать крепкую и дружную семью. Старшая дочь Екатерина в свои 23 года получила уже два высших образования. Младшая, Александра, – студентка престижного московского вуза.
     Так что комбрига Валерия Зубкова вполне можно считать состоявшимся не только как командира соединения, вдумчивого флотского офицера, признанного яхтсмена, но и прекрасного семьянина. Счастливыми оказались комбриговские паруса. Как по службе, так и по жизни.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex