Сюжет фильма давно известен. Собираются 12 присяжных (в нашей стране это пока возрождающийся институт правосудия) и в последней инстанции решают: убил или нет из-за денег либо из-за какой-то обиды мальчик-чеченец своего приемного отца, уволенного в запас офицера Российской армии. По замыслу режиссера мальчик определяется заседателями как «чужое существо»: злой чеченец. «Понаехали тут!» - кричат в злобе несколько присяжных. Да еще и посягнувший на жизнь человека, который заботился о нем как о родном.
«Виновен!» - дружно определяют торопящиеся домой общественники. Кроме одного. Складывается просто игра в правосудие. «Но в этом и есть проблема: нет не важной человеческой жизни. Для Бога дворник и министр равны. А мы об этом в нашей стремительной жизни забываем», - напоминает Михалков. И здесь на повестке заседания возникает еще один вопрос. О роли личности. Во всех смыслах. О роли ее в этой достаточно обыденной, звериной в чем-то жизни людей (грызня за выживание), и в сфере Ее Величества Истории. С большой буквы. У Галича в песне о декабристах есть строчка: «Смеешь, сможешь выйти на площадь в тот, назначенный, час?» То есть каждый ли найдет в себе силы пойти наперекор толпе, обычно выказывающей бессмысленную и кровожадную жестокость, либо не менее страшное равнодушие.
«Прежде всего это фильм для России и про Россию. Для меня он важен как повод задуматься - мне кажется, что настала пора говорить вслух то, о чем мы все шепчемся, ибо если не говорить, мы ничего не изменим и ничего не добьемся», - сказал Михалков в одном из интервью.
Да мы уже и не шепчемся, когда, соревнуясь в красноречии, клеймим пороки нашей с вами среды обитания - общества. Только вот все наши намерения и посылы растворяются, распыляются где-то далече. И с БЛАГОтворительностью, личным вкладом в творение Добра мы связываем периодические подаяния нищим на улицах, моления в храмах, где, правда, обычно просим лично за себя, уповая на исполнение собственных чаяний. Кто побогаче - масштабнее подает и эти храмы строит.
Один из присяжных, успешный кинодеятель, упоенный в конце заседания собственным великодушием, при жестком посыле героя Михалкова, что мальчику надо помочь НА СВОБОДЕ, иначе ему лучше остаться в тюрьме, потому что истинные убийцы его, одинокого сироту без квартиры, в живых точно уж не оставят, горестно восклицает вслед за другими «великодушными»: нет времени! Потому что на своем телеканале он как раз в это время запускает шоу под названием... «Планета добра».
Такие вот метаморфозы. Оправдали невиновного, поняли, кто мог на самом деле совершить преступление, заклеймили представителей права, халатно проводивших следствие. Что дальше? Герой Михалкова четко объясняет, что. Из двенадцати лишь он один «выходит на площадь»: принимает на себя персональную ответственность за судьбу подростка.
Герой Маковецкого, воцерквленный человек, который первым, вопреки большинству сказал: подсудимый невиновен, как бы оправдывает себя и остальных, оставивших подростка без поддержки. Он открывает для компьютерного воробья окна спортзала: хочешь лети, но можешь и остаться. Выбор за тобой! Но настоящему воробью еще надо понять, куда точно лететь, каким курсом, с какой целью.
Да. Мы пробуждаемся от спячки, но по-прежнему у каждого своя, та, что ближе к телу, правда.
Кого мы упрекаем за несовершенство родного государства? Тех, кто «на живую нитку» когда-то проложил дышащий сегодня на ладан ржавый водопровод прямо через школьный спортзал, как это показано в фильме? Потому что «забыл» его провести к жилому дому, как положено: под землей. Тех, кто обирает на кладбищах черных от горя людей, потерявших родных? А после, проявляя чудеса меценатства, на эти деньги строит в родной сторонке школу, например. Вот какой я щедрый и благородный, бывший житель вашего города! Кто ради шальных денег разменивает жизни порой целых народов и для кого убийство вчерашнего боевого офицера ради строительства очередного ВИП-жилмассива, крушение судьбы подранка - чеченского ребенка - всего лишь преходящий рабочий момент. Какие пустяки, когда ради собственной выгоды или во имя национальных предрассудков морально убивают ближнего своего! Все это мы, все это о нас, убеждают в картине.
...Что на самом деле скрывает Михалков за названием фильма «12»? Может, количество смертных грехов, расплату за которые мы стоически несем и преодолеваем?
«Умом Россию не понять». Особенно чужестранцам. Однако фильм получил-таки специальный приз «Золотой лев» на недавнем кинофестивале в Венеции. «За способность с великим гуманизмом и пониманием исследовать бытие во всей его сложности». Выходит, нас, русских, поняли. Поймем ли мы до конца самих себя?
Теперь лента «12» выдвинута на «Оскар».