на главную страницу

11 Октября 2007 года

Из зала суда

Четверг

ДЕНЬГИ, ПАХНУЩИЕ КЕРОСИНОМ

Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».



     В последние годы в Вооруженных Силах стали заметно больше летать, водить, строить... Однако некоторые должностные лица, распоряжающиеся материальными ресурсами, восприняли эти отрадные перемены лишь как возможность заметно больше украсть.
     В Морозовском районном суде Ростовской области с участием государственного обвинителя из военной прокуратуры СКВО недавно рассмотрено «керосиновое» уголовное дело в отношении начальника службы ГСМ войсковой части 21385 майора А. Шимановского, начальника склада ГСМ старшего прапорщика А. Гончарова и их гражданских партнеров И. Псарева, В. Левченко, Н. Полторака, В. Сорокина.
     Менее чем за год эти «ударники несоциалистического труда» похитили и реализовали свыше 330 тонн реактивного авиационного топлива (керосина ТС-1), причинив Министерству обороны ущерб на сумму более 4 млн. рублей.
     Если 20 криминальных эпизодов дела изложить в виде несложной схемы, то «неустановленные органами предварительного следствия военнослужащие войсковой части 11731 вносили недостоверные сведения о расходовании керосина ТС-1», то есть «приписывали» на полет каждого летательного аппарата по 200—400 кг топлива, а возникающие при этом неучтенные излишки Шимановский и Гончаров реализовывали различным ООО. Конечно, в жизни все было гораздо сложнее.
     Согласно установленного порядка после полетов инженерно-авиационная служба полка определяет количество использованного топлива и сообщает контрольные цифры начальнику службы горючего. В его обязанности входят проверка журналов заправок, ведомостей топливозаправщиков, журналов подготовки самолетов и списание горючего с книг учета части - при соответствии данных. Таким образом, все появившиеся на складе ГСМ безучетные излишки топлива майор Шимановский обязан был оприходовать независимо от источника поступления. «Отмыть» десятки и сотни тонн керосина непросто, для этого маловато недоброй воли одного начальника службы ГСМ. Объективно такое может позволить только целая система нарушений с участием нескольких ответственных должностных лиц.
     Свидетель А. Федяев, который командовал войсковой частью 21385 с декабря 2003 года по февраль 2006 года, заявил, что не знал о хищении топлива Шимановским. А личные проверки и ревизии склада горючего вышестоящим командованием, военной прокуратурой недостач или излишков не выявляли. И все же в должностные обязанности Федяева входили организация сохранности материальных средств, контроль за выделением горючего для боевой подготовки войсковой части 11731. Согласитесь, хорошему командиру трудно не заметить, как только в один день (20 августа 2004 года) тремя рейсами из части безучетно вывозится 14 тонн керосина. А ведь были и еще более «урожайные» дни...
     Гипотезу всеобщего неведения на суде не подтвердили и ранее упомянутые «неустановленные военнослужащие», они же начальник группы контрольно-записывающей аппаратуры Ю. Афанасьев и инженер Ю. Шманцарь. Свидетели заявили, что по указанию заместителя командира войсковой части подполковника Орлова им приходилось неоднократно «редактировать данные системы объективного контроля, то есть заносить в компьютер ложные сведения с целью увеличения расхода авиатоплива». Вознаграждения за «редактирования» Афанасьев и Шманцарь не получали, и все же понимали смысл происходящего.
     К сожалению, суд почему-то не слишком заинтересовался причинами, побудившими подполковника Орлова так странно «экономить» авиатопливо. А ведь интересно, что это было: профессиональная некомпетентность, задумка устроить «на все 330 тонн» праздничное авиашоу над райцентром Морозовск или «бескорыстная мужская дружба» с Шимановским?.. Впрочем, в уголовных делах с большими цифрами почти всегда присутствуют подобные «белые пятна».
     Как бы то ни было, в «мокром остатке» - две-три летные смены в неделю, в среднем 300 кг «керосинового навара» с каждого из пяти (в среднем за смену) полетов, и остается только отработать технологию продаж буквально «падающих с неба» неучтенных десятков и сотен тонн авиатоплива.
     Технология требовала определенной транспортной конфигурации, аренды топливного резервуара на стороне, исполнителей-реализаторов. И все это было создано в кратчайшие сроки. Весной 2004 года Шимановский предложил заместителю директора одного из ростовских ООО И. Псареву стать посредником в реализации топлива. Объяснив, что ему, военнослужащему, не с руки заниматься коммерцией, однако процесс отлажен, есть топливо и покупатели, и требуется только все организовать. Псарев познакомился с Полтораком, Сорокиным и Левченко. Им и передавал впоследствии полученную от Шимановского информацию о количестве, объеме, цене и дате передачи керосина. За посреднические услуги Псарев получал от 50 копеек до 1 рубля с каждого проданного литра. Между прочими, «концессионерами» деньги делились дифференцированно, в соответствии с мерой «трудового участия». Согласно материалам уголовного дела больше всех получали Шимановский и Гончаров. Нельзя сказать, что кто-либо из фигурантов-помощников не догадывался о происхождении керосина, который привозили топливозаправщики с воинскими регистрационными номерами. Однако деньги помогали заглушить опасения возможных последствий.
     История и уголовное дело умалчивают о том, похищалось ли топливо до начала оперативно-разыскных мероприятий в августе 2004 года (вспомним, Шимановский искал посредников для расширения «бизнеса» еще весной того же 2004-го). И неизвестно, сколько еще тонн авиационного топлива ушло бы налево, если бы не совместные усилия сотрудников военной контрразведки, военной прокуратуры и УБОП. 19 мая 2005 года в момент передачи топлива были задержаны два автомобиля-топливозаправщика - военный и гражданский...
     19 июля 2007 года приговором Морозовского районного суда Ростовской области начальник службы ГСМ майор А. Шимановский и начальник склада ГСМ старший прапорщик А. Гончаров признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ. Шимановскому назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев с лишением воинского звания майор. А. Гончаров выйдет на свободу через 5 лет. Он также лишен воинского звания старший прапорщик. Оба будут отбывать наказание в исправительной колонии общего режима.
     Признанные виновными И. Псарев, В. Левченко, Н. Полторак, В. Сорокин согласно ч. 5 ст. 33 и ч. 4 ст. 160 получили условные сроки - от двух с половиной до 3 лет.
     Кроме того, фигурантам придется возместить войсковой части материальный ущерб: Шимановскому - 1 млн. 805 тысяч, Гончарову - 415 тысяч, Левченко - 515 тысяч, Сорокину - 78 тысяч рублей.
     Порой говорят, что деньги не пахнут и дают ощущение свободы. Однако пример «коммерсантов» из Морозовска свидетельствует: деньги, пахнущие керосином, свободу отнимают.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex