на главную страницу

11 Октября 2007 года

Армия и общество

Четверг

Новые фильмы о флоте

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



     Морская документальная видеостудия при поддержке главного командования Военно-морского флота завершила работу над созданием двух очередных документальных фильмов Валентины Рассохо-Анохиной из серии «Страницы истории Российского флота».
     Предыдущие фильмы режиссера Валентины Рассохо-Анохиной, в числе которых трилогия «Святой воин адмирал Федор Ушаков», «Битва за океан», «Нарком флота», получили одобрение и признание широкой общественности и специалистов - военных моряков и ветеранов Военно-морского флота, курсантов военно-морских учебных заведений и гражданской молодежи. Они отличаются патриотической направленностью, прославлением неизменного героизма русского человека в период становления флота нашей страны, в тяжелые дни Великой Отечественной, во времена «холодной войны».
     Первый из новых фильмов - «История создания авианосного флота России, или... мы еще вернемся». Из 60-минутной ленты можно узнать о вкладе моряков в становление отечественного воздухоплавания, о том, почему в начале прошлого столетия именно в России достаточно много внимания было уделено разработке кораблей, несущих аэропланы.
     Лента, в частности, повествует о том, что начало авианосному флоту в нашей стране положил капитан корпуса корабельных инженеров Л. Мациевич, который весной 1909 года на заседании военно-морского кружка в Петербурге сделал доклад «О состоянии авиационной техники и возможности применения аэропланов в Военно-морском флоте». Спустя полгода - осенью 1909-го - Мациевич более подробно развивал свои идеи в докладной записке на имя начальника морского Генерального штаба. В ней, в частности, предлагалось построить корабль-разведчик, который смог бы нести на борту до 25 аэропланов. По мнению конструктора, самолеты могли бы взлетать со специального типа легкой навесной палубы при ходе корабля против ветра либо с помощью электрической лебедки, выстреливающей аппарат с нужной скоростью. Что касается посадки, то Мациевич для уменьшения пробега предлагал «особые сети, распростертые над частью палубы». Для проверки технических деталей Мациевич просил провести необходимые опыты на новом быстроходном эсминце. Через четыре месяца после того, как 21 марта 1910 года первый русский авиатор М. Ефимов совершил свои сенсационные полеты в Одессе, однокашник Мациевича по Морской академии подполковник М. Конокотин подал начальству записку «Об организации опытов по применению аэропланов на флоте». В ней он ставил вопрос о постройке авианосца для базирования самолетов, способных вести разведку и фотографирование вражеских кораблей в море и на базах, а также поддерживать связь между кораблями во время походов. Успешные опыты взаимодействия аэропланов с кораблями побудили морское ведомство внимательно отнестись к предложению Конокотина создать «авианесущий корабль».
     В картине отражена и история двух уникальных тяжелых авианесущих крейсеров «Киев» и «Минск». Каждый из них вписал свои строки в прошлое нашего флота. Так, в июле - августе 1976 г. ТАКР «Киев» совершил переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море у острова Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-36М. За время перехода летчики выполнили 45 полетов. В 1977 - 1982 гг. «Киев» неоднократно нес боевую службу в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР «Киев», летали уже 34 морских летчика. Во время похода с 15 декабря 1978 г. по 28 марта 1979 г. на самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов. В 1982-1984 гг. ТАКР прошел средний ремонт на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ). Находясь в мае 1985 г. в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы «Киева» продолжались до конца 1991 г.
     ТАКР «Минск» был спущен на воду 30 сентября 1975 г. и через три года после достройки и испытаний вступил в строй. В ноябре 1978 г. его включили в состав Тихоокеанского флота. В феврале — июле
     1979 г. корабль совершил дальний переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с деловыми заходами в Луанду (Ангола), Манилу (Мозамбик) и Порт-Луи
     (о. Маврикий). Во время походов боевой службы в декабре 1982 г. ТАКР «Минск» посетил с визитом Бомбей (Индия), в июле 1986 г. - Вонсан (КНДР).
     Создатели кораблей получили высокие правительственные награды. В частности, главному конструктору ТАКР «Киев» А. Мариничу, директору Черноморского судостроительного завода А. Ганькевичу, главному строителю ЧСЗ И. Виннику и ряду ведущих специалистов вручили золотую медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. Лауреатами Ленинской премии стали заместители главного конструктора И. Жуков и С. Петухов, Государственной премии - заместители главного конструктора Л. Белов и Б. Шмелев, начальники отделов НПКБ Б. Бровкин, В. Захаров, П. Соколов, Ю. Янчуров и специалисты других предприятий. Более 350 работников бюро были награждены орденами и медалями СССР.
     Фильм рассказывает и о современном тяжелом авианесущем крейсере Северного флота «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов», а также о сегодняшних возможностях строительства авианосцев в России.
     Вторая новая документальная картина, которую в скором времени смогут посмотреть все интересующиеся флотской тематикой зрители, - «Игра воображения или реальность». Она повествует об истории создания американского художественного фильма режиссера Кэтрин Бигелоу о судьбе советской атомной подводной лодки «К-19». Консультант фильма «К-19» капитан 1 ранга в отставке С. Апрелев рассказывает о событиях, происходивших во время съемок фильма. В ленте дается анализ ряда ошибок, допущенных американскими кинематографистами в попытке рассказать о подвиге русских моряков, повествуется об отношении к фильму, главные роли в котором сыграли Харрисон Форд, Лиам Нисон, Сэм Спруэлл, наших ветеранов-подводников.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex