на главную страницу

12 Октября 2007 года

Страна и мир

Пятница

КАСПИЙСКИЙ СТАТУС

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



В Тегеране 16 октября состоится саммит глав государств Прикаспийского региона. В нем примут участие президенты России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и Ирана. Его основная задача - определение путей развития переговорного процесса по статусу Каспийского моря и принятие политических решений для урегулирования вопросов, связанных с ним.

     
В поисках консенсуса

     Переговоры по правовому статусу начались еще в 1992 году. За 15 лет этот вопрос 21 раз обсуждался на заседаниях совместной рабочей группы, 5 раз - на уровне заместителей министров иностранных дел, дважды - руководителями внешнеполитических ведомств и один раз - на саммите президентов. За это время проделана большая работа: создан действенный переговорный механизм, в рамках которого обсуждаются все аспекты будущего правового статуса моря; достигнуто понимание необходимости решения каспийского вопроса только на основе общего согласия всех прибрежных государств.
     Россия, Казахстан и Азербайджан уже имеют договоренности и соглашения, поделившие северную часть моря, которая составляет 64 процента всей его акватории. В соответствии с ними Казахстану принадлежат 27, России - 19 процентов соответственно, а Азербайджан получил контроль над 18 процентами морского дна. Принципы, заложенные в этих договоренностях, могут стать хорошей основой для дальнейшего развития переговорного процесса. Есть надежда, что и другие прикаспийские государства последуют примеру Москвы, Астаны и Баку, что позволит окончательно решить вопрос раздела дна Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав государств на недропользование.
     Тому свидетельством и состоявшееся в июне в Тегеране третье совещание министров иностранных дел прикаспийских государств, на котором было заявлено о начале переломного этапа в процессе переговоров. Прежде всего странам удалось согласовать проект совместной декларации, которую президенты планируют подписать на предстоящем саммите. По мнению министра иностранных дел Ирана Манучехра Моттаки, «это новый большой шаг в процессе окончательного согласования правового статуса Каспийского моря. Стороны подчеркнули, что только прикаспийские государства обладают суверенным правом по решению судьбы Каспийского моря. Это важнейшая задача для наших стран».
     Если на саммите главы прикаспийских государств подпишут совместную декларацию, то страны смогут начать разработку специальной конвенции. В ней уже найдут отражение конкретные правила и механизмы взаимодействия в Каспийском море. Вплоть до вступления в силу конвенции будут продолжать действовать советско-иранские договоры от 26 февраля 1921 года и 25 марта 1940 года. В соответствии с этими документами был установлен режим свободы судоходства и рыболовства. Вопросы же недропользования и природоохранной деятельности этими договорами не регулировались.
     Пока текст конвенции проработан на 70 процентов. Урегулирование достигнуто только в части проведения разграничительных линий в целях недропользования между РФ, Азербайджаном и Казахстаном. Часть же статей - раздел акватории, дна и недр Каспия, прокладка трубопроводов, транзит судов, присутствие вооруженных сил - пока не согласована.
     Тем не менее нельзя не отметить, что сегодня еще существует возможность благоприятного для каспийских стран исхода затянувшейся проблемы. Главное, чтобы участники диалога смогли своевременно воспользоваться наметившимися подвижками. Свои коррективы в ее решение обещает внести и перестановка в туркменской вертикали власти. Команда нового президента страны Гурбангулы Бердымухаммедова пытается разыграть на евразийской арене собственный газовый козырь, а для этого необходимо наращивать добычу «голубого топлива» и искать новые маршруты его транспортировки на мировые рынки. На это указывает недавно подписанное соглашение между Россией, Туркменией и Казахстаном, предусматривающее увеличение пропускной способности трубопровода Средняя Азия - Центр. Оно свидетельствует, что Ашхабад готов проявить гибкость ради достижения консенсуса, действуя по принципу, что каждая сторона должна поступиться принципами ради сотрудничества и безопасности в будущем.
     Продолжается активизация связей между Россией и Азербайджаном, в том числе по решению проблемы Каспия. Стороны уверены в необходимости перехода к реализации крупных инвестиционных проектов, представляющих взаимный интерес, продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли и формированию элементов единого экономического пространства.
     На недавнем российско-казахстанском экономическом форуме в Новосибирске президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев рассмотрели наиболее важные вопросы дальнейшего развития стратегического партнерства. Лидеры двух стран обсудили взаимодействие в использовании водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона, каспийскую проблематику. Сегодня в двусторонних отношениях между Казахстаном и Россией не существует вопросов, которые не были бы решены путем конструктивного диалога и учета взаимных интересов. Как отметил президент Назарбаев: «Казахстан и Россия жизненно заинтересованы в том, чтобы Каспийское море было не «яблоком раздора», а морем дружбы, добрососедства, без чего невозможно говорить о поступательном развитии национальных экономик и будущем благополучии народов».
     Есть шанс, что на предстоящем саммите начавший вырисовываться между прикаспийскими государствами консенсус распространится и на Иран. Тем более что, похоже, готов к этому и Тегеран. «Для разграничения существуют формулы и критерии, - заявил на днях в интервью ИТАР-ТАСС президент Ахмадинежад. - Мы думаем, что при помощи доброй воли и заинтересованности прибрежных стран нам вместе удастся прийти к взаимопониманию». «Фундаментом для нас является справедливое распределение, которое позволит упрочить мир и дружбу в регионе», - подчеркнул он.
     
«Безопасный» зонтик?

     Вместе с тем нельзя не отметить, что развитие ситуации в регионе во многом опережает темпы развития переговорного процесса по правовому статусу Каспийского моря. Во многом это объясняется и действиями третьих стран. Прежде всего Соединенных Штатов, которые пытаются взять под свой контроль и Каспий с его уникальными запасами нефти и газа, транспортными возможностями. Каспийский регион является ключевым для успешного военно-политического влияния в Евразии.
     Когда военные аналитики сравнили карту мира с «горячими точками» последних десятилетий, в которых участвовали США и НАТО, то она полностью совпала с картой крупных месторождений нефти, газа и стратегически важных полезных ископаемых. Кстати, сегодняшние «утечки» об американских планах удара по Ирану связаны не только и даже не столько с его «ядерной проблемой», сколько с обеспечением прямого доступа США к энергетическим ресурсам региона.
     Еще весной 1998 года госдепартамент объявил о включении стран Закавказья и Центральной Азии в зону военной ответственности США. А 1 октября 2002 года Пентагон сообщил, что новой зоной ответственности группировки американских войск в Европе объявлено Каспийское море. В США уже несколько лет проводятся экспериментальные военно-научные исследования Каспийского региона как будущего театра военных действий. В связи с этим начиная с 2000 года ведутся компьютерные учения по Каспию с участием представителей всех видов вооруженных сил и ведущих федеральных ведомств, включая ЦРУ и госдепартамент.
     Под предлогом борьбы с наркотиками в регионе США с союзниками по НАТО в рамках программ содействия управлению границами и предотвращения распространения наркотиков в Центральной Азии обустраивают внешнюю туркменскую границу. В августе на афганско-туркменской границе при участии США был открыт контрольно-пропускной пункт Имамназар. «Правительство Соединенных Штатов вложило в проект 1,8 млн. долл. Имамназар является вторым подобным КПП, построенным на границе Туркмении в соответствии со стратегией Центрального командования США по борьбе с наркотиками в регионе Центральной Азии». Присутствующий на церемонии открытия помощник государственного секретаря США по вопросам экономики, энергетики и бизнеса Дэниел Салливан заявил, что надеется на дальнейшее расширение региональной экономической интеграции и преимуществ пограничной торговли для Туркмении. В ближайшей перспективе аналогичный КПП планируется построить на правобережье Амударьи - на территории Фарапского района, на границе с соседним Узбекистаном.
     Будучи послом США в Баку, Рино Харниш как-то заявил, что «Вашингтон уже выделил 30 млн. долларов на усовершенствование береговой охраны Азербайджана. Теперь США намерены потратить 135 млн. долларов в рамках программы «Каспийский страж», которая предусматривает улучшение состояния ВМС Азербайджана и Казахстана». Позже сообщалось, что по заказу правительства США компания Washington Group International уже построила в Азербайджане штабы и соорудила две радиолокационные станции. Кроме того, в рамках индивидуального плана партнерства с НАТО ВМС и пограничная служба Азербайджана будут оснащены новейшей техникой.
     Особое внимание американцами уделяется реализации программы «Каспийский страж». Эта концепция обеспечения «безопасности» Каспийского бассейна родилась в недрах Пентагона в 2003 году. Она предполагает формирование сети подразделений специального назначения и полицейских сил в прикаспийских странах, которые могли бы быстро реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций, включая угрозы нападения террористов на нефтяные объекты, в том числе трубопроводы. Фактически «Каспийский страж» должен стать передовым постом европейского командования США со штаб-квартирой в Штутгарте, в зону ответственности которого будет входить Каспийский регион. Как отмечает газета «Уолл-стрит джорнэл», командный центр «Каспийского стража», оснащенный новейшим радаром, может расположиться в Баку. По данным газеты, в ближайшие несколько лет правительство США израсходует на эту программу около 100 млн. долларов.
     Для продвижения своих планов в отношении Каспийского региона США активно используют и Североатлантический альянс. Декларация НАТО от 1996 года предусматривает охрану международных нефтегазоэкспортных коммуникаций путем создания «военного зонта». Создается инфраструктура доставки и развертывания военных контингентов для обеспечения безопасности нефтепроводов, проводятся совместные военные учения, расширяется сотрудничество в рамках программы «Партнерство ради мира», создаются военные базы и базы слежения, перевооружаются армии по натовскому стандарту.
     В связи с этим есть основания полагать, что США и НАТО будут и дальше прилагать огромные усилия, чтобы Каспийское море не получило своего правового статуса. Ведь в этих условиях им легче, как говорится, ловить рыбку в мутной воде. А следовательно Каспийский регион рискует и дальше оставаться центром «большой игры» за энергоресурсы. Еще хуже, если Каспий станет очагом еще одной («антитеррористической») войны. Это может привести к серьезным геостратегическим проблемам.
     
Защищая национальные интересы

     И последнее. Не так давно бывший министр обороны США Карл Уайнбергер откровенно признался: «Если бы России удалось удержать господство в Каспийском море, это было бы для нее более важной победой, чем победа Запада, добившегося расширения НАТО на Восток». Совершенно очевидно, что Россия здесь объективно является конкурентом Вашингтона. Поэтому американцы будут пытаться максимально ослабить позиции Москвы, чтобы вытеснить Россию на периферию евразийской экономической и политической жизни. По мнению экспертов, США будут использовать для сворачивания экономических проектов России в Каспийском регионе такие меры, как дипломатическое давление, попытки смены политических режимов в странах Каспийского региона, которые настроены позитивно к России, усиление военной составляющей своего присутствия в регионе.
     В России прекрасно осознают эту опасность и угрозу своим национальным интересам и принимают меры по их защите. В том числе и совместно с партнерами по СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. На прошедших недавно в Душанбе саммитах глав государств этих международных структур было отчетливо продемонстрировано, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве имеют все шансы вывести его государства из разряда сырьевых придатков в равноправные партнеры Запада, разговаривающие с ним в одной тональности.
     Именно этого и опасаются США с союзниками. В преддверии саммитов группа американских экспертов, входящих в аналитическую группу «Глобальный барометр влияния», пришла к выводу, что Россия нанесла поражение США в формировании критически важных энергетических альянсов в Центральной Азии, в Закавказье, в Африке и даже в Южной Америке. Также сообщается, что в 2007 году США больше не ведут за собой мир и по меньшей мере две другие страны - Россия и Китай - используют свою мощь более эффективно, чем США. «В 2008 году число таких стран может расшириться, и многие полагают, что это может даже стабилизировать мир», - говорится в выводах аналитиков.
     Так что не исключено, что именно предстоящий саммит глав государств Прикаспийского региона имеет шанс расширить этот список и внести свою лепту в столь необходимую миру стабилизацию.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex