на главную страницу

13 Октября 2007 года

Тема номера

Суббота

Стратегическая стабильность
в формате «два плюс два»




     В пятницу в Москве состоялись переговоры глав внешнеполитических и оборонных ведомств России и Соединенных Штатов в формате «два плюс два». Российскую сторону представляли Сергей Лавров и Анатолий Сердюков, американскую - Кондолиза Райс и Роберт Гейтс. Обсуждаемая тема - стратегическая стабильность. В частности, рассматривалось общее состояние сотрудничества в сфере безопасности и разоруженческого процесса, включая, естественно, такие проблемы, как противоракетная оборона и Договор об обычных вооруженных силах в Европе.
     Последние в силу известных обстоятельств, связанных, во-первых, с готовящимся размещением элементов американской ПРО в Восточной Европе и, во-вторых, с невыполнением странами НАТО обязательств по ДОВСЕ, уже продолжительный период являются не только предметами споров, но и причинами некоторого напряжения в политическом диалоге.
     Как напомнил накануне министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, Россия неоднократно излагала свое отношение к односторонним планам США по развертыванию третьего позиционного района в рамках национальной глобальной системы ПРО, а президент Владимир Путин выдвинул конструктивную инициативу, реализация которой могла бы вывести отношения с США в сфере стратегической стабильности на новый уровень стратегического партнерства и союзничества. По словам министра, консультации, которые состоялись в рамках подготовки настоящей встречи, показали, что у нас хорошие аргументы в пользу именно такого подхода. При этом, указал Лавров, «американская сторона обещала привезти конкретный ответ на наши предложения».
     Своим комментарием предварила московскую встречу и госсекретарь Кондолиза Райс. Она, в частности, сказала журналистам, что отношения между Россией и США на текущем этапе являются вполне хорошими. Две страны «работают сообща по большинству вопросов», прежде всего в области борьбы с терроризмом. Россия и США, по ее словам, достигли «стратегического согласия относительно того, что именно необходимо делать для таких стран, как Северная Корея и Иран». Ну а «подлинно центральным пунктом» двусторонних отношений является то, что «США более не представляют угрозы для России, а Россия - для США», подчеркнула Райс.
     В то же время, как заметила госсекретарь, «мы не все видим одинаково», существуют «тактические разногласия при обсуждении путей решения иранской и северокорейской ядерных проблем». Что же касается ПРО, то, как заверяет Райс, администрация Буша «стремится к совместным с россиянами договоренностям и дискуссиям» по этой проблеме. Как и по вопросу о ДОВСЕ, который является «частью стратегической военной архитектуры Европы».
     До начала переговоров их участников принял в своей подмосковной резиденции Ново-Огарево Владимир Путин. «Мне очень приятно, что у нас складывается формат, который мы используем в работе с другими нашими партнерами, в том числе с членами НАТО. Формат, при котором министры обороны и министры иностранных дел встречаются на регулярной основе, чтобы обсудить глобальные и двусторонние вопросы, прежде всего в сфере международной безопасности», - отметил он.
     Высказываясь по основным моментам предстоящей дискуссии министров, президент, в частности, выразил надежду на то, что американская сторона не станет форсировать свои прежние договоренности с восточноевропейскими странами.
     Путин считает, что Россия и США должны вместе бороться за глобальный характер Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Если это не удастся, обе страны могут выйти из Договора, сказал российский лидер, имея в виду, что им будет сложно оставаться в его рамках, когда другие государства активно развивают такие системы вооружений.
     Напомним, что согласно условиям упомянутого договора ликвидации подлежали советские и американские ракеты двух категорий - средней (от 1.000 до
     5.000 км) и меньшей (от 500 до 1.000 км) дальности. То же касалось пусковых установок, стартовых сооружений, вспомогательного оборудования, размещенных как в самих США, так и в странах Западной Европы, и, соответственно, объектов на территории России и других республик бывшего СССР, а также ГДР и Чехословакии. Договор о РСМД сыграл большую роль в разоруженческом процессе, продемонстрировав способность России и США совместно двигаться к международной стратегической стабильности.
     Владимир Путин высказался по поводу необходимости дальнейших усилий сторон в области уничтожения оружия массового поражения. Он также выразил надежду на продолжение совместных российско-американских учений. «Очень рассчитываю, что между оборонными ведомствами будет продолжен диалог, который вы начали полтора-два года назад», - сказал он, обращаясь к Роберту Гейтсу и Анатолию Сердюкову.
     Со своей стороны, госсекретарь и глава Пентагона пообещали сделать все возможное для успеха переговоров и продвижения сотрудничества с Россией в сфере стратегической стабильности.
     
Вадим МАРКУШИН,
«Красная звезда».

     
* * *

     Планы США по размещению элементов национальной ПРО в третьем позиционном районе в Восточной Европе находятся в центре внимания экспертов и аналитиков. Так, бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Виктор Есин считает, что предложения США сводятся к тому, что они в принципе не против включения в контур своей ПРО российских станций, расположенных в Габале (Азербайджан) и в Армавире. «Но при этом они говорят: этого недостаточно, нам нужны станции, которые бы управляли огнем противоракет, и сами противоракеты. Другими словами, российские предложения формально принимаются, но свои намерения американцы менять не собираются», - сказал эксперт.
     Генерал-полковник Есин напомнил, что реализация российских предложений по совместному использованию РЛС в Габале и Армавире позволила бы наблюдать за развитием иранской ракетной программы. «Для своевременного выявления начала испытаний Ираном ракет, способных достигнуть Европы, а тем более Соединенных Штатов, учитывая, что с момента разработки до принятия их на вооружение проходит не менее 5-6 лет, можно было бы за это время выстроить соответствующую ПРО», - сказал Виктор Есин. Однако, по его словам, американцы ждать «не собираются».
     «Хитрость заключается в том, что иранская угроза - только повод для создания третьего позиционного района в Европе. На самом деле этот район имеет двойное назначение, и главная его составляющая - это следить за европейской частью России и иметь возможность поражать российские ракеты ответного удара, которые будут направлены на США через северные районы Европы и Северную Атлантику», - подчеркнул генерал.
     Также он пояснил, что существует ошибочное мнение, что весь ответный удар российских ракет по США спланирован через Северный полюс. «Это не так. Те объекты, которые расположены на восточном побережье США, поражаются по траекториям, которые проходят над Северной Европой и Северной Атлантикой. Самое выгодное место для поражения этих ракет - предполагаемый район американских противоракет в Польше», - сказал эксперт. По мнению Виктора Есина, США могли бы дать в качестве встречного шага для сближения позиций с Россией по проблеме ПРО гарантию, что не будут увеличивать количество противоракет в Польше свыше десяти единиц, так как при тысяче блоков (ядерные блоки российских стратегических ракет) десять противоракет для нас роли не сыграют.
     Однако при этом американцы вряд ли пойдут на такой шаг, поскольку главная их задача сегодня - создать соответствующую инфраструктуру в Польше, закрепиться в этом районе и там уже нарастить количество противоракет до 100, 200 и более, считает Виктор Есин.
     Бывший начальник Главного штаба РВСН пояснил, что был бы рад ошибиться в своем прогнозе. «Надеюсь, что я ошибся и мой прогноз не оправдается, и какая-то договоренность в российско-американских переговорах по ПРО будет достигнута. Но я в этом не уверен», - сказал Виктор Есин.
     
Александр ПИНЧУК.
Фото пресс-службы Президента РФ.
Фото ИТАР-ТАСС.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex