на главную страницу

16 Октября 2007 года

Армия и общество

Вторник

Наследники Крузенштерна

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».




     13 октября исполнилось 180 лет со дня образования Гидрографической службы ВМФ. В ХIХ веке И.Ф. Крузенштерном и Ю.Ф. Лисянским были выполнены первые научные океанографические работы в открытом океане, тогда же были начаты регулярные гидрометеорологические наблюдения, которые впоследствии стали непременной частью всех гидрографических работ и экспедиционных исследований на военных кораблях и судах. С этого времени начались работы Гидрографической службы ВМФ по накоплению и осмыслению результатов океанографических наблюдений, составлению описаний гидрометеорологического режима морских акваторий.
     В советское время особенно заметны темпы работ по исследованию морских театров выросли за период с 1925 по 1940 год. Отчасти это было связано с созданием в 1923 году в Гидрографическом управлении Океанографического отдела, в обязанности которого вошли планирование и руководство океанографическими работами. Перед Великой Отечественной войной годовой объем океанографических работ превышал объем работ 1913 года в 15 раз. В результате этого к началу войны с Германией наши моря в основном были изучены в навигационно-гидрографическом отношении и покрыты навигационными морскими картами и лоциями.
     В послевоенное время, с расширением районов плавания военного, торгового и промыслового флотов, постепенно расширились и границы изучения Мирового океана. Океанографические работы стали носить комплексный характер, включали в себя гидрографические, геофизические, гидрофизические, аэрологические и метеорологические исследования и проводились в интересах решения широкого круга задач теоретического и военно-прикладного характера. В эти годы разрабатывались новые методы и средства изучения океана, вырос исследовательский флот Гидрографической службы ВМФ.
     Особую страницу в историю геофизических исследований Военно-морского флота вписали гидрографы Северной гидрографической и Тихоокеанской океанографической экспедиций в дальних океанских походах на подводных лодках. Для уточнения формы и размеров Земли требовалось проведение гравиметрических измерений на всей акватории Мирового океана. Если такие измерения с необходимой точностью и подробностью в Северном Ледовитом океане регулярно проводились уже с 1962 года, то для открытых удаленных районов Атлантического, Тихого и Индийского океанов требуемую точность гравиметрических измерений к тому времени можно было достичь только с помощью маятниковых наблюдений с подводных лодок.
     Осенью 1968 года дизельная подводная лодка Тихоокеанского флота совершила длительное плавание в северной части Тихого океана. В ходе этого похода военными гидрографами были проведены маятниковые измерения в 80 пунктах по маршруту протяженностью около 10.000 миль. Был приобретен необходимый практический опыт, который успешно использовался в следующих походах. В 1969 году уже две дизельные подводные лодки (Северного и Тихоокеанского флотов) почти одновременно вышли в море. Их маршруты были проложены через Атлантический и Тихий океаны в Индийский. Гравиметрические партии в количестве 3-4 гидрографов на каждом корабле выполняли необходимые измерения.
     В походах на атомных подводных лодках подо льдами Арктики также проводились маятниковые наблюдения и гравиметрические измерения. В частности, удалось существенно детализировать информацию о характере гравитационного поля на отдельных участках и значительно уточнить результаты дискретных съемок со льда. Особенно ценной была эта информация в районах рифтовых зон, а также на кромках ледовых полей, где из-за сильных подвижек льда выполнить необходимые измерения авиадесантным способом не удавалось.
     В 1966 году Гидрографической службой ВМФ впервые были выполнены комплексные геофизические исследования (электроразведка, гравиметрическая и магнитная съемки) с борта гидрографических судов Тихоокеанской океанографической экспедиции «Охотск», «Румб», «ЕС-68» в Пенжинской губе Охотского моря. Два года спустя донную съемку начали гидрографы-североморцы с гидрографического судна «Буйреп» у острова Кильдин в Баренцевом море.
     Сегодня в ведении Гидрографической службы находится около 10.000 объектов навигационного оборудования (в том числе маяки, знаки, буи, радионавигационные системы). В ее составе более сорока гидрографических и океанографических судов, десятки гидрографических катеров. Специалисты Гидрографической службы выполняют съемки рельефа дна, грунтовые, гравиметрические и магнитные съемки, осуществляют судовые метеорологические, аэрологические, гидрологические, гидрохимические, гидрооптические и другие наблюдения в Мировом океане. Суда и катера Гидрографической службы водоизмещением от 4 до 9.000 тонн готовы к выполнению работ по изучению любого района на морских просторах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex