на главную страницу

17 Октября 2007 года

Армия и общество

Среда

На страже южных рубежей

19 октября исполняется 15 лет Группе российских Пограничных войск в Республике Таджикистан

Валерий Гук, «Красная звезда». Таджикистан.



     В начале 90-х на долю молодого таджикского государства, едва обретшего независимость, выпали крайне серьезные испытания. В этот судьбоносный период становления национальной государственности одним из надежных гарантов его безопасности, защиты территориальной целостности и неприкосновенности границ стали российские пограничники и воины 201-й мотострелковой дивизии.
     Оперативная группа Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР (КСАПО) к моменту распада Советского Cоюза отвечала за охрану таджикско-афганского участка государственной границы. К концу 1991 года командование группы стало готовиться к передаче таджикской стороне застав, техники, вооружения и выводу личного состава в пределы Российской Федерации. Однако наращивание боевых действий в Афганистане и обострение гражданского противостояния в Таджикистане сделали тогда в этом процессе свою корректировку.
     Для всех здравомыслящих людей уже в конце 1991 года стало ясно: если в Таджикистане утвердится режим экстремистского толка, то в «железном занавесе» бывших советских рубежей образуется огромная черная дыра в полторы тысячи километров, которая не только взорвет стабильность в Средней Азии, но может докатиться и до российского Поволжья. Однако в течение почти целого года после распада СССР наши пограничники, так же как и военнослужащие 201-й мсд в Таджикистане, находились в «подвешенном» состоянии. В бурлящей России мало думали о брошенных за тысячи километров гарнизонах, пограничных отрядах и заставах.
     Тем временем противоборствующие политические группировки Таджикистана всеми способами стремились привлечь на свою сторону немалый боевой потенциал как пограничников, так и 201-й мотострелковой дивизии. Ведь только в распоряжении Оперативной группы Пограничных войск находилось тогда более 200 минометов, 14 «Градов», 700 различных гранатометов, 140 крупнокалиберных пулеметов, десятки единиц бронетехники, зенитных установок и до 20 тысяч единиц стрелкового и группового оружия. Куда более серьезный арсенал находился на складах 201-й дивизии. Нельзя было ни в коем случае допустить, чтобы это вооружение попало в руки никому не подчиняющихся разношерстных вооруженных формирований.
     Пограничники, лишенные какого бы то ни было юридического статуса, находились тогда в жестком политическом и финансовом прессинге. Ведь на тот момент никаких соответствующих межправительственных соглашений и договоров еще не существовало. Вмешайся тогда Россия в этот конфликт, и мировое сообщество могло бы расценить ее действия не иначе как актом агрессии, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
     Командующий пограничной группой генерал-лейтенант Анатолий Мартовицкий и затем сменивший его генерал-майор Виталий Грицан ясно осознавали и понимали, что уходить в такой ситуации из Таджикистана нельзя.
     Между тем с каждым месяцем ситуация усугублялась. Иссякали запасы продовольствия. В блокированных вооруженными формированиями пограничных отрядах на одного человека выдавали в день полбуханки хлеба, больше похожего на кусок глины, горсть макарон землистого цвета и плитку чайного концентрата. Еще более сложная ситуация складывалась на Памире. Ввиду приближения суровой зимы и отсутствия необходимых запасов топлива и продовольствия некоторые неустойчивые военнослужащие предлагали просто-напросто бросить заставы, собраться в одну колонну и уйти в Ферганскую долину...
     Надо отметить, что именно простые российские офицеры пограничных отрядов, взяв инициативу в свои руки, столкнули с мертвой точки вопрос нерегламентированного военного присутствия России в Таджикистане. Летом 1992 года в фактически брошенных российским правительством пограничных отрядах таджикско-афганской границы прошли офицерские собрания, на которых было принято обращение к командованию Пограничной службы, Правительству и Президенту РФ о придании Оперативной погрангруппе российского юридического статуса.
     Вскоре в Душанбе прибыла правительственная делегация России, по результатам работы которой 24 августа был подписан Указ Президента РФ «О переходе пограничных войск, находящихся на территории РТ, под юрисдикцию РФ».
     Усилиями дипломатов, политиков и высшего командования Пограничных войск 19 октября 1992 года приказом министра безопасности РФ на базе Оперативного отдела КСАПО была создана Краснознаменная группа Пограничных войск России в Республике Таджикистан.
     Придание юридического статуса российскому пограничному контингенту дало и первый толчок к налаживанию мирного диалога в самом Таджикистане.
     4 ноября в Алма-Ате собрались президенты Казахстана, Узбекистана, Киргизии, исполняющий обязанности президента Таджикистана А. Искандаров и министр иностранных дел России А. Козырев. Здесь же было принято решение о созыве во второй половине ноября 1992 года внеочередной сессии народных депутатов Таджикистана в Ленинабаде.
     Эта внеочередная сессия, которая вошла в историю как XVI сессия Верховного совета Таджикистана, приняла важнейшие исторические решения, среди которых указывалась необходимость усиления охраны государственной границы (было решено просить Правительство России не выводить с территории республики 201-ю мотострелковую дивизию и Пограничные войска).
     В декабре 1992 года на сессии Верховных советов Узбекистана, Казахстана и Киргизии приняли решение удовлетворить просьбу таджикского парламента о направлении своих ограниченных воинских контингентов для помощи в поддержании мира и спокойствия на территории республики.
     25 мая 1993 года главами государств России и Таджикистана было подписано соглашение о правовом статусе Погранвойск России в Таджикистане. Большую роль в деле укрепления границы сыграл и подписанный 24 декабря 1993 года меморандум о сотрудничестве по внешним границам СНГ. Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Россия стали активно координировать свои усилия по защите своих южных границ. Бывшие советские республики тогда крепко сплотила общая опасность. Осенью 1993 года на базе 201-й мотострелковой дивизии были созданы Коллективные миротворческие силы, надежно прикрывшие заставы своей огневой мощью.
     Российские пограничники в Таджикистане одними из первых на внешних рубежах СНГ столкнулись с противоправной деятельностью международных экстремистов и наркомафии. Будучи поставленными в особые условия, используя все имеющиеся силы и возможности, они вынуждены были бороться за установление мира в регионе с оружием в руках, первыми встречая из-за рубежа непрошеных гостей, желавших погреть руки на этой войне.
     За годы охраны таджикско-афганской границы российскими пограничниками были задержаны более 3.000 нарушителей границы. Пограничники около 3.500 раз вступали в боестолкновения и 1.380 раз подвергались нападениям и обстрелам. Они смогли предотвратить 1.590 попыток прорыва границы, в ходе которых погибло более 160 и ранено более 360 воинов в зеленых фуражках. За эти годы было также изъято 365 единиц огнестрельного оружия, более 446 тысяч различных боеприпасов и более 30 тонн наркотических средств, из которых героин составляет 12 тон.
     В настоящее время российские пограничники, выполнив свою миссию, передали границу таджикским коллегам и теперь в качестве советников Оперативной пограничной группы ФСБ РФ в РТ оказывают им практическую помощь в вопросах организации, планирования и комплексного строительства национальных пограничных войск Таджикистана.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex