на главную страницу

17 Октября 2007 года

Армия и общество

Среда

«ЯРОСЛАВЛЬ» ПОДНИМАЕТСЯ ИЗ БЕЗДНЫ

Сергей ВАСИЛЬЕВ,«Красная звезда».Фото автора.



За время дальнего похода дизельная подводная лодка «Ярославль» Северного флота, которой командует капитан 3 ранга Борис Виноградов, прошла около трех тысяч морских миль, бороздила глубины Северного Ледовитого и Атлантического океанов, оставила за кормой просторы Баренцева, Норвежского и Северного морей. Основной целью плавания стал первый неофициальный визит российских подводников в главную военно-морскую базу Хоконсверн ВМС Норвегии. Его задачи североморцы выполнили с достоинством, не уронив чести ни Андреевского флага и ВМФ, ни самой России, ни славного имени древнего русского города. Тем самым вписана яркая строка в золотую историю Северного флота и в целом в державную летопись Российской Федерации. Ее автор - экипаж «Ярославля», девиз которого «Первый среди равных!»

     
«Мы вышли в открытое море»

     Старпом капитан 3 ранга Альберт Ниндаков, кратко козырнув командиру подлодки «Есть!», негромко, но четко подал команду:
     - Все вниз!
     Без суеты, но максимально быстро «ярославцы» спускаются в прочный корпус подводной лодки. Диаметр вертикальной шахты верхнего рубочного люка, отделяющей подводников от солнца и неба, ровно 855 миллиметров. Ее длина - порядка пяти метров, состоящих из трех пар вертикальных поручней, девятнадцати горизонтальных ступеней, ведущих вниз по вертикальному трапу. Еще шаг. Ступня коснулась палубы - значит, ты во втором отсеке «Ярославля», на глубине полтора метра от забортной поверхности Екатерининской гавани.
     Отданы швартовы, подводная лодка двинула от причала. В двадцать минут пересекла «Катькину гавань», оставив за спиной полярнинскую базу дизельного подплава. Следом - Кольский залив. И вот перед «Ярославлем» свои необъятные просторы распахнуло студеное Баренцево море.
     - Подготовка экипажа к походу прошла достаточно интенсивно и напряженно, - рассказывает командир «Ярославля» капитан 3 ранга Борис Виноградов. - Подводная лодка с хорошими оценками выполнила все учебные задачи, поставленные командованием соединения перед экипажем.
     Корабль к дальнему плаванию готовили с момента, как узнали, что в Норвегию пойдет российская субмарина с ответным - на прошлогодний заход «Утстейна» в Североморск - визитом. Командование Краснознаменной, ордена Ушакова бригады дизельных подлодок Северного флота определило, что наиболее подготовленный в техническом аспекте корабль для подобного мероприятия - «Ярославль».
     Основной этап плавания - переход в норвежский Хоконсверн - выпал на мерзопакостные метеорологические условия: волнение моря достигало шести-семи баллов, скорость ветра в порывах - 26 метров в секунду. Однако «ярославцы» не только без замечаний несли вахты, но и рьяно готовили лодку к заходу в натовскую базу: драили до «пламени» корабельную медь, маклачили большие приборки с мылом по давно заведенному старпомовскому алгоритму: «сверху вниз, из носа - в корму». Словом, дружно наводили флотский шик и лоск. Невзирая при этом на должности и воинские звания, потому что...
     Экипаж подводной лодки «Ярославль» полностью контрактный. Среди двадцати девяти старшин и матросов личного состава проходящих службу по призыву нет. Но парням, которые в первый раз заключили контракт, необходима учеба и еще раз учеба, сопряженная с тяжелым ратным трудом подводника, где знания приходят с опытом.
     - Несколько моряков заключили контракт уже после полугода службы по призыву, - рассказывает заместитель командира подлодки по воспитательной работе капитан 3 ранга Павел Стежко. - Конечно, всех тонкостей специальности пока не постигли, поэтому обучаются в море, дальнем походе. Это хорошая школа!
     Вообще, экипаж «Ярославля» достаточно молод - средний возраст подводников 25-26 лет. И здесь с полным основанием можно утверждать, «ярославский» пример - все же исключение из старой истины. Да, молодо, но не зелено.
     - Иначе мы не смогли бы выйти в море, - говорит командир подводной лодки. - Это показатель тяжелого ратного труда, напряженной учебы экипажа. А то, что ребята молодые, так молодость не порок. Со временем она, к сожалению, уйдет.
     Кстати, у капитана 3 ранга Виноградова в должности командира подлодки - также первая боевая служба. Борис Игоревич - выпускник легендарного Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола 1999 года - принял «Ярославль» под свое начало лишь в минувшем декабре. Поэтому «норвежский» поход - командирский дебют тридцатилетнего офицера.
     Один из ветеранов подплава как-то сказал, что первая командирская боевая служба - это пик счастья офицера, ставшего однажды к лодочному перископу. Чувствует ли себя по-настоящему счастливым человеком командир «Ярославля»?
     - Я был неимоверно горд, - отвечает капитан 3 ранга Борис Виноградов, - когда меня назначили на лодку и когда стало известно, что она пойдет на боевую службу с визитом в иностранный порт. Счастьем стало уже то, что мне доверили управлять таким замечательным кораблем, а тем более - выйти на нем в дальний поход. Считаю, для любого командира - это наибольшее счастье, какое только может быть в его служебной деятельности, офицерской карьере: демонстрация Андреевского флага и мощи отечественной военной техники за рубежом. О таком можно только мечтать!
     Почему все-таки решили, что в Норвегию с ответным визитом пойдет «Ярославль», а не однопроектный «Магнитогорск», который в прошлом году выступил в роли корабля-хозяина на заходе норвежской подводной лодки «Утстейн» (типа «Ула») в Североморск?
     Начальник штаба бригады подлодок, старший на походе «Ярославля» капитан 2 ранга Александр Горбунов отвечает на это обстоятельно:
     - Во-первых, по техническому состоянию в такой дальний путь «Магнитку» никто не выпустил бы. Планировали, что проведем полномасштабный доковый ремонт «Магнитогорска». Только в этом случае визит подлодки в Норвегию состоялся бы. Но денежные средства на постановку «Магнитки» в док техническое управление Северного флота не выделило. Поэтому наше решение и сошлось на «Ярославле». Ему не продлевали межремонтные сроки. Хотя сам по себе корабль уже не молодой, однако вовремя прошел средний ремонт. Во-вторых, высокая профессиональная подготовка экипажа. Что же касается смены части коллектива, в основном группы командования, то все равно костяк «ярославцев» (процентов на 90) остался прежним. А что касается группы «К», то произошла плановая смена командира корабля и его заместителя по воспитательной работе. И ничего страшного здесь нет.
     По мнению Александра Владимировича, на первом этапе автономного плавания - до захода в ВМБ Хоконсверн - экипаж действовал грамотно и уверенно. Конечно, всегда есть мелочовка, которую, по большому счету, в базе в полном объеме не отработать, так как вышестоящим начальством обычно «нарезаются» куда более «важные», на его взгляд, задачи и вопросы. Вот и набираются «ярославцы» опыта непосредственно в походе. Кроме этого, перед боевой службой экипаж в совокупности в течение тридцати пяти суток отрабатывал учебные задачи в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море.
     - Поэтому у меня, как старшего на борту подлодки, - резюмирует капитан 2 ранга Горбунов, - сомнений в «Ярославле» нет и, кстати, никогда не было. Оценивая переход к берегам Норвегии, включая путь, пройденный нами в подводном положении, искренне скажу: экипаж сплочен и поставленную ему задачу выполнит на отлично.
     
Связь трех «корпусов»

     Впервые именная подводная лодка, уходящая, скажем так, родовыми «корнями» в Ярославскую область, вошла в боевой состав советского ВМФ в 1943 году, и история ее «рождения» неразрывно связана с Великой Отечественной войной. Годом раньше в стране развернулось широкое движение по строительству «народной» техники для фронта: люди отдавали последние сбережения на создание танковых колонн, авиационных эскадрилий. Так, летом 1942-го на средства ярославцев построили истребительную эскадрилью, получившую почетное наименование «Ярославский комсомолец».
     Движение «народного строительства» продолжилось: в массы бросили клич: мол, крайне важно оказать содействие Военно-морскому флоту. После чего - к августу 1942 года - ярославцы собрали около 2,5 миллиона рублей, что позволило вложить их в строительство подводной лодки. Но сбор средств продолжили, и уже к декабрю 1942 года «ярославская» сумма составила порядка 5,5 миллиона рублей. Столько стоило строительство новой лодки типа «Малютка» 12-й серии. Однако создание подводной лодки - это не день и даже не месяц. Поэтому решили - эквивалентно собранной жителями города и области сумме - ближайшей построенной подлодке класса «М» присвоить наименование «Ярославский комсомолец».
     И вот 23 февраля 1943 года подводную лодку «М-104», заложенную на горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово», первой вообще в подводных силах ВМФ именовали «Ярославским комсомольцем». Тогда же подлодка вступила в боевой состав Северного флота. Кстати, на торжественной церемонии передачи ее флоту корабль от делегации ярославцев принимал командир бригады подводных лодок СФ Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иван Колышкин - уроженец Ярославской области.
     В составе Краснознаменного Северного флота «М-104» находилась до мая 1944 года. Совершила шесть боевых походов, потопила и повредила четыре транспорта противника. Более того, первую победу «ярославцы» одержали уже в первом походе.
     А ближе к лету 1944 года лодку в составе «малюточного» дивизиона по железной дороге отправили на Черное море, так как еще до войны существовало мнение, что использовать лодки класса «М» на обширном Северном театре военных действий нецелесообразно.
     В Крыму «Ярославский комсомолец» вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота, однако в боевых действиях уже не участвовал. После войны корабль стал плавучей зарядовой станцией, затем - учебно-тренировочной станцией. И в конце 1950-х годов «комсомольскую» подводную лодку окончательно вывели из боевого состава ВМФ.
     В 1963 году традиция присвоения кораблям и подлодкам почетных наименований возобновилась. Тогда первой именной субмариной стала легендарная АПЛ «К-3» - «Ленинский комсомол». Следующей - уже дизельная подлодка «Б-4», кстати, участница Карибского кризиса и единственно, как свидетельствуют историки, не обнаруженная противолодочными силами ВМС США. По возращении в базу она получила почетное наименование «Челябинский комсомолец».
     Вслед за уральцами и Ярославская область обратилась к командованию Краснознаменного Северного флота с просьбой возобновить шефские связи над подводниками-североморцами. Их просьбу удовлетворили: ярославцы взяли шефство над вновь строящейся подлодкой «Б-26» проекта 641, которую в 1965 году заложили в Ленинграде на Балтийском заводе. После ввода в боевой состав Краснознаменной, ордена Ушакова бригады подлодок 4-й эскадры подводных сил Северного флота второй «Ярославский комсомолец» верой и правдой отслужил Отечеству свыше четверти века. За это время подлодка совершила более десяти океанских походов, участвовала в многочисленных учениях сил Северного флота и ВМФ СССР.
     Самый знаменательный поход «Ярославского комсомольца», которым командовал капитан 2 ранга Лев Дементеев, состоялся в 1978 году - совместное плавание с подлодкой «Челябинский комсомолец» и научно-исследовательским судном «Полюс» в южные широты Атлантического и Индийского океанов. Поход посвятили изучению гравиметрического поля Земли, от знания особенностей которого зависело отечественное ракетостроение, и в частности точность запуска межконтинентальных баллистических ракет.
     В ходе плавания, продолжавшегося с 22 ноября 1977 года по 9 июля 1978 года, подводные лодки посетили с дружественными визитами порты Конакри (Гвинея), Луанда (Ангола) и Порт-Луи (остров Маврикий). Во время похода экипажи «комсомольских» подводных лодок направили телеграмму в адрес начавшего работу XVIII съезда ВЛКСМ.
     В 1992 году подлодку «Ярославский комсомолец» вывели из боевого состава ВМФ. Большую часть экипажа перевели на новейшую по тем временам дизельную подводную лодку проекта 877 типа «Варшавянка», уже вошедшую 28 декабря 1988 года в состав подводных сил Северного флота. В прославленном соединении именно она успешно выполнила задачи боевых служб нынешнего тысячелетия. Нынешний дальний поход для «ярославцев» - третий.
     Кроме этого, подводная лодка нижегородской постройки проходила сдаточные испытания на Черноморском флоте, участвовала в испытаниях новых образцов вооружения. Затем совершила межфлотский переход через Средиземное море, Атлантику и акваторию арктических морей на Северный флот. В Кольском же Заполярье экипаж «Ярославля», образно говоря, из морей не вылезал и не вылезает. Завершившийся дальний поход с неофициальным визитом в Норвегию - лишнее тому подтверждение.
     
«С нами Бог и Андреевский флаг!»

     А еще в судьбе «Ярославля», вернее, его экипажа, был уникальный случай, воспроизведенный в фильме Владимира Хотиненко «72 метра». По словам заместителя командира подлодки по воспитательной работе капитана 3 ранга Павла Стежко, дело было так...
     Одно время в начале смутных для Советского Союза 1990-х годов экипаж подводной лодки «Липецк», собрат «ярославцев» по бригаде полярнинских «дизелюх», был нелинейным, но вместе с подлодкой находился в Севастополе. Поэтому десятая часть его экипажа приняла украинскую военную присягу. Однако вопрос стоял так, что лодка все равно уйдет на Север, но корабль не выпустят до тех пор, пока экипаж не станет линейным...
     «Липецк» входил в состав Северного флота, но в оперативном отношении - до государственных испытаний - был подчинен Черноморскому флоту. И не в пример киноверсии Хотиненко инициатором принятия присяги моряками, призванными с Украины, выступил не замполит подлодки, а заместитель командира бригады подводных лодок российского (!) Черноморского флота. Старожилы Полярного вспоминают, что это с чуть ли не насильственным запиранием матросов для «душеспасительных», агитационных бесед в кубриках больше напоминало захват боевого корабля со стороны приверженцев украинизации ЧФ. Поэтому именно замполит телеграфировал на Север, что «Липецк» нужно срочно уводить из Севастополя, так как в тот момент не был ясен вопрос с разделом Черноморского флота. И если нынешняя черноморская подлодка «Алроса» изначально предназначалась для ЧФ, то «Липецк», если оперативно не вывести из Севастополя, автоматически попадал под раздел: ведь «Варшавянки»-то две. Одну надлежало при разделе Черноморского флота отдать ВМС Украины. Поэтому время работало против североморцев, и действовать нужно было, что называется, шустро.
     Линейным «ярославцам» под командованием капитана 2 ранга Александра Олейника командование отвело десять суток на передачу подлодки резервному экипажу, затем подводников посадили в самолет и в начале января 1992 года отправили в Севастополь. Спустя некоторое время, в феврале 1992 года, будущий «Липецк» - еще до официального изменения советской на российскую символику - уходил по приказанию командования Северного флота из Севастополя, ведомый «ярославским» экипажем. И под Андреевским флагом!
     По легенде подлодка вышла в Черное море на краткосрочные учения, но обратно в Севастополь она уже не вернулась. Курс ее через восемь морей и два океана лежал в Кольское Заполярье...
     Что касается самого «Ярославля», то его экипаж после возвращения на Север сразу же включился в комплексную боевую подготовку, выполнение задач боевых служб и дежурств, работу с «наукой». Но в 1995 году лодка стала в судоремонтный завод. Надолго. Перспективы были не самыми радужными и больше напоминали вялотекущую агонию. В 1999-м при 90 процентах готовности корабля даже поговаривали о списании лодки на «иголки». Однако в 2002 году, в немалой степени благодаря помощи шефов, «Ярославль» все же вышел из завода.
     
«Ярославец» - это по-мужски

     Когда «Ярославль» после семилетнего среднего ремонта и ходовых испытаний возвратился в родную бригаду, его командир ушел на повышение. Были назначены командиром подводной лодки в то время капитан 3 ранга Александр Назарьев, старшим помощником командира - капитан 3 ранга Алексей Любимцев, помощником командира - капитан-лейтенант Алексей Баженов и заместителем командира по воспитательной работе - тогда еще капитан-лейтенант Дмитрий Румянцев.
     - В то время наш экипаж называли «семидесятниками», - вспоминает капитан 3 ранга Дмитрий Румянцев, ныне он - старший офицер отдела воспитательной работы Кольской флотилии разнородных сил СФ, - потому что командир был 1971 года рождения, на четыре года младше - старпом, я, заместитель, - 1976-го и помощник командира - 1977-го года рождения. В общем-то объективно - молодой экипаж! Некоторые в бригаде так скептически и относились к нам: мол, молодо-зелено! Однако начиная с января 2004 года мы уже начали отработку курсовых задач в море. И летом того же года сходили на первую боевую службу. Первую не только для обновленного экипажа, но и для бригады за предшествовавшие «ярославской» автономке двенадцать лет. Задачи похода выполнили на «отлично».
     С 2004 года в течение последующих трех лет экипаж «Ярославля» неизменно признавали лучшим в соединении, а в 2005 году его признали лучшей дизельной подводной лодкой на Северном флоте.
     В том же году корабль признали лучшим на Северном флоте еще и по обеспечению безопасных условий службы - на корабле отсутствовали случаи травматизма. Поэтому неудивительно, что на торжественном собрании в честь 100-летия отечественного подплава в Доме офицеров Северного флота командиру «Ярославля» капитану 2 ранга Александру Назарьеву вручили орден «За военные заслуги».
     В 2006 году капитан-лейтенант Алексей Баженов стал старпомом. Кстати, за последние пятнадцать лет он был первым старшим помощником командира подводной лодки в звании капитан-лейтенанта, который получил допуск на самостоятельное управление кораблем. В настоящее время Алексей Александрович с отличием окончил Высшие специальные офицерские курсы, возвращается в родную бригаду и, как говорят, примет под свое уже командирское начало экипаж одной из подлодок орденоносного соединения.
     В том же 2006 году «Ярославль», находившийся в дальнем противолодочном охранении ракетной подводной лодки стратегического назначения «Екатеринбург», ходившей подо льды стрелять на Северный полюс, успешно выполнил задачи своей второй боевой службы: не было ни поломок материальной части, ни проблем с личным составом. По итогам похода, в частности, старшего помощника командира капитана 3 ранга Алексея Баженова и заместителя командира по воспитательной работе капитана
     3 ранга Дмитрия Румянцева наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Командира электромеханической боевой части подлодки капитан-лейтенанта Александра Жестовских и старшину команды радиотелеграфистов БЧ-4 старшего мичмана Дмитрия Фоменко - медалью Ушакова. Двоих контрактников - медалью Кузнецова.
     В конце прошлого года капитан 2 ранга Назарьев ушел, как говорится, на повышение, капитан 3 ранга Баженов - на «классы». А недавно в отдел воспитательной работы Кольской флотилии разнородных сил СФ назначили капитана 3 ранга Румянцева.
     Нынешний командир «Ярославля» капитан 3 ранга Борис Виноградов в подплав пришел штурманом, был помощником командира. Уже старпомом Бориса Игоревича назначили на «Вологду», после нее некоторое время командовал «Новосибирском», а в конце прошлого года принял «Ярославль». На нем для капитана 3 ранга Виноградова, как командира все было впервые: первые под его началом отработанные экипажем курсовые задачи, первая боевая служба.
     Поэтому сегодняшний экипаж «Ярославля» - это несколько обновленный офицерский состав и устоявшийся за последние годы костяк мичманов и контрактников, прошедших две боевые службы.
     - Наверное, самое приятное при возвращении с боевой службы, - говорит капитан 3 ранга Румянцев, - когда понимаешь, что твой экипаж - самый подготовленный. В нем ты безоговорочно веришь каждому подводнику. И это происходит именно в процессе автономки, когда людей сплачивают море, длительное плавание. Что же для меня «Ярославль» лично? Это та подводная лодка, которая сделала меня настоящим подводником, исполнявшим обязанности не только заместителя командира по воспитательной работе, но и вахтенного офицера. Еще в детстве мечтал постоять на мостике подлодки. Вот на «Ярославле» мечта и осуществилась!
     
За «Ласточку»!

Романтика службы в дизельном подплаве? На первый взгляд, она немыслима. Тесно и неудобно в прочном корпусе «Варшавянки». Запас воды - 15 тонн так именуемого «пресняка». Когда в экипаж прикомандировывают сверх штата личный состав, то спальных мест на всех не хватает и подводники спят в койках посменно. Но нам же всегда говорили: извините, военные корабли, а тем паче подводные - это, в первую очередь, носители оружия.      Кроме того, она хорошо управляема, маневренна в глубине, на экономичном ходу на ста метрах шум «Ярославля» сливается с шумом моря. Его не слышно. За это натовцы прозвали проект «Кило» «черной дырой». Оружие может нести как обычное, так и специальное. «Что бы ни говорили «атомоходчики», она - стопроцентно многоцелевая подлодка», - с восторгом уверяют дизелисты. С такой убежденностью и непререкаемой интонацией в голосе, что...
     Но вообще, как можно любить «железо»?
     - На мой взгляд, служба в подплаве - не род деятельности, а религия, - говорит капитан 3 ранга Дмитрий Румянцев. - Любить надо жену, детей, Родину. А в «железо» нужно верить. И то, когда есть уверенность в людях, что стали его душой, одушевили «железо», которое, в свою очередь, понимает экипаж и платит ему за доброе к себе отношение тем же.
     За четыре с половиной года «железо» ни разу «ярославцев» не подводило. Не было ни аварийных, ни каких-либо иных нештатных ситуаций, что могли бы подвести под угрозу жизни подводников или поставить на грань срыва поставленную перед экипажем боевую задачу. Поэтому и говорят подводники: «В море «железо» - наш дом, на берегу - кормилица!» И, когда у подплава праздник, всегда в «ярославской» БЧ-5 традиционно поднимают тост: «За «Ласточку»! За наше родное «железо»!
     - «Ярославль» - экипаж единомышленников, - резюмирует Дмитрий Сергеевич. - Сказать, что одна семья - наверное, высоко. А вот - люди, объединенные верой в подводные лодки, - будет правильно.
     
Люди обыденного мужества

     - В первую очередь, - говорил мне капитан 3 ранга Борис Виноградов, - хочу отметить старшего помощника командира капитана
     3 ранга Альберта Ниндакова, который по профессиональным качествам и специальным знаниям уже подготовленный командир подлодки. Один из немногих старпомов в бригаде подводных лодок, кто допущен к самостоятельному управлению кораблем. Кстати, у Альберта Викторовича это первая боевая служба в должности старшего помощника.
     А для командира БЧ-5 капитан-лейтенанта Александра Жестовских это уже второй дальний морской поход в должности. По оценке командования «Ярославля», он грамотный инженер-механик, успешно справляющийся с поставленными перед ним задачами.
     - Очень подготовленный в своем деле офицер, - рассказывает Борис Игоревич. - Во время ли докового ремонта или выполнения экипажем в море упражнений боевой подготовки к заведованию Сан Саныча претензий никогда не было. Кроме этого, готовит достойную смену: командир моторной группы старший лейтенант Александр Павлов и командир электротехнической группы старший лейтенант Александр Короташ - также достойные офицеры электромеханической службы корабля.
     Добрых слов по итогам дальнего плавания заслужил и командир БЧ-4,7 старший лейтенант Александр Белоусов. И хотя офицера назначили на должность только в этом году, за исполнение обязанностей, скажем так, Саша взялся хватко. Характеризуя его, командир «Ярославля» подчеркнул, что старший лейтенант Белоусов «обладает достаточными профессиональными навыками и умением для управления довольно-таки сложной - сдвоенной - боевой частью». Словом, перспективный офицер! Что, собственно, можно сказать и про остальных «ярославцев». Стражей Отечества на его морских рубежах.
     
От редакции. При встрече экипажа дизельной подводной лодки «Ярославль» из дальнего морского похода стало известно, что старшему на борту субмарины начальнику штаба соединения капитану 2 ранга Александру Горбунову присвоено очередное воинское звание капитан 1 ранга и он назначен командиром Краснознаменной, ордена Ушакова I степени бригады дизельных подводных лодок Северного флота. Поздравляем!
     
На снимках: Командир подлодки капитан 3 ранга Борис ВИНОГРАДОВ.; «Ярославль» вышел в поход.; Ветеран дизельного подплава - старшина команды трюмных старший мичман Вячеслав ЗАЙЦЕВ.; Старший на походе капитан 2 ранга Александр ГОРБУНОВ ставит боевую задачу экипажу «Ярославля».;Командир электротехнической группы старший лейтенант Александр КОРОТАШ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex