на главную страницу

17 Октября 2007 года

Геополитика

Среда

«Сарматия» как вызов «Скифии».

Вадим ТИМОХИН, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



16 октября в Тегеране состоялся саммит прикаспийских государств. Лидеры России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении и Ирана обсудили проблемы уточнения правового статуса Каспия и взаимодействия в регионе, который приобрел особое геополитическое значение в связи с возрастанием роли энергетического фактора. Каспий с его прибрежными районами богат углеводородным сырьем и к тому же является потенциальным транзитным маршрутом для экспорта центральноазиатских нефти и газа в страны Евросоюза.

     НЕЗАДОЛГО до саммита, 10—11 октября, в столице Литвы Вильнюсе состоялась международная конференция по безопасности в энергетической сфере. На ней представители ряда восточноевропейских стран, а также государств постсоветского пространства обменялись мнениями по проблемам, касающимся возможности проложить новые маршруты вывоза в Европу нефти и природного газа с территории бывшего СССР, минуя Россию.
     Ключевым пунктом повестки дня был вопрос о реализации плана достройки до Польши и переориентации (запуска в северо-западном направлении) украинского нефтепровода Одесса — Броды. Эта проблема хорошо известна интересующимся восточноевропейской политикой. Главный камень преткновения - вопрос о наполнении трубопровода. Польские и украинские политики уже не первый год усиленно обхаживают руководство Азербайджана, рассчитывая, что он гарантирует поставки определенных объемов нефти в систему Одесса — Броды, которую решено достроить к 2011 году до польского Плоцка и далее до портового Гданьска.
     Но президент Ильхам Алиев вновь воздержался от каких-либо конкретных обязательств, хотя формально и поддержал проект. Представители четырех бывших советских республик (Азербайджана, Грузии, Литвы и Украины) и Польши, традиционно поддерживающей все антироссийские начинания в Европе, подписали даже соглашение о создании экспортного маршрута в обход России. Принято решение создать совместными усилиями консорциум с претенциозным названием «Сарматия» (античное название местности, расположенной между Вислой и Волгой). Некоторые эксперты поспешили даже заявить, что началось формирование независимого от России - «древней Скифии» - энергетического транзитного пространства, которое свяжет Черное и Балтийское моря.
     ДЕЛО осталось за «малым» - найти нефть. Ведь, несмотря на периодически раздающиеся оптимистические заявления о больших перспективах развития нефтедобывающей промышленности Азербайджана, реальные возможности старейшего нефтяного района бывшего СССР довольно ограничены. В 2007 году в этой закавказской республике рассчитывают добыть всего около 43 млн. тонн нефти, а в 2009-м - не более 60 млн. тонн. Это как раз тот объем нефти, который требуется для заполнения магистрального трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан (средиземноморское побережье Турции). Его ежегодная пропускная способность - 50 млн. тонн нефти, и оператор проекта - небезызвестная «Бритиш петролеум» - намерен расширить возможности этого экспортного маршрута до 60 млн. тонн.
     Если также принять во внимание, что азербайджанцы перерабатывают для внутренних нужд на двух НПЗ около 7 млн. тонн «черного золота» (на Бакинском НПЗ имени Гейдара Алиева и «Азернефтьяг»), то становится ясно, что и в 2010—2011 годах у Баку не будет реальной возможности воспользоваться украинско-польским маршрутом.
     Кроме того, для экспорта азербайджанской нефти в Европу может использоваться морской маршрут через Босфор и Дарданеллы или (в скором будущем) трансбалканский нефтепровод Бургас - Александруполис. А для выхода Азербайджана на черноморское побережье в его распоряжении экспортный трубопроводный маршрут Баку - Супса (Грузия) и Батумский порт, куда можно доставлять нефть железной дорогой. Имеется и нефтепровод до российского Новороссийска.
     К этому надо добавить, что у Турции свои виды на азербайджанскую нефть. Она намерена построить новый нефтепровод Самсун (Черное море) — Джейхан (Средиземное море), чтобы превратить Джейхан в своего рода средиземноморский Роттердам. Проект стоимостью 1,5—2 млрд. долларов турки начали реализовывать этой весной совместно с итальянской «Эни». Завершить строительство и осуществить первые поставки по 550-километровой трубе планируется уже через два года. Нефтепровод на начальном этапе будет способен перекачивать до 50 млн. тонн нефти в год (с дальнейшим увеличением пропускной способности в полтора раза).
     У государственной нефтяной компании Азербайджана, судя по некоторой информации, весьма долгосрочные намерения в отношении Турции. Она планирует вложить 4 млрд. долларов США в строительство там НПЗ. Скорее всего, завод будет располагаться рядом с портом Джейхан. Его постройка начнется уже в 2008 году. По предварительным оценкам, мощность предприятия составит 15 млн. тонн нефти в год. На предприятии планируется иметь как нефтеперерабатывающий, так и нефтехимический комплекс.
     Кстати, азербайджанский бизнес, как и казахстанский, накопив большие финансовые ресурсы, становится все более активным и на постсоветском пространстве. В частности, азербайджанские предприниматели заметны в Молдавии, где в 2008 году буден сдан в эксплуатацию «международный свободный порт» Джюрджюлешть на реке Дунай. Первые баржи с нефтепродуктами уже поступили на его нефтеналивной терминал. Предполагается строительство сети автозаправочных станций, а также первого в Молдавии завода по производству биоэтанола из кукурузы и пшеницы.
     

     Наша справка. Турецкое правительство планирует построить в районе Джейхана три нефтеперерабатывающих завода общей стоимостью в 11 млрд. долларов. Одно предприятие будет доверено построить азербайджанцам при участии турецкой фирмы, второе возведет индийская компания Indian Oil Corp. (мощности по переработке - 15 млн. тонн в год), третье - австрийская OMV (10 млн. тонн нефти). Строительство трех новых НПЗ позволит увеличить нефтеперерабатывающий потенциал Турции с нынешних 27 млн. тонн до 62 млн. тонн в год.
     

     В ЭТОЙ СИТУАЦИИ у украинско-польского маршрута далеко не безоблачное будущее. Но это, похоже, не смущает инициаторов проекта Одесса — Гданьск. Еще перед встречей в Вильнюсе секретарь литовского МИД Зигмантас Павилионис заявил, что страны, участвующие в саммите, собираются к 2030 году добиться того, чтобы 80—90 процентов сырья поступало к ним из стран, «которые демократию понимают так же, как мы». Конечно, похвально, что маленькая республика старается заглядывать так далеко. Хотя, надо заметить, у многих экспертов есть большие сомнения, что политическая карта Европы сохранится к тому времени в ее нынешнем виде, принимая во внимание многие негативные геополитические тренды нового века.
     Однако пока новые члены «европейской семьи народов» весьма оптимистичны. «Договор (соглашение по нефтепроводу. - Ред.) свидетельствует о единстве и стремлении региона двигаться по пути прогресса, независимости и желании обрести гарант суверенности», - заявил президент Литвы Валдас Адамкус. «Эта сделка принесет большую выгоду не только для стран, подписавших документ, но и для всей Европы», - сказал президент Польши Лех Качиньский.
     Президент Грузии Михаил Саакашвили, который не пропускает в Восточной Европе ни одно крупное мероприятие с антироссийским подтекстом, также, разумеется, поддерживает затею с новым нефтепроводом: «Это большое изменение не только в энергетической политике Европы, но и более широком геополитическом отношении, затрагивающем постсоветское и посткоммунистическое пространство».
     

     Наша справка. Нефтепровод Одесса — Броды был построен украинцами на собственные средства в 2001 году в надежде снизить зависимость от российской нефти, а также заработать на транзите каспийского «черного золота» в Европу. Однако в Киеве забыли договориться с каспийскими странами об использовании ими нового трубопровода. Ни Азербайджан, ни Казахстан, ни Туркменистан были не готовы к участию в проекте. Поэтому Украине пришлось, чтобы хоть как-то окупить свои расходы, с 2004 года транспортировать российскую нефть в обратную сторону (в реверсном режиме) - на экспорт из Одессы. Оператор маршрута - российско-британская компания ТНК-ВР.
     

     Замысел инициаторов проекта «Сарматия» таков: украинский трубопровод «дотягивается» до польского Плоцка, где расположен крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод, а вторая его «ветка» идет до литовской Клайпеды. Возможно, что в процессе строительства возникнет и идея подводки каспийской нефти до нефтеперерабатывающего завода в литовском Мажейкяе (принадлежит польскому концерну PKN Orlen, который вынужден доставлять нефть весьма затратным способом - танкерами). Технологическая переналадка оборудования в Плоцке и Мажейкяе для переработки не российской, а каспийской нефти с несколько другими качественными характеристиками, в общем-то, проблемой не является.
     Пропускная способность трубы Одесса — Броды, использующейся в реверсном режиме, пока не более 9 млн. тонн, но при создании украинско-польского маршрута предполагается выйти на уровень прокачки до Гданьска 14 млн. тонн. По прогнозам некоторых аналитиков, по маршруту может гипотетически транспортироваться до 15—20 млн. тонн каспийской нефти в год, в последующем - до 40 млн. тонн. Очередная встреча представителей пяти стран должна пройти в 2008 году в Киеве, где, видимо, проект должен обрести более конкретные очертания.
     В стремлении максимально обойтись без поставок российских энергоресурсов участники проекта «Сарматия» в целом единодушны. Вместе с тем между ними существует и немало противоречий. Это проявляется, в частности, в той же энергетической сфере. Поляки конфликтуют с литовцами по поводу распределения долей участия в новой АЭС, строительство которой намечено в литовской Игналине. Там, как известно, с советского времени работает старый реактор, который будет остановлен в 2008 году. Варшава требует львиную долю электричества с будущей АЭС, что не устраивает Вильнюс и Таллин. Эстонцы вынуждены теперь договариваться с финнами о возможном участии в проекте по строительству АЭС в Финляндии, а латыши вновь стали поворачиваться в сторону Москвы. Геологические особенности недр позволяют им создать газовые хранилища для «голубого топлива» из России и построить газовые электростанции, которые будут подключены к российскогерманскому Североевропейскому газопроводу по дну Балтики.
     АКТИВНЫМ сторонником нового маршрута транспортировки каспийской нефти является президент Украины Виктор Ющенко, который предложил руководителю Азербайджана Ильхаму Алиеву разработать концепцию относительно формирования общего Балто-Черноморско-Каспийского энерготранзитного пространства. Видимо, такой документ будет подготовлен к энергетическому саммиту в Киеве.
     Президент Азербайджана Ильхам Алиев на словах поддерживает инициативу создания нового энерготранзитного пространства. В Вильнюсе он рассказал о росте энергетического потенциала своей страны и напомнил об «избранном демократическом пути и евроатлантической интеграции». Было заявлено, что в скором времени «азербайджанские энергоресурсы дойдут в Европу». «По нашим подсчетам, - сказал глава азербайджанского государства, - наших энергоресурсов хватит еще по крайней мере на 150 лет».
     Многие аналитики считают, что на энергетическую политику Азербайджана и периодически раздающиеся из Баку заявления о евроатлантической интеграции влияют неясные перспективы разрешения карабахской проблемы. В азербайджанском обществе существуют довольно влиятельные круги, считающие, что государственное руководство должно «решить вопрос о Нагорном Карабахе». В этих условиях и Евросоюз, и США дают понять Баку, что ключ к решению проблемы находится не в Москве, которая-де поддерживает противостоящую сторону.
     Реализация той же затеи с ГУАМ (организацией, созданной Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией) стала возможна именно из-за того, что в Вашингтоне и Киеве прельщали Баку, Тбилиси и Кишинев возможностью покончить с «сепаратизмом». Речь шла о том, что создание альтернативы «промосковской» Организации Договора о коллективной безопасности позволит этим республикам решить болезненную для них проблему самопровозглашенных государств (Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье).
     В среднесрочной перспективе возможность реализации проекта «Сарматия», надо учесть, все же существует: если Киеву и Варшаве удастся договориться с Астаной, чьи экспортные возможности в энергетической сфере значительно превосходят азербайджанские. Министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сават Мынбаев, выступая в Вильнюсе, сообщил, что экспортные возможности Казахстана через несколько лет увеличатся почти в два раза. В 2006 году Казахстан добыл 65 млн. тонн нефти и газового конденсата, в этом году добыча составит 75 млн. тонн, а в недалеком будущем вырастет до 120-130 млн. тонн в год. Мынбаев, правда, подчеркнул, что входить в новые проекты его страна будет «исключительно в случае экономической привлекательности проекта».
     ТЕМ НЕ МЕНЕЕ значительная интенсификация в последнее время контактов между представителями Азербайджана и Казахстана не является секретом. Стороны договорились этим летом о создании нового маршрута транспортировки казахстанской нефти. Речь идет о реализации Транскаспийского проекта - о транспортировке нефти из Казахстана на мировой рынок с использованием нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Инфраструктуру Транскаспийского проекта составят нефтесливные терминалы на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры, нефтеналивные терминалы на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения до системы БТД.
     

     Наша справка. Транскаспийская система станет частью проектируемой Казахстанско-Каспийской системы транспортировки (ККСТ), которая обеспечит на начальном этапе переброску 23 млн. тонн в год с последующим увеличением до 35 и даже 56 млн. тонн в год. Сейчас казахстанская нефть доставляется в Азербайджан по морю танкерами в объеме до 14 млн. тонн в год.
     

     В создании транзитных маршрутов в обход России весьма активны и США, и Евросоюз, стремящиеся придать политике бывших советских республик евроатлантическую ориентацию. Но если США участвуют в «энергетической игре» на постсоветском пространстве прежде всего по геополитическим соображениям, то Евросоюз заинтересован в усилении своего влияния на энергетическую стратегию стран Каспийского региона в первую очередь по чисто экономическим соображениям. Для ЕС принципиально важно, чтобы все возрастающие объемы нефти и газа шли в западном направлении, а будет это маршрут через Россию или нет - это все же вопрос второго порядка.
     У того же Азербайджана имеется соответствующие обязательства согласно подписанному с ЕС меморандуму взаимопонимания о стратегическом сотрудничестве в энергетическом секторе. Это - не только нефть, но и природный газ (в 2007 году будет добыто почти 10 млрд. кубометров). В настоящее время запасы «голубого топлива» на эксплуатируемых месторождениях Азербайджана составляют 1,5 трлн. кубометров.
     Для поставок газа на европейский рынок уже функционирует трубопровод Баку — Тбилиси — Эрзурум (Турция). Примерно 70—75 процентов газового рынка Грузии обеспечивается за счет азербайджанского газа. Азербайджан начал также экспорт газа (пока в небольших объемах) в Турцию и Грецию, выйдя тем самым на энергорынок ЕС. Азербайджанский газ поставляется для Турции по цене в 120 долларов за тысячу кубометров, в Грецию - за 149 долларов (российскому «Газпрому» предлагается покупать газ для Дагестана по 230 долларов).
     Ожидается, что Евросоюз постарается втянуть Азербайджан и в создание международного газотранспортного коридора Nabucco, притом не только как поставщика газа, но и как акционера. Газопровод, задуманный в Брюсселе как маршрут для слома монополии «Газпрома», создается для доставки каспийского газа в Австрию через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию (25—31 млрд. кубометров к 2020 году). Насколько это реально - это тема отдельного разговора.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex