на главную страницу

20 Октября 2007 года

Страна и мир

Суббота

Новый фронт войны

Игорь КАПУСТИН, «Красная звезда».



     На Ближнем Востоке образовался еще один очаг военного напряжения. Он стал еще более реален, после того как турецкий парламент предоставил правительству полномочия на проведение военной операции в курдском районе Ирака. Это решение было вполне прогнозируемым.
     Анкара в течение многих лет пытается усмирить боевиков запрещенной Курдской рабочей партии, время от времени напоминающих о себе проведением диверсий в приграничных районах Турции. Почти за четверть века жертвами набегов боевиков стали более 30 тысяч человек. Гоняться за «партизанами», пересекая иракскую границу, с годами стало для турецкой армии рутинным делом. Но вот вопрос поставлен, что называется, ребром: абсолютное большинство депутатов (507 против 19) проголосовало за дачу юридических полномочий кабинету министров для ввода войск сроком на один год в соседнюю страну.
     Как передают информационные агентства из Анкары, дислоцированная в приграничных с Ираком районах крупная группировка турецкой армии уже приведена в состояние повышенной готовности. Вдоль границы отмечена повышенная военная активность, в частности наращивается переброска сухопутных и бронетанковых подразделений. Передвижение конвоев осуществляется в сопровождении вертолетов. Параллельно наращиванию группировки войск на границе армейские подразделения, по данным турецких СМИ, продолжают операцию в треугольнике провинций Ширнак, Хаккяри и Сиирт. Основное внимание уделяется прочесыванию местности в районе горных хребтов Габар, Джуди, Кюпели, где, по данным военных, скопилось около 500 курдских сепаратистов. По местам их базирования турецкая армия наносит удары с воздуха. При этом премьер-министр Тайил Эрдоган не раз отмечал, что «никаких видов на территорию Ирака у Турции нет. Операция не затронет гражданское население или политические власти соседнего государства».
     Вместе с тем эксперты придерживаются мнения, что в ближайшее время вторжение турецкой армии в Северный Ирак вряд ли состоится. Во-первых, приближается зима, которая осложнит действия войск, а во-вторых, Анкара подождет, пока пройдут несколько важных для нее событий. И в частности, запланированная на 31 октября – 1 ноября встреча в Стамбуле глав МИД стран – соседей Ирака и постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также намеченные на 5 ноября переговоры в Вашингтоне турецкого премьера с президентом США Джорджем Бушем. «Правительство не выдаст, – пишет газета «Джумхуриет», – директиву военным на трансграничную операцию до саммита по Ираку, с тем чтобы продемонстрировать, что оно до конца намерено использовать дипломатические пути решения проблемы». В принципе это подтверждает и сам турецкий премьер, который заявил, что провести операцию можно будет, если того потребует ситуация, в наиболее подходящий момент, оценив все плюсы и минусы подобных действий.
     Минусов, конечно, окажется много. Анкара перво-наперво испортит отношения с Вашингтоном, которые и без того не очень-то теплые. Американцам сейчас важно поддерживать союзнические отношения с курдами для общего урегулирования в Ираке. Поэтому президент Буш уже дал ясно понять турецкому руководству, что «не в его интересах направлять войска в Ирак». Причем сделал он это до выше упомянутого решения турецкого парламента.
     Как указывают американские источники, в Северном Ираке и без того уже находятся «примерно три батальона» турецких солдат, которые не входят в коалиционные силы. Турки создали здесь несколько баз, чтобы держать под контролем курдских боевиков. Такое положение не вызывает особого беспокойства ни у американцев, ни у иракского правительства. Иное дело – масштабная военная операция. Ее проведение, опасаются в Пентагоне, резко ухудшит общую обстановку.
     В случае если части турецкой армии войдут на территорию Ирака для проведения операций против боевиков Курдской рабочей партии (КРП), война будет, заявил лидер боевого крыла КРП Мурат Карайылан, перенесена на улицы турецких городов. В интервью британской газете «Таймс» он подчеркнул, что «если турецкая армия нападет на иракский Курдистан, мы будем сражаться и противостоять этому до конца. Война в этом случае начнется не только в иракском, но также и в турецком Курдистане, а также в городах Турции. Поэтому мы надеемся, что турецкие генералы и политики не последуют этой сумасшедшей идее». По словам Карайылана, в его прямом подчинении находятся семь-восемь тысяч бойцов, а в случае если развернутся крупномасштабные боевые действия, можно будет рассчитывать еще на 20 тысяч добровольцев, чей моральный дух «очень высок».
     В то же время курдские власти призывают к прямым переговорам с Турцией. В принятом Национальной ассамблеей Курдистана обращении отмечается, что новый военный конфликт имел бы непредсказуемые последствия для Ирака, Турции и всего Ближнего Востока. Депутаты поддержали решение премьер-министра Ирака Нури аль-Малики направить в Турцию иракскую делегацию, для того чтобы попытаться преодолеть возникший кризис.
     Президент Ирака Джаляль Талабани, находившийся в момент принятия нашумевшего решения турецким парламентом с визитом в Париже, обратился к Франции за помощью, с тем чтобы «не допустить вмешательства соседних государств во внутренние дела» его страны. Отвечая ему, министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер заявил, что руководство его страны выступает против «каких-либо интервенций в регионе». Глава французской дипломатии выразил надежду, что нынешние разногласия между Ираком и Турцией удастся урегулировать мирным путем. Кушнер также сообщил журналистам, что примет участие в намеченной встрече в Стамбуле соседних с Ираком государств и выступит на ней с рядом «позитивных предложений».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex