на главную страницу

20 Октября 2007 года

Профессионал

Суббота

Подплав: время контракта

Сергей Васильев, «Красная звезда». Борт ПЛ «Ярославль».



Большую часть экипажа дизельной подводной лодки «Ярославль», которой командует капитан 3 ранга Борис Виноградов, составляют военнослужащие, проходящие службу по контракту. И в целом Краснознаменная, ордена Ушакова I степени бригада дизельных подводных лодок одной из первых на Северном флоте полностью перешла на контрактный способ комплектования. Насколько результат стал закономерной и объективной необходимостью, чтобы в боевых постах у действующих механизмов на подводных лодках новобранцев, проходящих службу по призыву, заменили многоопытные профессионалы?

     
Алгоритм заполярного успеха

     - Три года назад наше соединение, и в частности экипажи подводных лодок постоянной готовности, без особой сложности перешли на контрактный способ комплектования, - рассказывает командир бригады подлодок капитан 1 ранга Александр Горбунов. - В числе первых, кто стопроцентно стал контрактным, - был экипаж «Ярославля», которым в то время командовал капитан 2 ранга Александр Назарьев. Потому что военнослужащие, приходящие на службу по призыву, по уровню общеобразовательной и специальной подготовки уже не соответствовали критериям уровня мастерства, требуемого при обслуживании современного лодочного вооружения.
     Безусловно, по словам Александра Владимировича, объем внутрикорабельных работ, который необходимо было выполнять офицерам и мичманам за себя и личный состав срочной службы, уже превышал допустимые и разумные пределы. Поэтому из-за обилия выполняемых задач, возникающих при этом сложностях и напряженности профессиональные лодочные кадры стали распыляться: офицеры и мичманы - достаточно толковые специалисты - потихонечку начали увольняться в запас. Все это объективно и вызвало необходимость комплектования экипажей подводных лодок военнослужащими, которые служили бы по контракту на протяжении, как предполагается, многих лет.
     Командованию бригады пришлось много поработать в этом плане. В большей части - с администрациями городов, шефствующих над экипажами. По крайней мере Ярославль, Новосибирск, Магнитогорск и Липецк - это первые, кто стали посылать своих призывников целевым направлением непосредственно на именные подводные лодки. Поэтому первоначально до пятидесяти процентов личного состава, например на том же «Ярославле» или «Магнитогорске», составляли посланцы Ярославля либо Магнитогорска или Ярославской и Челябинской областей.
     Более того, сейчас основное ядро «Ярославля» процентов на восемьдесят - это экипаж, который сложился с начала комплектования коллектива военнослужащими по контракту и которые прослужили уже три, пять, семь и более лет. На корабле очень хорошие взаимоотношения в коллективе, и текучести кадров личного состава контрактной службы на «Ярославле» практически нет.
     - Конечно, сказать, что все далось легко - будет неправдой, - рассказывает капитан 3 ранга Дмитрий Румянцев, заместитель командира подводной лодки «Ярославль» по воспитательной работе в 2003-2007 годах. - Основной плюс, почему парни шли на контракт, - высокое, даже по флотским меркам, денежное довольствие. Кроме этого, морякам разрешили заключать контракт еще служа по призыву, и получать хорошие деньги за свой же ратный труд.
     Кстати, в бригаде вполне реально заключить контракт уже после полугода службы по призыву. После этого каждые последующие два месяца контрактной службы будут засчитываться подводнику за месяц службы по призыву. То есть по первому контракту моряки, с учетом службы по призыву, служат в подплаве около четырех лет. В тот период службы у них и денежное довольствие, с выросшими в последнее время различными доплатами: «морскими» и за «особые условия службы», и ежегодные отпуска достаточно большие. В конечном итоге это и стало основным аргументом, стимулировавшим парней на заключение контракта.
     Минимальный срок - три года с учетом службы по призыву, второй контракт - три года уже полноценной контрактной службы. А далее можно заключать очередные контракты на пять лет и более.
     - Сейчас мы как минимум года на три обеспечили себя людьми, которых однажды подготовили, - говорит Дмитрий Сергеевич, - и они просто совершенствуют профессиональную подготовку, мастерство. Что, собственно, можно было наблюдать на «Ярославле» в море: время, которое тратили на занятия с личным составом по призыву, на обучение контрактников не планировали. Это, безусловно, самый большой плюс, что экипажи подлодок в соединении, подобно «Ярославлю», укомплектованы на должностях, ранее занимаемых моряками срочной службой, контрактниками-профессионалами, уже однажды обученными офицерами и мичманами.
     Что касается денежного довольствия контрактников, служащих в заполярном дизельном подплаве, то через три-четыре года, когда у моряка есть все так называемые «полярные» надбавки, оно составляет 18 - 21 тысячу рублей. В принципе, по среднестатистическим данным в России, - вполне достойное денежное содержание.
     Также у контрактников-подводников ежегодный отпуск равен шестидесяти суткам (тридцать суток - основной отпуск, пятнадцать суток - «северные» и пятнадцать суток - за службу на подводных лодках, так называемые ОУС, «особые условия службы»). Плюс сутки, затрачиваемые на дорогу к месту проведения отпуска и обратно.
     - Кто «маяки» контрактной службы на «Ярославле»? - командир подводной лодки капитан
     3 ранга Борис Виноградов задумался лишь на мгновение. - Уже далеко не по первому контракту служат главный старшина Сергей Горбатенко и старшина 1 статьи Сергей Браснуев. Моторист старший матрос Денис Петров второй контракт заключил. Его примеру последовали старшина 2 статьи Сергей Соловьев, старшины
     1 статьи Алик Муртазин и Михаил Мустафин. В основном это те парни, с которыми командование корабля заключило контракт три года назад.
     
«Наше время истекло!..»

     Конечно, с одной стороны, положительно, что люди приходят в подплав надолго. Они досконально знают специальность и в принципе могут выполнять поставленную задачу практически на равных с офицерами и мичманами - командирами групп и старшинами команд. Однако в связи с их профессиональной деятельностью, а вернее, с самим наличием и присутствием контрактников возникли определенные проблемы.
     - И в первую очередь, - говорит капитан 1 ранга Александр Горбунов, - регламент служебного времени контрактников. Эта проблема существовала, существует и, я думаю, существовать будет, пока вплотную этим не займется адаптированное к специфике военной службы законодательство, по-новому разработанные руководящие документы, регламентирующие порядок распределения служебного времени. В действительности же выходит, что у офицеров и мичманов ненормированный рабочий день: хоть двадцать четыре часа в сутки. А у контрактников восьмичасовой рабочий день да еще два обязательных выходных в неделю. Если же контрактник несет вахту, то и за нее ему необходимо предоставить так называемые отгулы. Аргументируют просто: «Наше время истекло!» И точка!
     Естественно, считает командир бригады, в экипажах подлодок постоянной готовности нельзя так вольготно транжирить время, разделение которого на служебное и личное достаточно условно. А руководящие документы, регламентирующие прохождение службы по контракту, не разрешают даже добавить контрактникам сутки к ежегодному отпуску взамен переслуженного времени. Главное, что вокруг абсолютно все согласны, что это большая проблема. И в принципе для ее решения командование бригады находит разные пути, которые хоть и сглаживают острые углы, однако до конца не снимают давно назревший вопрос регламента служебного времени.
     Также в спектре проблем, появившихся с введением комплектования экипажей подлодок по контракту, - это предоставление ежегодных отпусков военнослужащим. Если моряки, проходившие службу по призыву, в основном брали отпуска (20 у матроса и 30 суток у командира отделения плюс так называемая «дорога») перед увольнением в запас, то теперь срок ежегодного отпуска у контрактников значительно увеличился - 60 суток и более. И если раньше на такое количество суток уезжали лишь офицеры и мичманы, то теперь - все контрактники. Экипаж в полном составе!
     Однако, как свидетельствуют сами подводники, интенсивность боевой подготовки подлодки иногда не позволяет предоставить полноценный отпуск всему экипажу. Отпуска «дробят», люди отгуливают их частями, а иногда - в первом квартале следующего года. У «атомоходчиков» удобнее: у них второй экипаж принимает АПЛ. А в дизельном подплаве вторых экипажей, которые держали бы корабли в период отпуска основного экипажа, нет.
     - Даже при отпускном сезоне у дизелистов порядка 45 процентов членов экипажа, - рассказывает капитан 3 ранга Дмитрий Румянцев, - все равно вынуждены оставаться на лодке: в отсутствие большей части экипажа они «держат» корабль. И то такое возможно лишь после отработки экипажем в море всех курсовых задач. Вот и получилась проблема: вторых экипажей нет, а отпуска большие.
     Поэтому регламент служебного времени контрактников - это, безусловно, один из наиболее острых углов не только в бригаде дизельных подлодок, но и в других соединениях и объединениях Северного флота. Когда корабли интенсивно ходят в море, то вопрос служебного времени (при 8-часовом рабочем дне!) стоит актуально.
     Говорят, что командир корабля, конечно, может издать приказ об отмене выходного дня в связи с выходом в море, однако потом этот «выходной» он все равно обязан будет предоставить контрактникам. То есть, как видим, в рамках правового поля действовать очень сложно. Да и не всегда получается. И все потому, что контрактник - не матрос-«срочник», который служит, кроме воскресенья, 24 часа в сутки. А во взаимоотношениях с профи необходимо предоставлять им и полноценные выходные, и вести учет временной переработки контрактниками, которые в случае чего с полным основанием могут обращаться в военную прокуратуру.
     
Профи... с метлой в руках

     Острой проблемой является и то, что контрактник в бригаде подплава большую часть служебного времени по-прежнему занимается не боевой подготовкой, а хозяйственной деятельностью. Зимой убирает территорию соединения от снега; стоит в камбузном наряде, где чистит картошку, выносит мусор и пищевые отходы; разгружает поставляемые в бригаду либо на объединенные склады Кольской флотилии овощи, мясо и так далее. Кстати, этим исключительно в вечернее время занимаются не только контрактники, но и офицеры с мичманами в период «овощной кампании». Ирония нынешнего бытия: днем они - «элита флота», а ночью во главе с командованием подлодки - «разгрузочная команда-с-с».
     - Поэтому, - говорят «ярославцы», - когда появятся невоенизированные подразделения обеспечения, в которые, как на альтернативную службу, отберут новобранцев уже в военкоматах, тогда экипажи подводных лодок будут заниматься исключительно боевой подготовкой.
     И, наверное, для эффективного первоначального обучения контрактников, что придут в подплав с «гражданки», может, не стоит их сразу же направлять в экипажи, а организовать на базе соединения, допустим, месячный вводный курс: например, по легководолазной подготовке и так далее? То есть преподать основы подплавской профессии, которые кандидаты в профи не могут получить, служа в иных родах войск.
     Кроме этого, в будущем, хочется верить, менталитет у некоторых военачальников все-таки изменится в плане того, что контрактник в правах приравнен к офицеру и мичману. И соответственно так называемые «побочные работы»: хозяйственные и прочие - уйдут от него в небытие в связи с тем, что в структуру частей постоянной готовности все же войдут так необходимые в повседневной жизни подразделения обеспечения.
     
«Пошли б в бассейн, так он же не построен...»

     - Безусловно, меня, офицера-воспитателя, - говорит Дмитрий Сергеевич, - заботит и воинская дисциплина в среде контрактников, состояние которой в связи с увеличением количества военнослужащих данной категории также оставляет желать лучшего.
     Согласно действующему законодательству, контрактники после завершения рабочего дня имеют право свободного выхода с территории воинской части, что гипотетически может повлечь за собой какие-то негативные последствия. Чаще всего это вызвано злоупотреблением алкогольными напитками, заканчивающимся либо в гарнизонной военной комендатуре, либо в местном отделении милиции. Реакция вышестоящего командования по таким фактам предсказуема: в 99 случаях из 100 принимается категорическое решение «уволить «залетевшего» контрактника с военной службы».
     А проблема зиждется, быть может, не столько на пагубной приверженности отдельных личностей к «зеленому змию», сколько у нее иные социально-бытовые и даже культурные корни. Вернее, их отсутствие. Например, в том же Полярном бассейн только строят. А других полноценных спортивных комплексов, куда после службы мог бы пойти контрактник, чтобы заняться спортом, в, общем-то, нет. Зато с обратной стороны - весь спектр питейно-развлекательных услуг. Последствия очевидны.
     - По возможности, - рассказывает капитан 3 ранга Румянцев, - в распоряжение контрактников предоставляют культурные центры Полярного, где регулярно проводят мероприятия для военнослужащих, проходящих службу по контракту: гарнизонный Дом офицеров флота, несколько библиотек, Центр культуры «Север» и другие. И командование бригады стремится, чтобы ее контрактники активно посещали эти мероприятия.
     
«Где крыша дома моего?»

     - Следующая проблема - жилье для контрактников, - говорит капитан 1 ранга Александр Горбунов. - Конечно, семейные военнослужащие мечтали бы привезти жен с «большой земли» в Полярный, а холостяки - жениться, однако в городе - нехватка благоустроенного жилья.
     Хотя местные власти считают, что проблемы абсолютно нет, так как в Полярном много пустующих домов. Однако, вероятно, все же мало выделить военнослужащему «кубатуру», в ней предварительно муниципалитет должен хотя бы ремонт сделать. А вот этого-то и нет. Кстати, в Полярном квартирная плата за такое вот «предоставленное» жилье равняется в среднем от одной пятой до трети денежного довольствия контрактников, занимающих должности от специалистов до младших командиров подразделений. Поэтому большая часть контрактников, образно говоря, предпочитает оставаться холостяками. Хотели бы обзавестись семейным очагом, однако - увы!
     - Ни для кого не секрет, - развивает тему капитан 3 ранга Дмитрий Румянцев, - что с марта 2004 года в стране отменили бронирование жилой площади. И теперь военнослужащие, проходящие службу по контракту в Кольском Заполярье и имеющие прописку в средней полосе России, но желающие получить хоть какую-то жилую площадь в том же Полярном, обязаны выписаться из квартиры, оставшейся на «большой земле». А так как жилищный вопрос - вообще самый актуальный для Вооруженных Сил, то никто из контрактников, естественно, терять прописку в средней полосе не хочет. И получается, что на родине они не выписываются, в Полярном же проживают в береговой казарме экипажа, что напрямую влияет на нежелание парней подписывать последующий контракт.
     Безусловно, решая вопросы социально-бытового обустройства контрактников-подводников, командование бригады принимает действенные меры. Показательно, что все без исключения женатые контрактники обеспечены жильем. Больше проблем возникает с несемейными военнослужащими, для которых снять жилье в поднаем достаточно накладно: в Полярном плата за однокомнатную квартиру составляет около 3 тысяч рублей, а за двухкомнатную квартиру - свыше 4 тысяч рублей. Это, наверное, также отпугивает при решении подписывать второй контракт.
     Но в бригаде несемейным контрактникам созданы в береговых казармах все условия для достойной жизни. Оборудованы душевые комнаты, установлены стиральные машины. В большинстве казарм даже «разбиты» спальные помещения на кубрики по 6—8 человек. Есть спортивные уголки, в комнатах отдыха - бильярд. В этом плане большую поддержку в благоустройстве береговых казарм экипажей оказывают шефы подводных лодок. А в период командования Северным флотом адмиралом Геннадием Сучковым, руководившим в свое время полярнинской эскадрой подлодок, косметический ремонт обветшавших казарм дизельного подплава наконец-то сделали за счет Министерства обороны.
     Однако речь шла о гарнизонном жилье, предоставляемом либо нет военнослужащим, проходящим службу по контракту, в период выполнения ими воинского долга. Но государство уже сейчас обещает выделение этой категории «государевых людей» после десятилетий, отданных служению Отечеству, благоустроенного жилья в средней полосе страны. А вот здесь у людей вообще появились сомнения в практической реализации обещанного.
     
«Готов продлить контракт. Ипотеку не предлагать...»

     - Если глубоко копнуть в суть вопроса, - считают подводники, - то и разрекламированная ныне ипотека - тоже одно из «мертворожденных детей» контрактизации Вооруженных Сил.
     Контрактникам все разъяснили «по существу». Но, как только уточняют, что пока они не расплатились за квартиру, она - собственность банка, а парни понимают, что за двадцать лет в стране может произойти все, что угодно, и даже, возможно, они не будут в состоянии погасить кредит, то многих это останавливает написать рапорт на ипотеку. Они говорят, что хотели бы в конце службы получить не государственный жилищный сертификат, а реальную квартиру.
     - Это стало бы большим стимулом для заключения долговременного контракта, - говорит Дмитрий Сергеевич. - Если бы контрактник, как офицер или мичман, мог написать рапорт, что, мол, «хочу по окончании срока службы получить жилье там-то и там-то, служить обязуюсь десятилетия!» И, если через десятилетие ему - по количеству членов семьи - предоставят заветную жилплощадь, да еще в определенном регионе, но при этом поставят условие, чтобы эта квартира стала его окончательно, парень должен отслужить еще десять лет, - это будет реальным импульсом для заключения им очередного контракта!
     Что же вырисовывается с ипотекой? Давайте считать: накопление в первый, 2006 год ипотеки составило 37 тысяч рублей, переведенных на счет военнослужащего. В 2007 году - 43 тысячи рублей. Понятно, эту сумму в перспективе проиндексируют и доведут, так сказать, до «инфляционного ума». В конечном итоге средний ее показатель составит порядка 900 тысяч рублей. Семья контрактника, как ни странно, - это не семья офицера, в которой, честно говоря, боятся заводить второго ребенка. В семьях контрактников обычно минимум двое детей. Но оттого, что у контрактника в семье четыре человека, сумма, выделенная ему на ипотеку, не увеличится. Однако уже сегодня за 900 тысяч рублей в стране купить трехкомнатную квартиру можно лишь где-нибудь в «Тмутараканьской» области, и то в каком-нибудь колхозе. Если же он хочет приобрести квартиру хотя бы рядом с Санкт-Петербургом, то этой суммы ему хватит только на хорошую и добротную... ванную комнату, потому что стоимость квадратных метров растет и с годами будет все больше. Следовательно, он, вступив в ипотеку, уже реально понимает, что жилье сможет приобрести только на необъятных российских окраинах, где ему, кстати, ипотечная сумма только и позволит.
     И даже если он нашел квартиру и приобрел ее, скажем так, за 1 миллион 200 тысяч рублей, а ему всего лишь 900 тысяч рублей от Минобороны положено, и то при наличии двадцати лет беспорочной службы, то остальные 300 тысяч он будет вынужден погасить самостоятельно. И вот эта сумма «сверх», которая обязательно вылезет перед приобретением жилья, да еще и - будьте уверены! - вырастет, пугает многих военнослужащих, к слову, - не только контрактников, когда им предлагают вступать в ипотеку.
     Вероятно, именно поэтому в полярнинской бригаде подводных лодок и не выстроились в очередь записываться на ипотечное жилье. Например, в экипаже «Ярославля» из контрактников, кто заключил повторный контракт и вступил в ипотеку, всего лишь трое человек. Хотя всем все разъяснили, образно говоря, до последней запятой и точки: регулярно проводили беседы, оформляли информационные стенды, где вывешивали материалы из СМИ, касающиеся ипотеки. Однако сами же контрактники подходили к газетным вырезкам и отчеркивали в них абзацы, которые, мягко говоря, их удивляли: то, что это собственность банка, - вопросительный знак; то, что разность между стоимостью жилья и суммой, предоставляемой Минобороны, погашается самим военнослужащим, - вопросительный знак и так далее.
     - Получается, что государство дает немного денег в долг, - говорят контрактники, - но при этом не собирается полностью выполнять взятые на себя обязательства по обеспечению военнослужащих жильем.
     На что же тогда рассчитывать в жилищном вопросе контрактнику-подводнику, в частности, из экипажа «Ярославля», за исключением троих парней, все же рискнувших на ипотеку?
     Говорят утрированно: что или прописаны в бабушкиной квартире на «большой земле», либо самостоятельно копят деньги, чтобы в конечном итоге приобрести жилье, где получится. По настрою же в экипаже подлодки, согласно проведенном в конце дальнего похода социологическому опросу, 50 процентов контрактников не верят, что в конце службы будут обеспечены жильем от Минобороны, и поэтому не планируют вступать в ипотеку. А 17 процентов военнослужащих еще не определились в этом отношении.
     
Военно-морской «маскарад»

     - Скоро негативно заявит о себе и обеспечение военной формой одежды, - рассказывает командир бригады подводных лодок капитан 1 ранга Александр Горбунов. - Раньше контрактников в подплаве одевали, как мичманов: в тужурки, куртки, кремовые рубашки и так далее - по перечню вещевого аттестата. Сейчас же, начиная с 2006 года, им определили форму одежды моряков, проходящих службу по призыву: так называемую форму номер три - фланелевую рубаху, форменный воротник гюйс, тельняшку и фуражку! Представляете контрактников в возрасте 35 - 40 лет в форме три? Я - с трудом. Даже как-то несерьезно.
     Приказ Минобороны по обеспечению формой одежды контрактников также непонятен в «пункте», как, например, можно облачить контрактника во «фланку» (форменную рубаху синего цвета с треугольным вырезом на груди), но при этом не выдать кандидату в профи форменные брюки? Они, оказывается, положены ему только через три месяца, то есть по истечении испытательного срока.
     Следующий парадокс: даже бригадные, почитай - родные, срочники при заключении контракта обязаны сдать на вещевой склад форменный ремень с так называемой бляхой. При этом иного ремня взамен им также не положено.
     Вот и представьте новоявленного профи из российского подплава первые три месяца службы, то есть - прохождения испытательного срока: во «фланке», без форменного ремня и в... джинсах! Думаю, далеко не все согласятся участвовать в таком военно-морском «маскараде», который может элементарно отторгнуть человека от принятия окончательного решения, подписывать контракт либо нет.
     Теперь давайте думать, как обозначенные минусы превратить в плюсы. Во-первых, по мнению подводников, было бы хорошо пересмотреть приказ министра обороны от 2006 года о вещевом обеспечении кандидатов в контрактники: чтобы сразу же, а не через три месяца, в дополнение к «фланке» им также выдавали и форменные брюки, ремни. Пусть их служба начнется с умного решения вопроса о вещевом обеспечении, а не с абсурда, с которым сталкиваются парни, пришедшие в подплав с «гражданки». Не те, кто служил в бригаде срочником: у тех брюки останутся, а молодые люди, служившие до этого, например, в танковых либо ракетных войсках, они, придя в подплав, и не представляют, что их оденут во «фланки», но брюк и ремней при этом не выдадут.
     
Высшее образование через... лодку, море и контракт

     Есть в полярнинской бригаде подплава контрактники, которые имеют и желание, и финансовые средства, чтобы заочно обучаться в гражданских вузах. Это, кстати, для многих достаточно весомый стимул для продления контракта. Например, командир отделения рулевых-сигнальщиков старший матрос Александр Ахметзянов служил на «Ярославле» по призыву, заключил контракт, а у себя на родине - в Челябинске - поступил заочно в институт.
     - Контрактникам, которые хотят получить высшее образование, командование соединения препон не чинит, - рассказывает Александр Владимирович. - Только в прошлом году трое военнослужащих, проходящих службу по контракту, поступили на заочную форму обучения в вузы. То есть проблем нет, было бы собственное желание. А при необходимости сдачи сессии предоставляем военнослужащим учебные отпуска, заменяем их в экипаже при краткосрочном выходе подлодки в море. Если в это время корабль уходит в дальний поход, то направляем ректору вуза официальное письмо, в котором в связи со служебной необходимостью просим перенести сдачу экзаменационной сессии для такого-то студента, нашего военнослужащего, на другое время. Руководство вузов к этому относится с пониманием.
     Кстати, возможность обучения в период прохождения парнями службы по контракту позволяет им спрогнозировать собственное будущее и в плане военной карьеры. Кто-то может продолжить службу по контракту, а кто-то, возможно, в перспективе решит стать мичманом. Примеры тому на подводной лодке «Ярославль» - старший боцман старший мичман Рамиль Камалов, старшина команды снабжения мичман Александр Сосин, старшина команды гидроакустиков мичман Игорь Егоров и многие другие. А некоторые контрактники даже поступали в высшие военно-морские училища и уже возвратились в родную бригаду офицерами.
     
«Наши жены в кухни заряжены...»

     Что касается контрактников, у которых есть семьи, то трудоустройство их жен по-прежнему остается проблемой в 15-тысячном Полярном, где градообразующее предприятие - «дефилировавший» в последние годы на грани банкротства 10-й судоремонтный завод Министерства обороны. Однако как вообще можно говорить о решении проблемы, если 70 процентов офицерских и мичманских жен, среди которых многие имеют высшее образование, - также домохозяйки? Найти им работу по специальности очень тяжело, если вообще реально. А становиться так называемыми частными предпринимателями: просто идти торговать в ларек (хотя немногочисленные прецеденты были), - не у каждой женщины есть опыт, сноровка либо вообще склонность в характере к частному предпринимательству.
     - В то же время в городе определить контрактникам малышей в детский сад либо школу при наличии прописки - не проблема, - рассказывает капитан 3 ранга Дмитрий Румянцев. - И те, кто приезжает служить в бригаду из российской глубинки, удивляются, что к услугам их детей полный спектр детских дошкольных учреждений, спортивных секций и школ искусств. Администрация Полярного делает в этом плане все возможное.
     
Один на всех и... все за одного!

     - И надо все же поднять «стартовую планку» для денежного довольствия военнослужащих, заключающих контракт, - говорит капитан 1 ранга Александр Горбунов. - Ведь, если его заключает молодой парень или мужчина, не служивший до этого, в частности, у нас в бригаде и не имеющий полярных надбавок, то денежное довольствие на начальном этапе службы в Кольском Заполярье составит всего лишь семь - девять тысяч рублей - беру по самому низшему разряду. Как понимаете, это не те деньги, за которые стоит ломиться в подплав на контракт.
     Да, через два-три года, при выслуге «полярок», денежное довольствие возрастет до 15—17 тысяч рублей. Однако эти годы нужно еще прожить и прослужить, поэтому на начальном этапе службы все же мизерные деньги получают контрактники за, прямо скажем, нелегкую работу в море, которую выполняют моряки из дизельного подплава.
     - Перед выходом в море всегда уточняем в экипаже, у кого есть проблемы, - рассказывает капитан 3 ранга Дмитрий Румянцев. - Обычно на боевую службу уходили летом, поэтому главным был вопрос встретить семьи военнослужащих, возвращавшиеся после отпусков и летних каникул в Полярный с «большой земли». Но случалось, женам срок рожать, а мужья в море, тогда воспитательные структуры бригады отслеживали ситуацию и помогали семьям подводников в полном объеме. Кстати, большую помощь оказывают женские советы экипажей, которые возглавляют, как правило, жены командиров кораблей. А на «Ярославле» получилось, что жена командира капитана 3 ранга Бориса Виноградова - Екатерина Евгеньевна - инструктор по работе с семьями военнослужащих соединения.
     Словом, после беседы с каждым членом экипажа все тщательно записывается. А затем - рапорт на имя заместителя комбрига по воспитательной работе.
     И можете не сомневаться, проблемы будут решены. Вплоть до того, что военнослужащие соединения на личном автотранспорте выедут в Мурманск на железнодорожный вокзал либо в аэропорт Мурмаши, чтобы встретить семьи ушедшего в море подплава: офицеров, мичманов и контрактников. В бригаде это нормально: съездить за восемьдесят километров от заполярного гарнизона, чтобы встретить семью сослуживца.
     - А иначе нельзя, - заверил командир Краснознаменной ордена Ушакова I степени бригады подводных лодок Северного флота капитан 1 ранга Александр Горбунов, - ведь прочный корпус один на всех, поэтому и должны оставшиеся на берегу встать горой за каждого подводника, ушедшего в море!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex