на главную страницу

24 Октября 2007 года

Фарватер партнерства

Среда

В Хоконсверн пришли с солнцем!

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда». Борт ПЛ «Ярославль».
При содействии Центра зарубежной военной информации Северного флота.



     
«Нашей дружбе крепнуть!»

     В начале пятидесятых годов прошлого столетия в среднем «колене» пролива Ватлестреумен на берегах Гримстад-фьорда в живописной местности появилась главная военно-морская база Хоконсверн ВМС Норвегии, занявшая целиком остров Стуре-Бугё и противоположные ему скалистые берега фьорда. До Бергена от базы не более десяти километров, однако город растет, и, вероятно, недалек тот час, когда гражданские и промышленные строения вплотную приблизятся к периметру Хоконсверна.
     В 13.00 (по местному времени)
     17 сентября 2007 года дизельная подводная лодка «Ярославль» Северного флота без помощи буксиров, что во всем мире котируется как показатель высоких флотской культуры и морской практики, самостоятельно ошвартовалась у 6-го причала в базе Хоконсверн. Первыми с борта лодки на причал под медь норвежского военного оркестра спустились старший на походе капитан 2 ранга Александр Горбунов и командир подлодки «Ярославль» капитан 3 ранга Борис Виноградов. После взаимных представлений, приветствий и объятий российские подводники попали в объектив норвежских фото- и видеокамер.
     - Как вы оцениваете прибытие в Норвегию в качестве первой российской подводной лодки? – этот вопрос более всего интересовал журналистов.
     - Я очень горд за честь, которую оказала мне моя страна, – представлять Андреевский военно-морской флаг России, российскую дизельную подводную лодку, город Ярославль на территории Королевства Норвегия, – ответил командир «Ярославля» капитан 3 ранга Борис Виноградов. – Это для меня огромная честь!
     В других интервью командир «Ярославля» подчеркнул, что этот визит – хорошая возможность для знакомства российских и норвежских подводников, обмена опытом, который принесет позитивные плоды для нашего военно-морского сотрудничества, сотрудничества между нашими странами, между нашими флотами.
     - Что вы думаете об отношениях между Россией и Норвегией, и особенно на Севере? – это вопрос от корреспондента журнала минобороны Норвегии из Осло.
     - Я считаю, что у нас на Севере сложились дружеские, соседские отношения, – ответил капитан 3 ранга Виноградов. – Более того, у нас здесь общие экономические интересы, которые должны сообща защищать. Поэтому дружбе нашей только крепнуть.
     Первой в череде протокольных мероприятий, на которые отправились капитан 2 ранга Александр Горбунов и капитан 3 ранга Борис Виноградов, стала встреча с мэром Бергена Херманом Фриеле, кстати, достаточно известным норвежским бизнесменом, возглавляющим группу компаний по производству кофе.
     Херман Фриеле, 60-летний седовласый мужчина среднего роста, с умиротворенной улыбкой, добродушными глазами и массивной цепью, покоившей герб Бергена на мэрской груди, пожав всем руки, сказал, что очень благодарен российским подводникам, сразу же по приходе в Хоконсверн посетившим его.
     - В последнее время я все больше интересуюсь Россией, – особо подчеркнул он. – За последний год дважды посещал Санкт-Петербург. Очень красивый город!
     По словам Фриеле, он переписывается лично с губернатором Санкт-Петербурга, вместе обсуждают вопросы развития между городами культурных связей, сотрудничества в бизнесе и здравоохранении. Хотя, конечно, отметил мэр, Санкт-Петербург гораздо больше Бергена не только по занимаемой площади: 5,5 миллиона его жителей – это даже больше, чем во всей Норвегии.
     - Я очень горжусь Бергеном – своего рода центром развития разных ремесел и дел, – с улыбкой сказал Фриеле. – Это старый город: ему почти тысяча лет. Берген богат культурой и славится ею на всю Европу и мир. Город лицом направлен на море, тысячелетие назад люди сюда пришли морским путем. Поэтому именно здесь и основали военно-морскую базу Хоконсверн. Вообще город настроен на движение в торговле, бизнес. Мой дедушка сто лет назад был в Санкт-Петербурге, изучал там торговлю, чтобы стать бизнесменом. Возможно, именно поэтому Санкт-Петербург близок моему сердцу.
     - И я не политик, меня просто избрали мэром. Я – бизнесмен. Кстати, у нас в мэрии есть книга для почетных гостей. Ей сорок лет. И я хочу, чтобы руководитель вашей делегации написал в ней несколько слов.
     После посещения мэрии Бергена «ярославцы» нанесли еще несколько протокольных визитов, так сказать, первым военно-морским лицам не только Хоконсверна, но и ВМС Норвегии.
     Представившись североморцам, командир военно-морской базы кэптен Осмунд Андерсен рассказал, что по роду служебной деятельности отвечает за то, чтобы стоящие здесь корабли получали все необходимое для полноценного берегового базирования.
     В целом военно-морская база, по словам ее командира, не настолько большая, насколько компактная. На относительно скромной территории нашли успешное и рациональное решение вопросы, связанные с размещением объектов боевой подготовки и обучения военнослужащих. Здесь базируются все корабли ВМС Норвегии и службы, обеспечивающие их повседневную жизнедеятельность. Модернизация базы – вот чем занимаются норвежцы в настоящее время.
     В базе много сооружений, построенных по стандартам НАТО. Все, что касается тыловой части, например длина причального фронта, глубины водной акватории у пирсов, качество применяемого топлива, – это стандарты НАТО. Однако Хоконсверн, подчеркнул кэптен Андерсен, – норвежская база.
     На территории базы размещены также мастерские, где ремонтируют корабельное вооружение и оснащение, начиная от минных тральщиков, ракетных катеров и выше по рангу и водоизмещению кораблей ВМС. Есть в базе кинотеатр и библиотека. А также – военная гостиница «Бригген», где хозяева с комфортом разместили в одно- и двухместных номерах офицерский и мичманский составы экипажа «Ярославля», старшины и матросы с не меньшим комфортом жили в норвежской береговой казарме.
     Начальник управления боевой подготовки норвежских ВМС коммодор Хокон Трондстад встретил «ярославцев», широко улыбаясь:
     - Было интересно наблюдать из окна служебного кабинета, когда ваша подводная лодка швартовалась в базе у причала, у которого в прошлом году находился большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко». Я видел фотографии с прошлогоднего визита «Утстейн» в Североморск и, когда российская и норвежская подводные лодки вместе стояли у причала, убедился, насколько ваш «Магнитогорск» больше нашей.
     После этого коммодор Хокон Трондстад поинтересовался у старшего на походе «Ярославля» капитана 2 ранга Горбунова, на каких субмаринах тот служил?
     - С лейтенантских времен, то есть уже двадцать лет, – только на «Кило», по нашей классификации – «Варшавянка», – ответил Александр Владимирович.
     - Хорошая подлодка, – кивнул головой командующий командованием боевой подготовки ВМС Норвегии. – Вы знаете, что наши лодки построены в Германии. Однако, несмотря на то, что лодки покупаем у немцев, их тактику мы не учим. Тактику использования подводных сил мы позаимствовали у британцев. Но сейчас у них больше нет дизельных подлодок. Поэтому ищем, у кого еще можно поучиться. Мы уже достигли многого, но учиться всегда есть у кого. Норвежские ВМС очень уважают российский ВМФ и считают, что вы – высокие профессионалы. Когда я служил на подводных лодках, отношения между нашими странами были далеко не такими дружественными, как сейчас. И очень рад, что мы достигли таких отношений.
     - Также, встречаясь в 1989-1990 годах с вашими лодками в подводном положении, я не мог представить, что спустя время мы придем к вам с дружественным визитом, – ответил капитан 2 ранга Горбунов.
     - Я сам думаю об этом, – сказал Трондстад. – И, честно говоря, благодарю судьбу, что не пришлось делать то, чему меня, в те годы начальника службы подводных сил Норвегии, научили. С тех пор, как пала Берлинская стена, понимаю, что русские военные моряки – это настоящие моряки. И у нас с вами нет причины иметь иные отношения, кроме как дружеские.
     Как, наверное, знаете, сейчас Норвегия примет на вооружение новую спасательную подводную лодку, которая пока находится в Великобритании. И мы с Россией планируем проведение совместных учений по оказанию помощи аварийной подлодке. Это ведь одна из главных задач для подводников – проводить международные операции по спасанию коллег, которые страдают на море. Норвежцы заинтересованы в объединении с вами в ресурсах по спасанию. Мы перестали охотиться друг на друга! Поэтому давайте помогать друг другу!..
     
«На арене, но невидимы!»

     Запомнилась встреча с начальником службы подводных сил кэптеном Эриком Бёе, который довольно подробно рассказал российским коллегам о нынешнем состоянии, а также перспективах развития подводной составляющей ВМС Норвегии.
     Не секрет, что она состоит из шести субмарин типа «Ула» («Ула» – головная в проекте, «Уредд», «Утвер», «Утстейн», «Утхауг» и «Утсира»). Одна подводная лодка постоянно находится в ремонте, максимальный срок которого – порядка двух лет. Кроме этого, до 2012 года все подлодки пройдут модернизацию, в результате чего они будут находиться на вооружении ВМС Норвегии до 2020 года. Ну а в дальнейшем более совершенные подлодки, возможно, вновь закупят у Германии.
     - Однако это вопрос политический, – сказал кэптен Бёе. – Ведь нужно думать и о дальнейшем развитии собственной судостроительной промышленности, создании рабочих мест. Так что вопрос с закупками перспективных подводных лодок для королевских военно-морских сил будут решать на уровне гораздо выше меня.
     А пока в подводных силах ВМС Норвегии пять экипажей. Содержание шести считают нецелесообразным. Каждый состоит из 23 подводников, 18 из которых – офицеры. Правда, численность экипажа можно варьировать от 20 до 27 военнослужащих в зависимости от решаемой лодкой задачи.
     Командованию подводными силами подчинен штаб. На него в свою очередь замкнуты семь отделов, отвечающих за планирование в использовании подводных сил, перспективное их развитие, личный состав, финансирование и многое другое. Непосредственно начальнику службы подводных сил подчиняются отделы материально-технического обеспечения и технический, а также подводные лодки и тренажерный центр подплава.
     - Как начальник службы, – рассказал кэптен Бёе, – контролирую комплектование пяти экипажей. Отвечаю за профессиональную подготовку личного состава, соблюдение им мер безопасности и подготовку военнослужащих командного звена на курсах командиров подлодок. Кроме этого, в моей компетенции – участие национальных подводных сил в международных операциях.
     В военно-морских силах Норвегии один раз в восемнадцать месяцев проводят тренировки по эвакуации с подводной лодки, лежащей на грунте. Обычно выходят на поверхность по шесть-семь человек. Кстати, в период пребывания «Ярославля» в Хоконсверне в непосредственной близости от места стоянки норвежских субмарин одна из подводных лодок легла на грунт. На поверхность фьорда выпустили сигнальный буй красного цвета. В процессе учения вышли из лодки три члена экипажа. Тогда же кэптен Эрик Альф Бёе вышел на один день на подводной лодке «Утхауг» в Северное море, так сказать, в ближнюю зону ответственности ВМС. Что же касается зоны дальней, то норвежские коллеги особо и не шифровали реалии: в настоящее время норвежские подводные лодки регулярно несут боевую службу в Баренцевом и Средиземном морях. Кстати, в Средиземке королевский подплав регулярно участвует в операции НАТО «Эктив эндевер», проводимой в рамках борьбы с международным терроризмом.
     «На арене, но невидимы!» – гласит девиз подводных сил ВМС Норвегии. И, по словам кэптена Бёе, его подводники каждодневной боевой деятельностью оправдывают свое кредо.
     Шел с российскими подводниками разговор и о возможностях новой натовской системы спасения экипажей аварийных подлодок. Это совместная разработка Норвегии, Великобритании и Франции. Ныне идет испытание системы, ввод которой в действие ожидают уже в декабре 2007 года. Базироваться аппаратура будет в шотландской военно-морской базе Клайд. Применять систему можно практически во всех условиях Мирового океана, кроме льдов, а также при волнении моря с высотой волны до пяти метров. Ее реально развернуть до эксплуатационного состояния в любой океанской точке за 72 часа с момента приема сигнала о бедствии, которое терпит подлодка. За десять погружений подводный аппарат способен эвакуировать с субмарины 160 человек. Рабочие глубины спасательной системы – от 40 до 600 метров. Максимальный угол крена подводной лодки при работе системы – 60 градусов. Спасание экипажа можно проводить при внутриотсечном давлении не более шести бар. Однако из-за большой массы системы (280 тонн) ее реально транспортировать на 23 автомобилях типа «трейлер» или при выполнении пятнадцати рейсов транспортным самолетом А-400М.
     - И здесь, как вариант, нам могли бы очень быть полезны российские транспортные самолеты «Антей», – такими словами кэптен Эрик Бёе завершил презентацию спасательной системы.
     
«Валькирия» – путеводная звезда!

     Всех приезжающих в норвежское военно-морское училище встречает исполненная в графическом изображении на фронтоне главного учебного корпуса пятиконечная «Северная звезда» – символ кадетского клуба «Валькирия». Поприветствовав «уважаемых российских подводников», заместитель начальника училища сказал, что «морская территория, которая интересует Королевство Норвегии, в пятнадцать раз превышает территорию страны. Поэтому ВМС нуждаются в высококвалифицированных офицерских кадрах. И для этого в военно-морском училище есть все условия». Последовавшая за этим экскурсия по альма-матер королевских флотских кадров лишний раз убедила: норвежцы слова, как, впрочем, и финансы, на ветер не бросают. Итак...
     Срок учебы в военно-морском училище ВМС Норвегии рассчитан на три года. Ученая степень, которую получают выпускники, – бакалавр. В училище несколько курсов (по-нашему – факультетов): оперативный, навигационный, курс егерей, инженерный и тыловой курсы. Однако основные курсы – оперативный и навигационный, так как большинство выпускников идут в надводный флот, подводные силы и береговые части.
     Но обучаются в училище кадеты не только для ВМС, но и для ВВС и сухопутных войск: 110 человек, так называемых военно-морских кадет и 30 кадет для остальных видов вооруженных сил. Их возраст – от 20 до 28 лет. Небольшое количество молодых людей (27 человек) пришли в училище прямо, как говорится, со школьной скамьи. Их обучают четыре года. Остальным кадетам, прошедшим до этого курс унтер-офицеров и отслужившим несколько лет на кораблях, лейтенантское звание присвоят за три года. Кроме этого, уже в процессе самого обучения кадетам присваивают «младшего лейтенанта». Все это заместитель начальника училища поведал нам, сопровождая в... училищную библиотеку.
     Она предстала перед нами в виде просторного светлого помещения с огромными окнами, интерьер которого выполнен в «евростиле». Как в любом подобном учреждении, обилие шкафов и стеллажей. На ближайшем к входу стеллаже в глаза бросается огромная книга на английском и русском языках «Оружие России, 2006-2007 годы». В библиотеке – четыре компьютера, подключенных к Интернету. Кроме этого, любой кадет может прийти в библиотеку с персональным ноутбуком и прямо отсюда выйти в Мировую информационную сеть. Также в ВМУ есть училищный интернет-сайт, регулярно закупаются базы данных для обучения кадет.
     На выдвижном экране североморцам продемонстрировали тактико-технические данные российских дизельных подводных лодок класса «Кило», к которым относится «Ярославль», взятые из британского справочника по вооруженным силам стран мира «Джейн».
     На стеллажах в библиотеке – около 12 тысяч книг, 20 тысяч – в хранилище. По словам библиотекаря, в плане обучения наибольшей популярностью у кадет пользуются фолианты «Великая Британия», «Коммунистический Китай сегодня», «Использование авианосцев во Второй мировой войне на Тихом океане в 1941-1945 годах»... Кстати, вечером на приеме от имени командующего ВМС Норвегии один из их подводников сказал, что в качестве чтения для души ему очень нравятся произведения Достоевского.
     После библиотеки нам продемонстрировали главную гордость ВМУ, коей является навигационный тренажер. Он представляет собой шесть рабочих мест (пять малых и одно большое), имитирующих ходовые мостики кораблей различных классов (в том числе и подводных лодок). Например, преподаватель благодаря пульту управления тренажером может «отправить в плавание» вместо фрегата «Фритьоф Нансен» тактико-технические данные и графическое изображение ракетного катера типа «Шольд». Кроме этого, кабельными трассами рабочие места связаны между собой. Таким образом обеспечивают одновременную подготовку к одиночному или совместному плаванию шесть расчетов ходовых постов. Более того, оборудование тренажеров постоянно обновляется. Кстати, во время прошлогоднего визита большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко» в Хоконсверн действовали только пять малых рабочих мест. Хотя, как говорится, и они произвели впечатление, однако увиденное ныне «большое рабочее место» училищного навигационного тренажера, безусловно, превзошло все наши ожидания.
     Круговые широкоэкранные мониторы имитируют различное время суток, гидрометеоусловия и интенсивность судоходства. В компьютеры заложена база данных по районам, наиболее часто используемым норвежскими ВМС: район от Бергена до Тронхейма – норвежские главные порты и фьорды; пресловутый Английский канал. В перспективе норвежцы планируют расширить «географию» базы данных. Однако сейчас на вопрос о «наличии у них «картинки» Кольского залива» с извиняющейся улыбкой сказали, что «такого графического изображения у них нет». Но я думаю, что это временно: если судить по обилию в последние годы визитов норвежских кораблей в столицу Северного флота Североморск, в их военно-морском училище просто необходима «графика» Кольского залива.
     Далее, большой навигационный тренажер способен имитировать не только совместное плавание шести кораблей, но и их взаимодействие с авиацией. При «плавании» на тренажере создается впечатление нахождения на движущемся корабле. Более того, за счет изменения плоскости горизонта на мониторах возникает ощущение качки. По словам норвежских офицеров и ощущениям российских моряков, которым предоставили возможность поработать на тренажере, «укачаться вполне реально». Правда, «ярославцы», дорвавшись до рычагов управления тренажером, сразу же сменили крупнотоннажный «Фритьоф Нансен» на скоростной и юркий ракетный катер «Шольд». И, «разогнавшись» до 60 узлов (порядка 120 километров в час), лихо «гоняли» по норвежским фьордам, норовя «протаранить» встречный транспорт либо наскочить по прибрежные скалы, чтобы в итоге насладиться скрежетом металла, звучащим из динамиков. В это время училищные преподаватели безучастно стояли в сторонке, пытаясь интерпретировать на норвежский лад постоянно витавшую в атмосфере тренажера фразу: «Эх, какой русский не любит быстрой езды!»
     В целом же навигационный тренажер используют не только для обучения кадетов училища. На нем не реже двух раз в год тренируются экипажи кораблей: корабельные боевые расчеты отрабатывают слаженность совместных действий, обучаются вахтенные офицеры и многое другое.
     Уже в конце экскурсии по ВМУ нам рассказали, что училищу принадлежит шикарный белоснежный парусник «Statsroad Lehmhuhl», на котором кадеты проходят ежегодную морскую практику. В очередной раз судно покинуло порт Берген после ухода «Ярославля» из Хоконсверна – 29 сентября, чтобы возвратиться обратно 15 декабря. При этом подчеркнули, что лишь такие условия, когда «в море нет Интернета и мобильных телефонов, а только волны, ветер и паруса», делают из кадет настоящих мужчин. Их путь проляжет через Атлантику в США, затем возьмут курс на Нидерланды. И затем уж – домой.
     
Хоконсверн:послесловие...

     Четыре дня неофициального визита пролетели быстро. Пришла пора «Ярославлю» собираться из Хоконсверна в обратный путь. В эти дни местная пресса писала, что «спустя шестнадцать лет после распада СССР ВМС Норвегии проявляют большую степень открытости».
     - Целью визита российской подводной лодки стали обмен опытом и знакомство с нашим северным соседом, – заявил начальник пресс-службы ВМС Норвегии Ян Кетил Стейне.
     Обмен визитами между Россией и Норвегией – важная часть сотрудничества между странами. В связи с этим капитан 3 ранга Том Энгеберг, технический офицер норвежских подводных сил, заявил СМИ, что «таких визитов с российской стороны может быть больше».
     - У Норвегии с Россией подписан договор о сотрудничестве на политическом уровне. Его частью является, что корабли с обеих сторон могут посещать базы друг друга для общения. Так что эти визиты дают возможность познакомиться с экипажами и кораблями из стран, не являющимися членами НАТО, – рассказал капитан 3 ранга Энгеберг.
     ...Накануне выхода «Ярославля» в море над Хоконсверном разверзлись небеса и пошел проливной дождь. Однако с раннего утра нежаркое сентябрьское солнце вновь засияло над норвежской военно-морской базой.
     - Это удивительно, – сказал кэптен Эрик Бёе, приехавший вместе с командиром «Утстейн» капитаном 3 ранга Томасом Андерсеном и другими офицерами подводных сил Норвегии проводить в дальний поход российских коллег. – Когда «Ярославль» только зашел в Хоконсверн, ненастье, бушевавшее до этого, сразу закончилось. Все дни визита дождь если и лил периодически, то был не холодным и кратким. Сейчас уходите, и вновь солнце...
     - В этом нет ничего сверхъестественного, – ответил командир российской подлодки капитан 3 ранга Борис Виноградов. – Дело в том, что «Ярославль» в переводе с древнеславянского языка означает «славящий солнце». Поэтому мы его славим, а оно нам сопутствует в дороге: дарит добро и удачу!
     - И все-таки удивительно, – остался при своих мыслях Бёе. – Ей Богу, если б кто-нибудь десять лет назад сказал мне, что такой визит состоится, я над ним просто посмеялся бы...
     Норвежцы не любители долгих проводов. Однако в то утро за короткими пожеланиями счастливого пути и спокойного моря рукопожатия все равно были крепче, чем обычно, а взгляды провожавших «Ярославль» королевских подводников – искренними и доброжелательными. Безусловно, за четыре дня мы гораздо лучше узнали друг друга. И, вероятно, постепенно все же становимся друзьями – с коммодором Хоконом Трондстадом, кэптенами Эриком Бёе и Осмундом Андерсеном, капитанами 3 ранга Томасом Андерсеном и Томом Энгебергом. Со многими другими, с кем познакомились в Хоконсверне.
     Когда «Ярославль» отходил от причала, вспомнил слова одного из норвежских журналистов, сказанные им еще в первый день визита:
     - Ну уж если подводные лодки начинают между собою дружить, то в самом деле этот мир меняется к лучшему!
     Наш мир, над которым всегда обя
     зано сиять солнце!
     На снимках: Капитан 3 ранга Борис Виноградов вручает мэру Бергена Херману Фриеле красочную книгу о Ярославле и фотографию подводной лодки «Ярославль».;
«Ярославль» в Хоконсверне.;
Среди встречавших российских подводников - норвежский военный духовой оркестр.;
Вот такое небо из прочного корпуса «Утстейн».;
Командующий командованием боевой подготовки норвежских ВМС коммодор Хокон Трондстад был очень рад видеть у себя в гостях североморских подводников.;
В одном строю российские и норвежские подводники у мемориала норвежской подводной лодке «Уредд», погибшей в годы Второй мировой войны.
Первый заместитель председателя Госдумы России Любовь Слиска: «Ну что, к лицу мне командирская фуражка?»;
Страсти футбольные (экипаж «Ярославля» в синей форме).Фото автора.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex