на главную страницу

24 Октября 2007 года

Большая игра

Среда

Энергетический вектор европолитики

Андрей ДИЕВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



Очередной саммит Россия — Евросоюз пройдет в португальской столице Лиссабоне в эту пятницу, 26 октября. Предстоящий саммит станет уже двадцатой встречей подобного рода, которая совпадает по времени с десятилетием со дня заключения соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. После распада СССР отношения между Российской Федерацией и ведущими европейскими государствами продолжали в целом развиваться, базируясь на фундаменте взаимного доверия, созданного еще в 1970-е годы, в период так называемой разрядки. Сохраняется консенсус в понимании того непреложного факта, что европейский континент не может стать полем новой крупномасштабной войны, чреватой при нынешнем уровне военных технологий (даже без применения ядерного оружия) коллапсом экономики и всех систем жизнеобеспечения населения. Это тем более неприемлемо, что страны Старого света, к которым условно можно отнести и Россию, столкнулись с новыми геополитическими вызовами цивилизационнного уровня. Под угрозой, как считают многие мыслители, само будущее семьи европейских народов, имеющих общие исторические корни.

     ОТРАДНО, что в штаб-квартире ЕС в Брюсселе развитие партнерства с Россией декларируется как один из приоритетов внешней политики. Представители ЕС в публичных выступлениях называют Российскую Федерацию одним из своих стратегических партнеров, с которым все возникающие проблемы будут решаться конструктивно.
     На аналогичных позициях стоит российское руководство. По словам специального представителя Президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом Сергея Ястржембского, на предстоящем в Португалии саммите «мы должны сделать обзор того, чего мы достигли в наших отношениях за это время и к чему мы будем стремиться дальше. Нам предстоит рассмотреть все вопросы наших отношений с ЕС. И откровенно поговорить о тех проблемах, которые нас волнуют». Ястржембский при этом выразил свое категорическое несогласие с теми, кто считает, что отношения России и Евросоюза переживают глубокий кризис, ибо во всем многообразии наших связей нельзя «видеть лишь негатив».
     Камень преткновения в отношениях России и Евросоюза - в энергетической сфере. Энергетический фактор по известным экономическим причинам стал одним из основных в мировой политике. Бедные углеводородным сырьем западноевропейские страны уже традиционно, со времен Хрущева и Брежнева, ориентируются на ритмичную поставку нефти и природного газа из нашей страны. Советское руководство даже в периоды кратковременного ухудшения военно-политической ситуации на континенте не прибегало к энергетическому шантажу европейских стран НАТО. Экономические связи, как полагали в Москве, ткали, образно говоря, «материальную ткань» добрососедства в Европе.
     Руководство РФ придерживается с 1990-х годов этой же линии. Неудивительно поэтому, что на Евросоюз приходится 52 процента всего российского экспорта и 70 процентов иностранных инвестиций в экономику РФ. Экономика объединенной Европы получает из России 25 процентов своего газа и одну треть нефти, и эта зависимость пока не снижается. А ряд восточноевропейских стран живет только за счет российского углеводородного сырья.
     Наша справка. По оценкам экспертов, поставки газа на рынки стран Евросоюза к 2020 г. возрастут до 615-665 млрд. кубометров с 494 млрд. кубометров в 2005 г. Тем не менее в 2015 г. на европейском рынке возникнет дефицит газа в размере 10 процентов от потребностей, а к 2020 г. он возрастет до 23 процентов. Доля России в поставках газа на европейский рынок к 2020 г. снизится до 22 процентов.
     СПОРЫ между Москвой и Брюсселем сопряжены с активизацией российского бизнеса на европейском направлении, что вызывает сопротивление. В штаб-квартире ЕС ратуют на словах за либерализацию европейского энергетического рынка. Но под этим понимается в первую очередь доступ европейских компаний к транзитной трубопроводной системе РФ.
     Известно, исторически сложилось так, что экспортные магистральные газопроводы контролируются в России государством через «Газпром». По ним в Европу и идет «голубое топливо» как из самой России, так и бывших советских республик Центральной Азии. В Брюсселе хотели бы сломать монополию «Газпрома», с которым европейским компаниям приходится договариваться. Замысел прост: получить самостоятельный доступ к контролируемым «Газпромом» трубопроводным маршрутам (определенные квоты на прокачку), а далее самостоятельно договариваться с Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном о цене на добываемый там природный газ.
     В то же время в штыки принимается активность российских компаний на европейском рынке, их попытки приобрести энергетические активы в странах Евросоюза. В сентябре председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу представил проект основных принципов новой энергетической политики ЕС. Проект предлагает разделить управление сетями и собственность на них. В конечном счете, как считают эксперты, речь идет о фактическом запрете для иностранных корпораций приобретать энергоактивы в странах ЕС. В новой ситуации «Газпром» может быть вынужден отказаться от новых приобретений на европейском энергетическом рынке и даже от тех объектов, которые уже контролирует.
     Российскому газовому гиганту в этом случае придется пересматривать свои планы на европейском рынке. Так, до недавнего времени ожидалось, что сотрудничество может быть расширено с Бельгией. В частности, шла речь о строительстве крупного газохранилища в Пудерли (Бельгия), газ из которого можно будет транспортировать и в Великобританию. Бельгия потребляет 16 млрд. кубометров газа в год, и весь его объем обеспечивается за счет импорта; небольшие объемы «голубого топлива» поставлял в Бельгию и «Газпром» (в 2006 году - около 0,3 млрд. кубометров). Сейчас «Газпромом» арендуются хранилища в Австрии, Германии, Швейцарии и Великобритании.
     В свою очередь голландцы, как сообщалось, решили передать «Газпрому» 9 процентов в капитале одной из важнейших газовых магистралей Евросоюза - подводном газопроводе Би-би-эл, соединяющем Нидерланды и Великобританию (последняя получает по данной магистрали 15 процентов газа, потребляемого национальной экономикой). «Газпром», кстати, контролирует уже 1 процент британского розничного газового рынка.
     Еще прочнее позиции «Газпрома» в Прибалтике, где он владеет крупными пакетами акций в ряде компаний, занимающихся распределением и доставкой энергоресурсов (в латвийской Latvijas Gaze - 34 процентов акций, литовской Lietuvos Dujos - 37, эстонской Eesti Gaas - 37 процентов).
     Успешно осуществляется сотрудничество «Газпрома» с крупными компаниями Германии при подготовке строительства Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря (проект «Северный поток»). Строительство газопровода протяженностью около 1200 километров предполагается начать в 2008 году, и с 2010 года российский газ начнет поступать из Выборга в Германию.
     Кроме того, прорабатывается вопрос сооружения «Газпромом» и итальянской «ЭНИ» Южноевропейского газопровода. Имеются различные варианты. Например, продлить газопровод «Голубой поток» (проходящий по дну Черного моря из России в Турцию) на Балканы и далее в Италию - либо через Грецию, либо через Болгарию, Сербию, Хорватию и Словению. Эксперты считают возможным и прокладку трубы до Венгрии с созданием в этой стране газораспределительного узла. Но скорее всего будет проложен новый подводный газопровод по дну Черного моря до Болгарии (российская Джубга - болгарский Бургас), затем две ветки: одна из которых пойдет до Австрии, другая - на север Италии.
     Наша справка. Рынок природного газа Италии является третьим по объемам среди европейских стран после Великобритании и Германии, а Италия - вторым по величине импортером российского газа (в 2006 г. - 22 млрд. кубометров газа). Общая протяженность черноморской части «Южного потока» составит около 900 км, максимальная глубина прокладки трубы - более 2.000 м. Пропускная способность - 30 млрд. кубометров в год.
     ТЕПЕРЬ все эти планы ставятся под вопрос. Уже появились предупреждения аналитиков о том, что новая энергетическая политика ЕС приведет к сокращению на длительное время поставок российского газа в европейские страны, в том числе в Германию, где «Газпрому» принадлежит половина акционерного капитала в крупной энергетической компании Wingas.
     Руководитель департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Сергей Рябков заявил в связи с этим, что Россия не драматизирует ситуацию, хотя очень тщательно ее отслеживает. По его сообщению, этот вопрос будет обсуждаться на предстоящем саммите Россия — Евросоюз в Португалии. Рябков справедливо отметил, что «партнерство - это улица с двусторонним движением» и если Брюссель «хочет рассматривать растущие возможности по инвестированию в экономику России, мы должны иметь адекватную возможность вкладывать наши средства в соответствующие ключевые отрасли ЕС».
     Надо подчеркнуть, что крупные российские компании заинтересованы в работе на европейском рынке. Например, вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун заявил в сентябре в интервью газете Financial Times, что эта нефтяная компания зарезервировала
     9 млрд. долларов для приобретения нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей в европейских странах. По его оценке, наличие в Европе собственных активов, которые дадут возможность перерабатывать поставляемую «ЛУКОЙЛом» нефть, позволят зарабатывать в год как минимум на 1 млрд. долларов больше, чем сегодня. Компания хотела бы приобрести перерабатывающие компании в Польше, Венгрии и Австрии, но вследствие европейской политики «протекционизма» их покупка затруднительна. Поляки, в частности, не хотят продавать свои активы «по идеологическим соображениям». В 2006 году «ЛУКОЙЛ» выиграл тендер на покупку нефтеперерабатывающего завода в голландском Роттердаме, после чего хозяин «вдруг» раздумал продавать свой актив.
     ЧИНОВНИКАМ Евросоюза, заметим, будет не так просто реализовать свои декларации о либерализации европейского энергетического рынка, так как он в большинстве стран весьма монополизирован. Правительства крупных западноевропейских стран также весьма осторожны в поддержке радикальных намерений Еврокомиссии. Это показала, в частности, мартовская конференция экспертов Евросоюза по проблеме развития энергетических рынков.
     Встретившиеся в ее рамках министр экономики ФРГ Михаэль Глос и комиссар ЕС Андрис Пиебалгс продекларировали, что Германия и Европейская комиссия намерены усилить меры регулирования в отношении энергетических концернов. Пиебалгс при этом вновь озвучил свою инициативу изъять у энергетических концернов их распределительные сети с целью развития конкуренции и снижения цен: «До тех пор, пока концерны являются законными собственниками сетей, они будут пытаться создавать препятствия конкурентам». Но Глос, поддержав на словах курс Евросоюза на усиление регулирования в сфере энергетики, высказался против расчленения крупных концернов. По его мнению, подобный шаг - «не панацея». Такой осторожный подход не удивителен, если принять во внимание, что в Германии 80 процентов производства электроэнергии приходится на четыре ведущих концерна, оказывающих значительное влияние на формирование экономической политики германского государства.
     Тем не менее силы бюрократии Евросоюза, опирающиеся на мощные финансовые круги Запада, становятся все сильнее в западноевропейской элите, тесня национально ориентированных политиков. Еще в июле заседающий в Страсбурге Европарламент, принял обширную резолюцию, которая ограничивает доступ зарубежных компаний на внутренний энергетический рынок Евросоюза (это и стало толчком для разработки проекта новой энергетической стратегии ЕС). В ней содержится положение о том, что «ни одна из компаний третьей страны не может получить разрешение на приобретение энергетической инфраструктуры на территории Евросоюза до тех пор, пока эта страна не предоставит аналогичные возможности для компаний ЕС». Очевидно, что данное положение резолюции направлено против России и Алжира, которые являются экспортерами энергоресурсов для стран ЕС.
     Наша справка. В Евросоюзе обеспокоены активностью не только российских компаний, но и Алжира, который является третьим по значению поставщиком природного газа на рынке ЕС после России и Норвегии. Алжирская нефтегазовая компания Sonatrach недавно добилась права на участие в прибылях европейских компаний от продаж алжирского газа, а также на реализацию на европейском рынке сжиженного газа. Ожидается, что присутствие африканского газа на европейском рынке увеличится в случае реализации проекта транссахарского трубопровода, который предполагается проложить через территории Нигерии, Нигера и Алжира.
     ДЕПУТАТЫ Европарламента летом призвали Еврокомиссию разработать «дорожную карту» создания единой интегральной газовой и электрической сети ЕС. При этом должно быть предусмотрено положение о том, что в условиях создания кризисных ситуаций каждая из стран Евросоюза должна иметь доступ к национальным стратегическим резервам природного газа других государств ЕС.
     И еще одно важное решение: Европарламент предложил отказаться от приоритета по созданию гигантских газовых хранилищ в пользу строительства морских терминалов для поставок сжиженного газа с мирового рынка (доля поставок сжиженного природного газа в ЕС возрастет до 22 процентов к 2020 году с 10 процентов в 2005 г.). Цель тоже ясна: добиться большей независимости Евросоюза от нынешних ведущих внешних поставщиков «голубого топлива».
     Жесткую позицию занимает комиссар Евросоюза по антимонопольной политике Нили Кресс, которая в июне с.г. заявила, что российскому «Газпрому» придется продать сети доставки энергоресурсов в Восточной Европе, если ЕС проведет реформу энергетической промышленности. Она считает, что планируемая реформа не позволит «Газпрому» сохранить за собой сразу две функции - производителя и поставщика энергоресурсов.
     Большие надежды в Евросоюзе возлагают ныне на альтернативные источники энергии. Сделана ставка на ускоренное развитие технологии по производству биогаза, и рассчитывают в этом плане на сотрудничество с Бразилией. Этот вопрос стал предметом обсуждения на первом саммите ЕС - Бразилия, состоявшемся 4 июля в Лиссабоне, где было заключено соглашение о стратегическом партнерстве. В экономическом плане Бразилия нужна европейцам для диверсификации источников энергии. Они намерены увеличить долю биотоплива и снизить зависимость от российского и ближневосточного углеводородного сырья.
     Наша справка. Бразилия является признанным лидером в создании технологии производства биотоплива, добываемого из растений. Она вырабатывает из сахарного тростника 17 млн. тонн этанола в год. А ЕС весной принял решение довести к 2020 г. долю биотоплива в заправке автопарка не менее чем до 10 процентов. Бразильская компания «Петробраз» и португальская «Галп» договорились о создании совместного предприятия по производству в Бразилии 600 тыс. тонн биотоплива в год (биодизель и биоэтанол). Аналогичное производство будет налажено в других бывших португальских колониях - Анголе и Мозамбике.
     Евросоюз подходит к саммиту с Россией достаточно сплоченным. Удачно для сторонников дальнейшей европейской интеграции прошла неформальная двухдневная встреча на высшем уровне на прошлой неделе в том же Лиссабоне. Лидерам стран ЕС удалось одобрить проект нового базового договора о функционировании этой региональной организации и вывести ее из институционного кризиса. Он, напомним, возник, когда большинство французов и голландцев не поддержали проект Конституции ЕС на национальных референдумах два года назад. Пришлось отказаться от продолжения процедуры ратификации основного закона, хотя его к тому времени уже ратифицировали 18 из 27 стран ЕС. Тогда и решили разработать вместо конституции базовый договор о принципах функционирования ЕС. Само торжественное подписание договора состоится 13 декабря.
     Европейская интеграция будет, видимо, продвигаться и в военной сфере. На неформальной встрече министров обороны стран Евросоюза в сентябре многие участники высказались за усиление его военной составляющей. Лейтмотивом обмена мнениями стала мысль о том, что ЕС сможет войти в число «по-настоящему международных игроков» только после того, как его немалый экономический вес будет дополнен военной мощью, способностью «к автономным действиям». Оборона, как говорили министры, должна стать одним из приоритетов ЕС, и расширение его военных возможностей позволит активно действовать, когда разразится очередной кризис. Речь идет о том, чтобы иметь в распоряжении готовые к боевым действиям формирования сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил.
     В этих условиях саммит в Лиссабоне не обещает быть для России легким. Евросоюз постарается продавливать нужные ему решения в энергетической сфере, но результата вряд ли добьется. Разговор с Москвой с позиции силы уже затруднителен.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex